Пусть математика сложна

(Внеклассное мероприятие) Час математики в рамках декады предметной недели (Неделя математики, физики, информатики) В истории черпаем мы мудрость, в поэзии – остроумие, в математике – проницательность.* * *Математика – первая из всех наук и полезна, и необходима для них.* * *Математика — это дверь и ключ к на
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка сценария внеклассного мероприятия по

математике, физике и информатике



составитель:

учитель математики и информатики,

руководитель ШМО,

Албогачиева Радима Руслановна













2015 год

ГКУ «Назрановская школа-интернат №1»

февраль (Внеклассное мероприятие)

Час математики в рамках декады предметной недели (Неделя математики, физики, информатики)

учитель математики и информатики:

Албогачиева Радима Руслановна

В истории черпаем мы мудрость, в поэзии - остроумие, в математике - проницательность.

* * *

Математика - первая из всех наук и полезна, и необходима для них.

* * *

Математика - это дверь и ключ к наукам.

* * *

Цели мероприятия:

1 Пробудить у учащихся интерес к изучению математики.

2 Показать ученикам, что математика - чудесная, не сухая наука.

3 Расширить знания, повысить интеллект.

4 Научить учащихся логически мыслить; развить сообразительность, любознательность, стремление к преодолению трудностей.

5 Воспитать познавательные интересы; формировать навыки общения, учить работать в коллективе.

Оборудование и раздаточный материал : математические газеты, калькулятор, линейка, таблицы, карточки для оценивания (для жюри), квадрат, треугольник,компьютер, проектор, презентация - приложение, плакаты с изречениями великих людей, пословицы и поговорки. 1 и т.д

Ход мероприятия

1 Орг момент Проверка готовности учащихся.

2 Вступительное слово учителя Добрый день, уважаемые участники!

Добрый день, уважаемые гости!Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами праздник, посвященный Математике - царице всех наук. Математика - очень важная наука. Без нее не обходится ни один чело­век независимо от возраста и профессии.

Преподаватель.Все учителя математики часто слышат вопрос: «А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодится».

Слово «математика» пришло к нам из древнего языка: произошло от древнегреческих слов «математикэ» и «матема» - «познание, наука».

Математика - наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром её называют «гимнастикой ума».

Математика всегда сопровождала человека в жизни. Она помогала развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как:

  • логическое мышление

  • сильную волю

  • устойчивое внимание, сосредоточенность

  • хорошую память

  • умение логически мыслить: сравнивать, сопоставлять

  • способность к творчеству и научной фантазии

  • умение прикидывать и оценивать результаты

  • работоспособность, интуицию

  • находчивость и смекалку

  • чувство юмора

Математика, ребята,
В жизни нужный всем предмет!
Без неё не состоится на луну полет ракет,
Без неё нельзя учиться,
Без неё нельзя считать,
Без неё нельзя трудиться и планеты открывать!
- Это чьи скрестились шпаги,
Кто затеял этот спор?
Кто горит огнем отваги и способен дать отпор?
- Это знай не мушкетеры
Всем известного Дюма,
А умельцы и актеры очень острого ума!
Кому шуток, прибауток никогда не занимать
Кому хватит трёх минуток, чтобы ребус отгадать.

(festival.1september.ru/articles/589304/ Козлова Антонина Ивановна, Собина Татьяна Аврельевна,)


3 . Объявляются ведущие и назначаются члены жюри конкурса( выбираются среди гостей мероприятия), объявляется председатель жюри, раздаются карточки жюри





План - сценария

«Звездный час»

(использован материал из nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/19/zvezdnyy_chas.doc )

Ведущий: 1 Внимание! Внимание!

Приглашаем всех мальчиков и девочек

Отправиться в веселую страну.

Не забудьте взять с собой: быстроту мысли,

Находчивость, смекалку.

2 Уже готово все к сраженью,

Команды лишь сигнала ждут.

