• Преподавателю
  • Математика
  • Урок математики в 4 классе. Тема урока Построение точки с указанными координатами. Практическая работа. УМК школа 21 века

Урок математики в 4 классе. Тема урока Построение точки с указанными координатами. Практическая работа. УМК школа 21 века

Раздел Математика
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4 класс УМК «Школа 21 века» МАТЕМАТИКА.

Урок-практикум. Дата ________________________ Учитель: Ятцулевич И. В.

В 4 классе по математике всего изучается 40 тем (УМК «Начальная школа XXI века»). В 15 темах излагается традиционное для начальной школы содержание обучения, а остальные 25 тем «дают тот математический «фон», который расширяет и углубляет общематематическую подготовку ученика, готовит их к изучению математики и сложных дисциплин в средней школе».

Одной из таких нетрадиционных тем и является - «Координатный угол». Введение этого понятия имеет общеобразовательное значение, так как расширяет математический кругозор детей, развивает их пространственные представления, подготавливает учащегося к изучению в старших классах более сложного понятия «координатная плоскость».

Методика изучения темы «Координатный угол» построена с учетом возрастных особенностей учащегося начальной школы, обеспечивает посильность учебного материала. Кроме того, четвероклассники уже со 2 класса знакомы с понятиями: числовой луч и его обозначение (Ох), единичный отрезок, координата точки. Поэтому работа с темой «Координатный угол» детям проста, доступна и интересна.

На изучение темы «Координатный угол» отводится 2 урока.

Урок построен в технологии междисциплинарного обучения, основанной на системно - деятельностном подходе, что предполагает максимальное поощрение и использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания; планируются не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные.

Этапы урока соответствуют структуре продуктивного мыслительного процесса: постановка проблемного вопроса - поиск ответов на этот вопрос - формулировка вывода - проверка вывода.

Основной метод, применяемый на уроке,- метод исследования, который предполагает построение обучения как творческого процесса открытия ребёнком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке - индивидуальная, парная и групповая работа.

Технологическая карта урока.

Раздел

Десятичная система счисления.

Тема

Построение точки с указанными координатами. Практическая работа.

Цель


Задачи

Формировать представление о координатной плоскости, координатах точки.

Образовательные (формирование познавательных УУД): формирование у учащихся умений и навыков построения точек в координатной плоскости, определения координат точки, расположенной в координатной плоскости, правильно использовать понятия абсцисса, ордината. Закрепить умения: Называть координаты точек, отмечать точку с заданными координатами. Называть координаты точек, отмеченных в координатном углу. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Отмечать точку с данными координатами в координатном углу, читать и записывать координаты точки. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы.

Развивающие (формирование регулятивных УУД) совершенствование уровня развития речи учащихся с помощью использования математической терминологии и математического языка, умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, развитие навыков самостоятельной работы и работы в парах, самоконтроля и взаимоконтроля, развитие интереса к предмету через занимательные и творческие задания.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность, умение преодолевать трудности с помощью решения трудных, но интересных задач, воспитывать примерное отношение к учебе, интерес к предмету.

Содержание темы. Термины и понятия.

Координатный угол. Передача изображений. Координаты точки, абсцисса, ордината. Оси координат, координаты точки. Обозначения вида А (2, 3).

Оборудование

Информационный материал: учебник «Математика», 4 класс, ч. 1; Рабочая тетрадь № 1; методическое пособие для учителя.

  1. Демонстрационный материал: Рабочий лист для выполнения задания на этапе мотивации (Лист № 1).

  2. Тексты «Построение точек по их координатам (способ 1)», «Построение точек по их координатам (способ 2)»

  3. Рабочие листы «Алгоритм построения точки по её координатам» (Лист № 4).

Интерактивный материал: Презентация.

Формы работы

Фронтальная; индивидуальная - ; парная - ; групповая - .

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Проявлять: - интерес к изучению темы; Понимает причины успешной/ неуспешной учебной деятельности и конструктивно действует в условиях успеха/ неуспеха. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.

Познавательные умения: Называть координаты точек, отмечать точку с заданными координатами. Называть координаты точек, отмеченных в координатном углу. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Отмечать точку с данными координатами в координатном углу, читать и записывать координаты точки. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы.

Регулятивные умения: выполнять задание в соответствии с целью; выполнять учебное действие, используя алгоритм: Называть координаты точек, отмечать точку с заданными координатами; выполнять проверку и корректировку учебного задания: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; оценивать результат собственной деятельности.

Коммуникативные умения: комментировать действия письменного в рамках учебного диалога, используя математические термины; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Называть координаты точек, отмечать точку с заданными координатами. Делает выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

Ход урока

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

  1. Мотивация.


Цель: Мотивировать к изучению темы.

Стимулировать желание научиться.







