• Преподавателю
  • Математика
  • Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся

с нарушениями опорно-двигательного аппарата.


Сафарова Марина Геннадьевна,

учитель математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»

«Пусть в этом мире ты - всего лишь человек, но для кого-то ТЫ - весь этот мир…»

Габриэль Гарсиа Маркес

Одной из давно назревших проблем образования является обучение на дому больных учащихся. Недостаточность теоретических и методических разработок по решению проблемы обучения детей на дому подчеркивает её актуальность.

Целью обучения детей на дому является обеспечение выполнения образовательного стандарта учащимися, которые по причине болезни не могут обучаться в образовательном учреждении.

Основные задачи индивидуального обучения:

- создание условий для освоения образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта учащимися,

- сохранение и укрепление их здоровья,

- обеспечения их оптимальной социальной интеграции.

Обучение математике на дому больных учащихся сопряжено с рядом проблем:

1. Учебный план для детей с ослабленным здоровьем предусматривает только от 1,5 до 3 часов в неделю на изучение математики по общеобразовательной программе базового варианта, в то время как для других учащихся предусмотрены пять часов в неделю. Уплотнение математического содержания на уроке требует увеличения темпов работы обучащихся, большой самостоятельной работы дома. У большинства не сформированы навыки самостоятельной работы, а в силу соматической ослабленности такой темп многие больные дети выдержать не могут.

2. Дети, которым рекомендовано индивидуальное надомное обучение, в большинстве случаев из-за частой болезни или специфических особенностей своего заболевания имеют серьезные пробелы в знаниях, среди них есть и трудно обучаемые.

3. Найти в продаже какие-либо методические пособия с рекомендациями по преподаванию математики в системе индивидуального надомного обучения очень сложно.

В нашей школе среди детей, обучающихся на дому, большое количество детей имеют заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА): ДЦП, хондродистрафия, хондродисплазия и другие.

Основные трудности при обучении детей с заболеваниями ОДА состоят в том, что у большинства отмечаются нарушения таких сквозных процессов в структуре интеллекта как внимание и память. И именно с этим и связаны основные проблемы - учащиеся медленно включаются в работу, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, имеют невысокий темп выполнения заданий. У многих учеников отмечаются явления церебрастении - это слабость, высокая утомляемость. По таким процессам внимания как переключение, распределение, концентрация низкие показатели имеют все учащиеся, страдающие заболеваниями ОДА. У большинства из них низкая работоспособность в первую очередь связана не только со снижением скорости рече-мыслительных процессов, но и с нарушением координации движения и мелкой моторики.

Основополагающим является принцип индивидуализации и дифференциации обучения детей с ОВЗ, который реализуется через индивидуальные программы для каждого конкретного ученика по каждому конкретному предмету, в том числе и по математике. Содержание образования определяется общеобразовательной программой базового варианта, тематическое планирование составляется с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, особенностей эмоционально - волевой сферы, характера течения заболевания.

Каждому учителю, прежде чем начать работать с учащимся в условиях надомного обучения необходимо:

- изучить особенности основного и сопутствующих заболеваний;

- провести анализ состояния соматического и нервно-психического здоровья и эмоциональной зрелости;

- определить уровень сформированности отдельных психических функций и познавательных процессов, общеучебных навыков;

-изучить социальную ситуацию развития ребенка.

Результаты такой первичной диагностики позволяют, опираясь на уже имеющиеся навыки (зону актуального развития) определить зону ближайшего развития, т.е. чему ученик должен и может научиться и какие навыки ему необходимо сформировать.

Серьезной проблемой индивидуального обучения является изоляция ребенка, которая негативно сказывается на формировании коммуникативных навыков, мотивации к любой активной деятельности.

Поэтому перед учителем стоит задача: найти такие методы изложения материала, формы учебного занятия, которые позволят не только обучить больного ребенка математике, но и помогут сохранить его здоровье, а также комфортное психологическое состояние.

При работе с больными детьми психологический комфорт ребенка и его настрой на учебу особенно важны. Учитель, работающий индивидуально с таким учеником, знает, какое настроение сегодня у ребенка, выспался ли он, какие эмоции испытывает в данный момент, нужна ли ему помощь. Эта ситуация помогает построить урок с учетом индивидуальных особенностей учащегося. Трудность заключается в том, что больные дети часто бывают непредсказуемыми, а это требует от преподавателя быстрого поиска новой формы работы, какого-то приема, который будет эффективен сейчас, в данной конкретной ситуации.