Одну минуточку терпенья,

Я вам представлю грозный суд.

Проведем жеребьёвку: какая команда ответит правильно на следующий вопрос, та команда получает право первой отвечать на вопросы нашей игры.

предлагается из слова "ГИПОТЕНУЗА" по очереди составлять слова. Та команда, которая не сможет сказать слово будет второй)

одна минута на размышление…

Уважаемые игроки, ваши варианты…

РАЗМИНКА.

В этом конкурсе надо как можно быстрее отвечать на мои вопросы (вам дается 1 минута!!!). Каждый правильный ответ приносит вам 1 балл.

Готовы? Внимание! Вопросы для первой команды:

  1. 1% от 1 000 рублей? (10 руб)

  2. Единица скорости на море? (узел)

  3. Большой любитель чужих секретов в Интернете? (хакер)

  4. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между сторонами треугольника (Пифагор)

  5. Книзу летит капельками, а кверху - невидимкою. (вода)

  6. Фигура, образующаяся при пересечении двух прямых? (угол)

  7. Результат математического действия? (ответ, решение)

  8. Я увидел свой портрет, отошел - портрета нет. (зеркало)

  9. Иногда эту глобальную систему называют Сетью … (Интернет)

  10. Как называется утверждение, принимаемое без доказательств? (аксиома)

  11. Дерево даешь - съедает, от воды же умирает. (огонь)

А теперь вопросы второй команде, готовы? Тогда начали:

  1. Как называется сотая часть числа? (процент)

  2. Назовите единицу массы драгоценных камней? (карат)

  3. Игрок-профессионал и ценитель компьютерных игр. (геймер)

  4. Основная часть Интернета - Всемирная … (паутина)

  5. Угол, на который поворачивается солдат по команде "кругом"? (180°)

  6. Над водою - ушко, под водою брюшко. (айсберг)

  7. Направленный отрезок? (вектор)

  8. Древнегреческий математик, астроном, философ, именем которого названа теорема об отрезках, лежащих на двух прямых, пересекаемых параллельными прямыми? (Фалес)

  9. К дальним селам, городам кто идет по проводам? Светлое величество! Это … (электричество)

  10. Как называется утверждение, требующее доказательств? (теорема)

  11. Ты за ней - она от тебя,

Ты от неё - она за тобой. (тень)

Следующий конкурс, внимание:

ЧЁРНЫЙ ЯЩИК.

За правильный ответ команда получает 4 балла.

Назовите предмет, лежащий в чёрном ящике.

Существует легенда о греческом изобретателе Дедале и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.

Ведущий 1: Этот самый древний предмет пролежал в земле 2 000 лет. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько она совершенна.

ЧТО ЛЕЖИТ В ЧЁРНОМ ЯЩИКЕ? (Ответ: циркуль)

КОНКУРС КАПИТАНОВ.

Но, пока капитаны выходят на сцену, команды выбирают задание для мини-спектакля:

1. Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший - квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший - треугольный,
Вечно недовольный.
Стал спрашивать квадрат:
"Почему ты злишься, брат?"
Тот кричит ему: "Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!"
Но квадрат ответил: "Брат!
Я же старше, я квадрат".
И сказал ещё нежней:
"Неизвестно, кто нужней!"
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: "Приятных
Я тебе желаю снов. Спать
Ложился - был квадратом,
А проснешься без углов!"
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он - нет квадрата.
Онемел… Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

2. Если сел ты за компьютер -
Испытай его на прочность:
Постучи его портфелем,
Дисковод поковыряй,
Подолби клавиатуру
И пощёлкай выключатель.
А когда он задымится,
Можешь сесть ты за другой.

Если ты спросить захочешь,
То не нужно тянуть руку -
встань на стул,
Чуть-чуть попрыгай
и немножко покричи -
Вот тогда тебя заметят,
А, возможно, и похвалят -
Так приходит популярность,
Надо громче лишь кричать.