2.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.





Цель: Знать алгоритм построения точек по их координатам. Уметь строить точки по их координатам.
































3.Построение проекта выхода из затруднения.


























4.Реализация проекта выхода из затруднения.




Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладошками. Улыбнитесь. Почувствуйте тепло своих рук. Пожелайте друг другу удачи и успеха.

Всем желаю сноровки и силы

И удач, и отваги в труде,

Математика всем нам поможет

Оставаться на высоте.

В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла слова Владимира Сидорова. Прочитайте их. Слайд № 1.

А камни

Не старайся обойти.

Не сбрасывай их вниз

В остервененьи…

Пускай препоны

На твоём пути

Всё время превращаются

В ступени.

- Как вы понимаете их?

-Я желаю вам не бояться трудностей. Преодолевать любые трудности надо сообща. Помогайте и поддерживайте друг друга!

Устный счёт:

1. S квадрата 25 см кв. Чему равна длина стороны квадрата?

2. Стороны прямоугольника 4 см, и 6 см. Чему равна S этого прямоугольника?

3. Сколько сторон имеет шестиугольник?

4. Длина 1 го отрезка 17 см, что на 8 см больше длины 2 го отрезка. Чему равна длина 2 го отрезка?

5. Какую величину имеет прямой угол?

6. Сколько прямых углов имеет тупоугольный треугольник?

7. Сторона квадрата 2см. Чему равен периметр этого квадрата?

8. Какую величину имеет развёрнутый угол?

9. Сколько равных сторон имеет равносторонний треугольник?

- Какие задачи решали? ( Геометрические)

-Что такое геометрия?

- Геометрия это наука.

- А, что она изучает?

- Какие фигуры изображены?

- Назови каждую из них.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Шифровальщик». Я задумала слово, которое вы должны отгадать, решив примеры.

Учащиеся решают столбики примеров, раскрывая вычислительный приём, записывают ответ и соответствующую ему букву. Это ключ для составления слова.

На карточках. Пользуясь ключом, расшифруйте слово. Диктует учитель, ученики записывают буквы.

50, 15, 15, 20, 31, 4, 760, 422, 46, 34.

- Что получилось? (координаты)

- Что такое координаты? (пара элементов для определения положения точки на плоскости)

-Какую тему мы изучаем с вами на последних уроках математики?

-Какие понятия являются ключевыми в данной теме?

-Что такое координатный угол?

Координатный угол - прямой угол, стороны которого являются координатными лучами с общим началом в начале координат.

- Как обозначается сторона координатного угла, расположенная горизонтально? Сторона координатного угла, расположенная горизонтально, обозначается O x.

-Как обозначается сторона координатного угла, расположенная вертикально? Сторона координатного угла, расположенная вертикально, обозначается O y.

-Как обозначить положение любой точки координатного угла? Парой чисел, которые называются координатами точки.

- Как записываются координаты точки? Координаты точки записываются в круглых скобках.

- Как называется первая координата точки? Абсцисса.

- Как называется вторая координата точки? Ордината.

- Мы уже умеем определять координаты точки. Запишите на листочке координаты точек, которые сейчас представлены на слайде. Приготовьтесь к самопроверке.

- Сравните свою запись с образцом.

- Поднимите руку, кто справился с работой.

- Кто не справился? Что делать?

- Какая задача является обратной той, что мы сейчас выполняли? Построение точки по ее координатам.

- Мы умеем это делать?

- Какая тема урока?

Тема урока: Построение точки по указанными координатами.

- Сегодня на уроке будем учиться строить точки по их координатам.

- Какие задачи поставим на урок?

- Научиться … строить точки по указанным координатам.

- Установить … алгоритм построения точек координатного угла по их координатам.

- Может быть, у нас нет никаких проблем с построением точек по их координатам? Я предлагаю вам проверить это.

Работа в группах: Откройте папку, достаньте лист № 1 для выполнения задания. Выберите командира группы. (3 группы)

- Распределите объём работы между членами группы. Выполнив задание, организуйте взаимопроверку.

Девиз:

На результат хороший не надейся,
Пока меж нами нет взаимных действий.
Научимся терпенью, уваженью
Мы в поиске совместного решения.

- В группах постройте точки по их координатам, соедините их, как указано в инструкции, и у вас должен получиться рисунок.

-Но прежде чем вы начнёте выполнять задание, давайте ещё раз проговорим существенные признаки координат угла.

1. Один из координатных лучей расположен горизонтально - это ось абсцисс, или 0 x.

2. Другой, вертикально - это ось ординат, или 0 y.

3. На каждом из координатных лучей должна быть указана единица измерения.

4. Первая координата точки (абсцисса) определяется по горизонтальной оси.

5. Вторая (ордината) - по вертикальной.

