Внеурочная деятельность в 6 классе

Данное планирование будет очень полезно не только учителям математики, но и всем, кто работает с шестиклассниками по введению федеральных государственных образовательных стандартов. Материал удобно скомпонован, а еще будет лучше, если вам удастся достать книгу, названную в планировании. Планирование рассчитано как при одном часе в неделю (всего 34 часа), так и при двух часах в неделю ( всего 68 часов). Практического материала ( задания на развитие интеллектуальных умений, ребусы и кроссворды ) о...
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СОШ №3 г.Похвистнево Самарской области



Утверждена Рассмотрено и рекомендовано

приказом к утверждению

ГБОУ СОШ №3 МО естественно-математического цикла

№_____от______2014 (Протокол №___от______2014)

Директор _______Л.А.Козлова Руководитель _____





Рабочая программа

«Учимся мыслить творчески»

для учащихся 6 класса



Составлена

учителем математики

З.И.Сурковой



Проверена

заместителем директора по УВР

Хмелевой В.В.







  1. учебный год

Пояснительная записка

Формирование обобщенных умений предметного характера, т.е. специальных умений, происходит в контексте разных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые в первую очередь функцией учебного предмета и его предметным содержанием. Успешность развития УУД зависит от способов построения содержания учебных предметов.

При этом :

-усвоенные учащимися приемы и способы умственной деятельности служат основой развития специальных приемов и способов учебной, познавательной деятельности школьников и обеспечивают успешное усвоение содержания учебных предметов;

-система специальных интеллектуально-тренинговых занятий, проводимых на предметном материале, формирует формально-логический компонент мышления и создает условия для развития творческого мышления

Структура занятий курса

«Развитие познавательных способностей учащихся»

Каждое занятие ориентировано на формирование определенных учебно-интеллектуальных, учебно-информационных умений, т.е. на достижение конкретной цели. Учитель совместно с учениками составляет план действий и организует коллективную, групповую и индивидуальную деятельность учащихся, включающую разминку, мозговую гимнастику, тренинги, задачи на смекалку, логико-поисковые задания и др.

В качестве основных этапов каждого занятия можно выделить следующие виды организации деятельности учащихся:

-разминка (3-5 минут)

-диагностический тренинг

-логико-поисковые задания (25 мин)

-веселая переменка (3 мин)

Решение творческих нестандартных задач (5-7 мин)

-мозговая гимнастика (2 мин)

-информационный блок

-рефлексия.

Методические особенности проведения занятий

1.Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательную активность.

2.Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. В связи с этим основной уров делается на развитие внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти и мышления, развитие и совершенствование которых необходимо для мыслящей личности.

3. На занятиях один вид деятельности сменяется другим для уменьшения утомляемости.

4.С каждым занятием задания усложняются, наращивается темп выполнения.

5.Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет обеспечить познавательный и развивающий аспекты курса.

Ожидаемые результаты

-формирование и развитие общеучебных умений и навыков;

-формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

-освоение новой информации, способов и приемов работы с информацией, методов её структурирования;

-освоение методов решения изобретательских задач.

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 6 классов.

Занятия проводятся 1(2 раза) раз в неделю по 1(2) часу (34 (68)ч в год).

Учебно-тематический план курса

Учимся мыслить творчески.



№п/п

Тема

Содержание

Кол-во

часов

1

Диагностическое тестирование


1

2

Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий

Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Практические задания, развивающие игры

1(2)

3

Сравнение понятий

Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть- целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры

1(2)

4-5

Выделение существенных признаков

Существенные и несущественные признаки. Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. Практические задания, развивающие игры

2(4)

6-7

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Дополнение текста. Практические задания, развивающие игры

2(4)

8-9

Смысловые словосочетания

Смысловые словосочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры

2(4)

10-11

Синонимы, антонимы

Установление отношений между понятиями: синонимы, антонимы. Практические задания, развивающие игры

2(4)

12-13

Творчество. Методы решения творческих задач

Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры

2(4)

14-15

Метод контрольных вопросов

Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов. Практические задания, развивающие игры

2(4)

16-17

Оценка явлений, событий с разных точек зрения

Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, умений видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры

2

18-19

Воображение

Воображение. Что такое воображение . Виды воображения. Фантастический образ. Ассоциации. Приемы развития воображения. Практические задания, развивающие игры

2(4)

20

Компьютерный практикум

Создание компьютерного рисунка

1(2)

21-22

Конструирование на плоскости

Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания, развивающие игры

2(4)

23-24

Конструирование в пространстве

Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Практические задания, развивающие игры

2(4)

25-26

Постановка и разрешение проблем

Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы решения проблемных ситуаций. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания, развивающие игры

2(4)

27-28

Разрешение проблемных ситуаций

Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры

2(4)

29-30

Метод разрешения противоречий

Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм . Метод разрешения противоречий: сущность метода. Практические задания, развивающие игры

2(4)

31

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

1(2)

32-34

Решение творческих задач

Творческие задачи (проводятся по задачам, предложенным учащимися)

3(6)



Литература

1.Н.А.Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. М., Просвещение,2012

2. Н.А.Криволапова. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. М., Просвещение,2012



© 2010-2022