Итак, капитаны готовы. За каждый правильный ответ - 2 балла.

капитаны готовы. За каждый правильный ответ - 2 балла.

Вопрос первый :

  1. Шел паломник в Иерусалим и встретил трех странников. Каждый из них нес 3 мешка, в каждом мешке - 3 кота. Сколько живых существ двигалось в Иерусалим? Ваш ответ.(один)

  2. Сколько дюжин в сутках? (Две)

  3. У кого больше ног у пяти осьминогов или у четырех кальмаров? (одинаково: 5 x 8 = 4 x 10 = 40)

  4. Сколько штатов в США? (50)

  5. Сколько полных недель в году? (52)

  6. Сколько лет спала Спящая Красавица из сказки Шарля Перро? (100)

  7. На сколько градусов могут поворачивать голову совы? (270)

  8. Сколько насчитывается чудес света? (7)

  9. Сколько подвигов совершил Геракл? (12)

  10. Сколько пар ног у насекомых? (3)

  11. Сколько мишек на картине Шишкина "Утро в сосновом лесу (четыре)

ЧЁРНЫЙ ЯЩИК

История возникновения этого предмета насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности этот предмет называли клепсидрами. Назовите этот предмет.

/подсказка1/ Почти у каждого есть эта замечательная вещь.

/подсказка2/ На протяжении веков эта вещь постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшалась в своих размерах, становясь унифицированной, В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа Римский, инженер Кулибин.

/подсказка3/ В начале ХХ века поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.

/подсказка4/ В математике и физике без этого предмета трудно обойтись, особенно при решении задач на движение.

/подсказка5/ Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.

(Ответ: часы)

Ведущий 1: Следующий конкурс "Фразеологическая математика".

(Вставьте числа, математические термины и понятия в известные всем фразеологизмы)

  1. Очень глуп - у него всего … извилины (две).

  2. Очень горько плакать - плакать в … ручья (три).

  3. Абсолютно не нужен - как собаке … нога (пятая).

  4. Очень умен - … пядей во лбу (семи).

  5. Что-то лишнее, не нужное - … колесо в телеге (пятое).

  6. Наивысший подъём, взлет - … вал (девятый).

  7. Не общаться, не выходить из дома - жить в … стенах (четырех).

  8. Основа основ … кита (три).

  9. Враждебная агентура внутри страны - … колонна (пятая).

  10. Будь Ведущий 1:Следующий конкурс

"ТЕМНАЯ ЛОШАДКА".

Правильный ответ - 2 балла.

Ведущий 2:Какое явление природы описано в стихах Некрасова?

Никто его не видывал,
А слышать - всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка - кричит.

Ведущий 1:Что это такое?

Ведущий 2:Послушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины,
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне…

Ведущий 1:Объясните, почему орлы, ястребы и другие птицы, парящие высоко в небе, могут держаться на одной высоте, хотя и не машут крыльями?

Ведущий 2:И последний вопрос: Кому из известных русских писателей принадлежит это высказывание:

"Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что представляет собой человек, а знаменатель - то, что он о себе думает. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит - меньше дробь".

Ведущий 1:Кому из великих писателей принадлежит это интересное, меткое арифметическое сравнение?(Льву Толстому)

Ведущий 2:И последний вопрос командам (правильный ответ принесёт команде, первой ответившей, 3 балла):

какое слово зашифровано в числе 222122111121 если каждая буква заменена её номером в алфавите?(ответ: ФУФАЙКА)

Ведущий 1: А пока команды думают, поиграют зрители.

Почему дуб чаще многих деревьев поражается молнией?

Ведущий 2: Почему радуга появляется после дождя?

Ведущий 1: Какие преобразования энергии происходят при скатывании санок с горы?

Ведущий 2: Какому закону физики противоречит создание вечного двигателя?

Ведущий 1: Почему впереди стаи обычно летят более сильные птицы?

Ведущий 2: Какое преимущество имеют дирижабли перед другими видами воздушного транспорта?