- На работу отводится 4 минуты. Чтобы уложиться в это время, подумайте, как распределить обязанности в группе по выполнению задания?

- Посмотрим, что у нас получилось.

- Проблема: Все группы получили одно и то же задание, а рисунки получились разные. - Почему?

- Какой проблемный вопрос у вас возникает?

- Я предлагаю записать проблемный вопрос нашего сегодняшнего урока на «листе-вопросе».

- Что необходимо сделать, чтобы ответить на проблемный вопрос?

Прочитайте план исследования.

  1. 1. Прочитать текст.

  2. 2. Заполнить рабочий лист.

  3. 3. Сделать вывод (относительно поставленного вопроса).

4. Подготовиться к отчёту

- Найдите в папке листы №2, возьмите тексты.

- Возьмите рабочий лист № 3.

- Расскажите, что нужно сделать?

- Приступаем к работе.

Алгоритм определения координат точки.

1.Найти первую координату точки по оси абсцисс.

2.Найти вторую координату точки по оси ординат.

- Вспомните проблемный вопрос, который мы сформулировали в начале урока.

- Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?

Существует два способа построения точки по её координатам.

Зарядка для глаз.

1. Зажмурить глаза крепко и досчитать до 5, открыть глаза досчитать до 5; (4 раза).

2. Быстро поморгать глазами, досчитать до 5, открыть глаза и досчитать до 5; (4 раза).

3. Упражнения с большим пальцем. (Вверх-вниз, вправо-влево, по 2 раза).














5 см.

24 см кв.

6.

9 см.

90 гр.

0.

8 см.

180гр.

3.

Геометрические фигуры, свойства и построение.

Изучение геометрических фигур.

слайд №1)

Геометрические фигуры.

Луч АХ, СК; отрезок ВО; прямая ВО; Точка.













Координатный угол.


Координатный угол, координаты точки, абсцисса, ордината.

















А (0;4), В(2;3), С(3;6), Д(4;0), О(0;0).















Учащиеся в группах выполняют задание и вывешивают рабочие листы на доску.

У нас не хватает знаний о том, как строить точки по их координатам.
























Как строятся точки по их координатам?

Один из учащихся записывает проблемный вопрос на «листе-вопросе», который учитель помещает на доску.

Провести исследование.




Сначала построить точку по её координатам, потом записать алгоритм построения этой точки.

( Учащиеся класса размещают рабочие листы на доске и представляют результаты исследования. При обсуждении работ учащихся учитель просит их обратить особое внимание на правильность составленного алгоритма. В процессе обсуждения алгоритмов, предложенных группами обращается внимание на важность соблюдения порядка координат при построении точки, что если перепутать порядок координат, можно получить совершено другую точку).

Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы.

Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Умение преодолевать трудности с помощью решения трудных, но интересных задач, воспитывать примерное отношение к учёбе, интерес к предмету.

5.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.


Цель: Установить степень усвоения темы.












6. Включение нового знания в систему знаний.




Цель этапа:

включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление.



1. Вернёмся к заданию, которое выполняли в начале урока. Используя листы, проверьте правильность построения точек по их координатам, исправьте ошибки.

2.Синий кит - без сомнения крупнейшее животное, когда-либо существовавшее на нашей планете. Он действительно огромен! Синий кит имеет размеры, сравнимые с космическим кораблём, а вес взрослого кита может более чем в два раза превышать вес брахиозавра, самого крупного из динозавров глубокой древности, и примерно в тридцать раз - вес самца современного африканского слона.

Синий кит, как огромный космический корабль, бороздит бескрайние просторы мирового океана, мигрируя из ледяных полярных вод в субтропики Индийского, Тихого и Атлантического океанов. Посмотрите, как он прекрасен!

Попробуем нарисовать синего кита на координатной плоскости.

Учитель называет координаты, учащиеся отмечают на плоскости. Координаты: (0,1), (3,2), (8,2), (8,4), (9,3), (9,2), (10,1), (10,0), (8,1), (6,0), (2,0)

Полученные точки соединяются. Кита можно раскрасить.

Диагностические задания:

1. Учебник, с. , № .

Включение в систему знаний:

- Зачем надо уметь определять координаты точек?

- Где нам это может пригодиться?

В каких жизненных ситуациях мы сталкиваемся с понятием координаты точек, когда надо уметь пользоваться координатами? Вспомним такие случаи. (Координаты - это местонахождения, какого - то человека или объекта, это значит некоторые данные, по которым можно было бы этого человека или объект найти).

- Важно уметь понимать, как задать, или как заданы координаты? (От этого зависит, найдём мы этот объект или нет)

Презентация № 2.

- Что изображено на слайде? (изображен не координатный угол, а координатная плоскость)

- Сколько прямых углов содержит координатная плоскость?

Четыре.