Все занятия с больным ребенком имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности. Структура занятий гибкая, но в своей основе она включает познавательный материал и элементы психотерапии.

Учебные занятия целесообразно начинать с проверки домашнего задания, повторения пройденного. При проверке домашнего задания идет обсуждение тех заданий, которые вызвали наибольшие трудности, устанавливается контакт с ребенком, идет установка рабочей атмосферы. Повторение пройденного происходит через диалог учителя с учеником, который является как бы интеллектуальной разминкой, трамплином перед новым, более трудным испытанием. Но при построении диалога необходимо помнить, что урок - это "место встречи людей, думающих по-разному" (Г.А. Цукерман). Поэтому коррекция структурного построения ответа должна происходить ненавязчиво и очень тактично, не задевая самолюбия ребенка. Следует помнить, что больной ребенок очень раним, остро реагирует на критические замечания.

С учетом вышеперечисленных факторов для повышения эффективности учебной деятельности важно как можно чаще применять индивидуальные задания по карточкам, тесты, перфокарты, блиц-опросы. Задания такого типа не будут отнимать у учителя и учащегося слишком много времени.

1)индивидуальные задания по карточке

Тема: Взаимно обратные числа.

№1 Закончите предложение:

Взаимно обратными числами называются два числа, ______________которых равно_______

№2 Заполните таблицу:

Данное число

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

6

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

0,5

Число, обратное данному



№3 Являются ли взаимно обратными числа:

а) Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата б) 2,4 и Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в) 0,1 и 10 Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата г) 4 и 0,25 Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

№4 Закончите предложение:

Для дроби с числителем Х и знаменателем У обратной является дробь _____

№5 Решите уравнение:

а) Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата ; Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата б) Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата ; Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

2) Тест.

Тема: Признаки делимости натуральных чисел на 10, 5, 2, 9 и 3

Отметь верные утверждения «+», а неверные «-»

1.

Число 285 делится на 3 и 5

2.

Число 1713 кратно 2

3.

Число 54100 делится на 2,5,3 и 9 одновременно

4.

Число 3 - делитель 157

5.

Число 5 делитель 628

6.

Если число делится на 5, то оно делится на 10

7.

Если число делится на 5, то оно не делится на 2

8.

Если число делится на 2, то оно не делится на 5

9.

Если число делится на 10, то оно делится на 5

10

Если число делится на 10, то оно делится на 2


3) блиц - опрос, который предполагает короткие ответы

Тема: Деление

Деление нуля на дробное число дает _________

Делить на нуль _____________

При делении дроби на единицу частное равно _________

При делении единицы на дробь в частном получаем дробь, обратную ______________

При делении числа на правильную дробь частное будет больше _________________

При делении числа на неправильную дробь большую единицы, частное будет больше __________

Индивидуальные карточки могут быть как теоретического, так и практического содержания. Главное, чтобы задания не требовали много времени для их выполнения и охватывали тот материал, который потребуется для дальнейшего изучения. При этом можно не только повторить изученное, но оценить уровень усвоения изученного, провести работу по ликвидации пробелов в ЗУН.

При изучении нового материала можно использовать листы с печатной основой.

Последовательность заданий будет направлять действия ученика, активизировать мыслительную деятельность. В результате такой работы ученику дается возможность самому увидеть закономерность, свойство, сформулировать правила, сделать выводы. Таким образом, новый материал будет проработан на осознанном уровне, предупреждая механическое запоминание тех или иных правил. Учащимся, которые работают на репродуктивном уровне, выводы на начальном этапе обучения, помогает делать учитель. Более подготовленные учащиеся выводы делают самостоятельно.

Тема: Наименьшее общее кратное

1)Выпишите первые пять чисел, кратных 12 _________________

Выпишите первые пять чисел, кратных 18 _________________

Наименьшим общим кратным 12 и 18 является число _______

Сделайте вывод: наименьшим общим кратным натуральных чисел а и ь называют ______________ натуральное число, которое ___________ и а и ь.

2)Разложите данные числа и их НОК на простые множители

12 = __________ 18 = __________ 36 = _____________

Проанализируйте полученные результаты. Какая связь между разложениями на простые множители чисел и их НОК?

Попробуйте сформулировать правило нахождения НОК нескольких натуральных чисел. Прочитайте это правило в п.7 учебника и проверьте себя.