Ведущий 1: А теперь вернемся к нашим командам. Какой результат при расшифровке?

Ведущий 2: Для подведения итогов слово предоставляется жюри …

Последний конкурс ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

Составить как можно больше слов из букв слова "ТРЕУГОЛЬНИК" (е=ё). (кит, горн, уголь, урон, китель, кулон, грек, луг, угол, лот, тор, кон, нуль, уклон, укол, лектор, кретин, тенор, тур, гол, тол, корень, рок, укор, лето, утро, игрек, орел, турне, тир, роль, трель, тон, кот, лень, тело, итог, ролик, кино, раут, гик, ель, тик, олень, кол, енот, трек, ток, куль, крот, лук, гель, лён, урок, корь, лорнет, турок, и т.д.)

Пока жюри подводят итоги, учащиеся поют песню «Слово о математике»

Объявляются результаты и команда-победитель

Ведущий 1: И в заключении хотелось сказать:

Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.

Ведущий 2:

Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.

Ведущий 1:

Вот строительство большое.
Прежде чем его начать,
Нужно всё еще подробно
Начертить и рассчитать.

Ведущий 2:

А иначе рамы - криво,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите,
Это может нравиться?

Ведущий 1:

Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать,
Но должно быть всем понятно,
Что науку надо знать!

Ведущий 2:

Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,

Ведущий 1, 2:

Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.

Ведущий 2: Мы благодарим Команды за участие.

Ведущий 1: Мы благодарим зрителей за поддержку.

Ведущий 2: Мы благодарим жюри за честный суд.

До свидания, до новых встреч!

Карточка для жюри

КПусть математика сложна...оманда1 Команда2

_Пусть математика сложна..._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Итоги:

1 команда/ кол-во баллов:_____________место:_____________

2 команда/ кол-во баллов:_____________место:_____________

Подпись:_________________________________________

Председатель жюри________________________________________

Карточка для жюри

КПусть математика сложна...оманда1 Команда2

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Итоги:

1 команда/ кол-во баллов:_____________место:_____________

2 команда/ кол-во баллов:_____________место:_____________

Подпись:_____________________________

Пусть математика сложна...







Пусть математика сложна...









«Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий»

«С малой удачи начинается большой успех»

«Математика - царица всех наук.»

«Терпенье и труд все перетрут»

« Пусть математика сложна,

Ее до края не познать,

Откроет двери всем она,

В них только надо постучать.»

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их»

Д.Пойа

«Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой»

Бертран Рассел.



Литература использованная

А также использован материал:

  1. nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/01/31/epigrafy-i-devizy-k-urokam-matematiki

  2. nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/19/zvezdnyy_chas.doc

  3. festival.1september.ru/articles/589304/ Козлова Антонина Ивановна, Собина Татьяна Аврельевна,

  4. chas_vesyoloy_matematiki.pptx,

  5. zvezdnyy_chas.doc

nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/19/zvezdnyy_chas.doc,

6) Сценарий мероприятия для недели математики, информатики и физики "Ассорти «Миф»" Кондратьевой Тамары Станиславны, учителя математики

и другие Всем спасибо!









Дополнительные вопросы (PS! Использован материал из « Сценария мероприятия для недели математики, информатики и физики "Ассорти «Миф»" Кондратьевой Тамары Станиславны, учителя математики

Конкурс "Давайте поплывем по истории математики"

Ведущий 1:А теперь проверим знания команд по истории математики и физики.

За каждый правильный ответ - 4 балла. Подсказка "отнимает" 1 балл.

Вопрос 1:Задолго до нашей эры потребности счета привели человека к понятию натурального числа. Постепенно математики Вавилона, Египта, Китая, Греции ещё до нашей эры заложили основы науки - теории чисел. В России крупнейшими представителями теории чисел были Чебышев, Виноградов и человек, о котором далее пойдет речь.