- Как вы думаете, почему мы с вами в начальной школе не изучаем сразу координатную плоскость?

- Помимо тех чисел, которые мы изучаем в начальной школе, существуют ещё и другие числа. Тайны этих чисел вы раскроете уже в средней школе. Поэтому в начальной школе мы изучаем только часть координатной плоскости - координатный угол, в котором у всех точек, лежащих внутри этого угла, абсцисса и ордината являются знакомыми нам числами.

Познавательные умения:

-раскрывать значение понятия «координатный угол и использовать его в активном словаре;

Регулятивные умения:

-выполнять учебное действие, используя алгоритм;

-выполнять проверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

комментировать действия
в рамках учебного диалога, используя математические термины.

Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат учебной деятельности.

1. Вернёмся к эпиграфу урока.

2. Какие трудности вы сегодня смогли преодолеть?

3. Можно ли считать, что их преодоление позволило вам подняться на несколько ступеней вверх по лестнице знаний?

- Что нового вы для себя открыли на уроке? Каждый ребенок говорит о том, что было нового для него на уроке.

- Где могут вам пригодиться полученные знания? Высказывания детей.

- Чем запомнится вам сегодняшний урок? Высказывания детей.

- Чем помимо новых знаний вы обогатились сегодня на уроке? Высказывания детей.

- Последним заданием я хотела показать, как много интересных открытий предстоит вам сделать еще при изучении математики. Я желаю вам, чтобы ваше путешествие по страницам учебников было всегда увлекательным и обогащало вас.

Задание.

Закончите предложение:

Я ... (очень, не очень) доволен (льна) результатом работы, которую сделал (а) ... (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя).

Домашнее задание: __________________________________________________________________________

Личностные умения: проявлять понимание своей успешности при изучении темы.

Регулятивные умения: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; оценивать результат собственной деятельности.

Самоанализ урока.

По учебному плану на изучение математики в 4-м классе отводится 4 часа в неделю (136 часов в год). В соответствии с программой изучается тема: «Координатный угол». Урок «Построение точек по их координатам» является _____________ уроком в данной теме.

Тип урока - урок открытия новых знаний.

В классе 13 учащихся. Он сформирован в 2012 году на базе воспитанников МБДОУ с. Иваниха. Учащиеся класса - дети со средними интеллектуальными и творческими возможностями.

У М К « Школа 21 века» позволяет педагогу реализовать следующие ведущие дидактические принципы современной педагогики и психологии: высокий уровень насыщенности содержания обучения; активные методы обучения исследовательского характера; направленность на развитие познавательной, исследовательской активности ребёнка; высокая степень самостоятельности ребёнка в процессе обучения.

Урок построен в технологии междисциплинарного обучения, основанной на системно - деятельностном подходе, что предполагает максимальное поощрение и использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания; планируются не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные.

Этапы урока соответствуют структуре продуктивного мыслительного процесса: постановка проблемного вопроса - поиск ответов на этот вопрос - формулировка вывода - проверка вывода. На этом основании были определены следующие этапы урока:

1. Обзор.

2. Мотивация.

3. Исследование.

4.Обмен информацией.

5. Организация и связывание информации.

5. Применение.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Основной метод, применяемый на уроке,- метод исследования, который предполагает построение обучения как творческого процесса открытия ребёнком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке - индивидуальная и групповая работа.

Методы и приемы обучения, отбор содержания урока позволили учителю спрогнозировать достижение планируемых результатов обучения:

- на первом этапе урока были актуализированы уже имеющиеся знания учащихся по теме, что обеспечило успешность дальнейшей деятельности учащихся по овладению новыми знаниями; - применение приема «выполнимое - невыполнимое» действие на этапе мотивации позволило создать проблемную ситуацию, в результате чего учащиеся самостоятельно сформулировали проблемный вопрос урока; необходимость поиска ответа на проблемный вопрос предопределила следующий этап урока - исследование; - на этапе исследования учащиеся познакомились с научно - популярным текстом, выполнили дифференцированные задания, которые позволили так организовать их деятельность, что, в конечном итоге, они самостоятельно сформулировали ответ на проблемный вопрос урока.

Цели урока (личностные, метапредметные и предметные результаты обучения) формулируются в соответствии с ФГОС. Изучаемая тема предоставляет большие возможности для развития у учащихся учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу. При планировании метапредметных результатов обучения акцент ставится на развитии познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

На этапе предъявления домашнего задания учащимся предоставляется право выбора заданий, а также возможность проявить свои творческие способности.

Применение на уроке мультимедийных средств обучения (компьютерная презентация) позволило эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся, организовать самоконтроль учащихся результатов выполнения задания с минимальными затратами времени. Возможности компьютерной программы позволили сделать процесс обучения увлекательным и ярким.

9


© 2010-2022