Из типов памяти у большинства ребят преобладает образная и очень слабо развиты кратковременная зрительная и слуховая память. Все дело в том, что при однократном повторении не происходит механического удержания материала как у большинства здоровых ребят, и чтобы ребенок запомнил, ему необходимо переработать и осмыслить полученную информацию и перевести ее в долговременную память, показатели которой у большинства хорошие. Поэтому при работе очень важно применять различные средства наглядности, схемы, которые позволили бы запоминать информацию более осмысленно. При выполнении задания в тетради ученику предлагается комментировать свое решение. В этом случае происходит одновременное включение нескольких каналов приема и переработки информации: двигательно-моторная память, зрительная, образная и слуховая. При проговаривании вслух у ученика формируются и коммуникативные качества, умения логически рассуждать, делать выводы, обосновывать свой ответ, что также дает возможность чувствовать себя уверенно и равноправно.

Поскольку у всех детей с заболеваниями ОДА имеются нарушения мелкой моторики и координации движений, ученикам порой трудно дается выполнение записей решений в тетради, в силу особенностей заболевания сами записи выглядят неаккуратно и это сильно расстраивает их, они начинают переживать, заостряя внимание на оформлении, отвлекаясь от содержания учебного материала. Основная трудность здесь заключается в том, что скорость письма у таких детей очень незначительна. "Непослушная" ручка в любой момент готова выпрыгнуть из слабых пальчиков. И здесь важно терпение учителя. Не стоит торопить, необходимо давать возможность отдохнуть руке, помогать, придерживая линейку при подчеркивании, перевернуть исписанный листок, поменять ручку, делать короткие передышки для массажа пальчиков, ведь "ум ребенка находится на кончиках его пальцев" (В.А. Сухомлинский).

Поэтому так же целесообразно серьезное внимание уделять устным вычислениям. Прочно сформированные навыки устных вычислений позволят в некоторых случаях не фиксировать промежуточные действия, это позволит сэкономить время на уроке и в психологически комфортных условиях более тщательно проработать учебный материал. Для формирования устных вычислений можно использовать лист самоконтроля (закрыть чистым листом бумаги вторую строку таблицы, открывая её после ответа ученика). Разработка таких листов не требует от учителя много времени.

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

0твет

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Можно составлять различные числовые цепочки по различным темам:

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Можно использовать карточку многоразового использования (по типу перфокары) не только для формирования вычислительных навыков, но и для оценки уровня их сформированности.

Она изготовляется следующим образом: берется лист бумаги 6 см на 10 см, складывается пополам, на верхней стороне записываются примеры в столбик. Вовнутрь вставляется чистая полоска бумаги, на которой пишутся ответы, исписанную полоску заменяют чистой.

Лист самоконтроля и многоразовую карточку можно использовать в качестве тренажера и на уроке и во время самостоятельной работы дома.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Для предупреждения утомляемости и повышения работоспособности необходимо проводить 2-3-х минутные физкультпаузы. Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим массажем являются, по мнению В.В. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

При проведении физминуток можно выполнять упражнения для развития ощущений:

-Укалывание кончиков пальцев обратной стороной ручки, карандаша;

-Массаж каждого пальца;

-Потирание, обтирание ладоней;

-Угадывание на ощупь и описание плоских фигур, объемных тел, мелких предметов и т.д.;

Упражнения для развития воображения:

-Составьте рисунок из кругов, треугольников, квадратов;

-Минуты фантазии: -если бы треугольник вдруг ожил… -если бы я был волшебником…;

-Образное представление: закройте глаза и представьте себе изучаемый предмет (можно использовать любую задачу, упражнение);

-Мысленное путешествие (с закрытыми глазами) по линиям, геометрическим фигурам.

Чтобы уменьшить нагрузку на кисти рук при письме и не тратить много времени на переписывание примера или выражения можно предлагать ученикам «заготовки» с заданиями на заполнение пропусков

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппаратаСтатья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Методика работы над задачей тоже должна быть подкорректирована с учетом особенностей обучающегося. Если ученик испытывает трудности при решении задач, то обязательны схема или рисунок, условия задачи. И только тогда - поиск решения. Постепенно сводить к самостоятельному чтению и разбору задачи. Конечно, времени на это уйдет немного больше, но это будет способствовать развитию умений и навыков работать самостоятельно, что, несомненно, пригодится в будущем при работе над другим материалом. Решение задачи записывается по действиям, с устным пояснением каждого. Запись выражением или уравнением дается труднее.

Построение рисунков, графиков вызывает затруднение в силу опять-таки заболевания, поэтому задачи геометрического характера, как правило, предлагаются по готовым рисункам. Решение оформляется таким образом, чтобы четко прослеживалась последовательность рассуждений.