Ведущий 2:По происхождению швейцарец. Однако более 30 лет прожил в России, где его избрали членом Петербургской Академии Наук. Он так описывает роль России в своем творчестве: "Его королевское величество (Фридрих II) недавно меня спрашивал, где я изучил то, что знаю. Я, согласно истине, ответил, что всем обязан моему пребыванию в Петербургской Академии Наук".

Ведущий 1:Назовите этого человека.

Ведущий 2:/подсказка 1/ С его именем связано обозначение отношения длины окружности к ее диаметру греческой буквой π (пи).

Ведущий 1:/подсказка 2/ Он написал учебник "Полное введение а алгебру", по образцу которого в дальнейшем писались другие учебники алгебры.

Ведущий 2:Ваш ответ?

(Ответ: Леонард Эйлер, комментарий жюри)

Ведущий 1:Вопрос 2.С 14 лет жизнь этого человека была связана с Казанским университетом. С 22 лет он преподает в университете: читает лекции по математике, физике, астрономии; заведует обсерваторией, возглавляет библиотеку.

Ведущий 2:Это о нем сказал поэт Фирсов:

Когда-то, здесь, на площади широкой,
По этой вот казанской мостовой,
Задумчивый, неторопливый, строгий,
Он шел на лекции - великий и живой.

Назовите имя и фамилию этого человека.

Ведущий 1:/подсказка 1/ В 35-летнем возрасте он становится ректором Казанского университета и возглавляет его 19 лет.

Ведущий 2:/подсказаи 2/ Он выдвинул новую геометрии, является создателем неевклидовой геометрии, которую в его время почти никто не понял.

(Ответ: Лобачевский Николай Иванович, комментарий жюри)

Ведущий 1:Вопрос 3.Эта женщина, жившая в V в. до н.э., была профессором философии в Александрийском музее египетского города Александрия. В его библиотеке стояли миллионы свитков папируса, на которых были записаны сочинения по истории и географии, математике и физике, философии и поэзии. Женщина-математик древности занималась математическими исследованиями и была очень красноречива. Её советы ценили и поэты, и правители города.

Ведущий 2:Некоторое время она жила в Афинах, неустанно совершенствуя свое образование. По возвращении на родину, приступает к работе в доме муз, где преподает математику и философию. Поэты слагали о ней стихи. Именно за то, что она хранила заветы древней науки, её ненавидел епископ Кирилл. В 415 году, науськанная епископом, толпа христианских монахов растерзала эту выдающуюся женщину.Назовите имя первой женщины-математика.

Ведущий 1:ваши варианты ответов???

(Ответ: Гипатия Александрийская)

Ведущий 2:Последний (четвертый) "исторический" вопрос:

Большая потребность в грамотных людях в военном деле, кораблестроении, в горной металлургической промышленности привела к созданию в России широкой сéти общеобразовательных и специальных школ и училищ. С этой целью в 1701 году Петром I была создана " Математических и навигационных наук школа". Это была первая в России школа, в которой преподавались основные разделы математики: арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия плоская и сферическая…

Ведущий 1:В 1702 году в школу был назначен преподавать арифметику, геометрию и тригонометрию математик, который затем стал старшим учителем и заведующим учебной частью школы. Ему было поручено с 1714 года набирать учителей в Цифирные школы, учрежденные Петром I по всей России.Назовите имя этого человека.

Ведущий 2:Кто этот интересный человек? Ваш ответ…

/Подсказка/ Его учебник "Арифметика, сиречь наука численная" издан в 1703 году в Москве тиражом 2400 книг. Михаил Ломоносов высоко оценил эту книгу и назвал её "вратами учёности". Сам Ломоносов не только изучал "Арифметику", но и знал её наизусть.

(Ответ: Магницкий Леонтий Филиппович,)

Ведущий 2:Слово предоставляется жюри…





« Пусть математика сложна,

Ее до края не познать,

Откроет двери всем она

В них только надо постучать.»

© 2010-2022