При решении задач у детей с заболеваниями ОДА часто наблюдается склонность к шаблонным решениям или использование нерациональных приемов решения примеров и задач. Для предупреждения этих трудностей в урок следует включать задания на развитие гибкости мышления, смысловой памяти и процессов обобщения, упражнения на развитие мыслительных операций «анализ через синтез», на развитие внутреннего плана действий.

Упр. На развитие гибкости мышления

Раздели следующие выражения на дробные и недробные

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппаратаСтатья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппаратаСтатья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппаратаСтатья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппаратаСтатья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппаратаСтатья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппаратаСтатья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппаратаСтатья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппаратаСтатья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппаратаСтатья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппаратаСтатья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппаратаСтатья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппаратаСтатья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппаратаСтатья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппаратаСтатья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Упр. На формирование мыслительных операций установления закономерностей

1)Вставьте пропущенные числа: 22,17,12,…,…,…,-8,-13

2) Восстановите нумерацию и фигуры: 7Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата , 3Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата , 1 Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата , 6 Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата , 2 Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата , 5Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата , 4 Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

3)Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.

Статья Особенности индивидуального обучения математике на дому учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

3

-6

12

-384

-2

-24

192

-96

48

4) Запомни все числа и затем их воспроизведи

Необходимо заметить, что числа 3;-6;12;-24;… образуют геометрическую прогрессию со знаменателем -2 (запомнить достаточно числа 3 и -2)

Контроль за уровнем ЗУН необходимо осуществлять через выполнение различных заданий на каждом этапе урока. При выполнении заданий необходимо обращать внимание не только на правильность его выполнения, но и на самостоятельность выполнения, логичность и рациональность решения. Тематические контрольные работы можно предлагать учащимся в качестве домашнего задания. В конце каждой четверти целесообразно контрольную работу по пройденному материалу проводить непосредственно на уроке.

В процессе занятия с больным учащимся необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.

Психологическое состояние ребенка в конкретный момент может стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются игровые ситуации и дидактические игры, которые целесообразнее проводить на этапе формирования и закрепления определенных умений и навыков. В игровой ситуации отработка, например, действий с рациональными числами для учащегося не будет скучной, монотонной и трудоемкой работой.

Учащиеся с заболеваниями ОДА внешне сильно отличаются от здоровых и нуждаются в особой помощи при обучении. Ученик с более высокими умственными способностями обычно успешно приспосабливается к своему состоянию. Однако умственные способности не всегда играют главную роль. Некоторые развитые дети гораздо легче расстраиваются и приходят в уныние из-за неудач. Необходимы дополнительные усилия, чтобы найти новые и интересные способы стимуляции их развития. Целесообразно в методику надомного обучения ввести элементы развивающего обучения. Ученику с более высокими умственными способностями можно предложить принять участие в школьном туре олимпиады по математике или в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру».

Опыт такой работы показал, что учащиеся с большим желанием принимают участие в таких мероприятиях. К подобным мероприятиям требуется серьезная подготовка ученика, которая осуществляется под руководством учителя. Проводится большая консультативная работа и с учеником и с родителями. В результате такой работы у ученика повышается интерес к предмету, развиваются познавательные способности. Поскольку дети на домашнем обучении, практически не имеют возможности сравнивать себя со своими сверстниками, то у большинства из них преобладает завышенная или заниженная самооценка. Результативное участие придает ещё больше уверенности в себе, самооценка учащегося становятся более адекватной, и позволяет ему осознавать себя полноценной личностью.

Литература:

  1. М.Ткачева «Домашняя математика»

  2. Ж.Н. Михайлова «Алгоритмы - ключ к решению задач по математике», М. Просвещение, 2009г.

  3. Н.П. Локалова «Как помочь слабоуспевающему школьнику», М: «Ось-89», 2005г.

  4. В.И. Жохов, В.Н. Погодин «Математический тренажер, 5 кл.», М.: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2006г.

  5. З.Н. Альхова, О.П. Епифанова «Тесты по математике», Саратов: Лицей, 2004г.

  6. З.Н. Альхова, О.П. Епифанова «Тетрадь с печатной основой по математике», Саратов: Лицей, 2001г.

  7. Г.И. Ковалева, Н.И. Мазурова «Геометрия. 10-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля», Волгоград: «Учитель», 2008г.


© 2010-2022