Современный урок математики с позиции формирования УУД

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный урок математики с позиции формирования УУД

Учитель математики Петина Наталья Васильевна

В настоящее время одним из приоритетов развития России является образование, причём качественное образование.

Современному обществу нужны люди инициативные, способные творчески мыслить, находить нестандартные решения, готовые к самостоятельным действиям и принятию решений. Сегодня для жизни, для деятельности важны не накопленные знания, а умение использовать их. По сути, это социальный заказ школе. Школа должна помочь своим будущим выпускникам приобрести необходимые новые качества личности.

Первым шагом реализации образовательной политики стало введение новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Стандарт второго поколения меняет представление об образовательных результатах и ориентирует педагога не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты. Становится важно сформировать у учащихся познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия. Овладев этими действиями, обучающийся овладеет такой компетенцией как умение учиться, он будет способен к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

С 1 сентября 2011 наша школа начала работать по введению ФГОС в начальных классах. Для нас, учителей основной школы, этот проект принимался как руководство к действию.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же они вызвали у меня тревогу. Возникали вопросы один за другим!

  • Как построить урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?

  • Каково должно быть его содержание?

  • Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?

  • Как правильно спланировать деятельность самих учащихся?

  • Какие приёмы работы будут эффективными?

  • А что делать с традиционными видами работы учащихся на уроке? Ведь они позволяли формировать устойчивые предметные результаты, которые никто не отменял и в новом стандарте.

Главное, что мне точно было ясно, урок должен быть другим, он должен отличаться от урока вчерашнего. Но чем?

Первое отличие - меняется деятельность учителя и обучающихся на уроке.

Ученик из присутствующего и исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. В основе урока современного типа заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, в ходе которого обучающийся научится анализировать, планировать свою деятельность, разрабатывать алгоритм своих шагов, выделять главное, формулировать и аргументировать свою точку зрения, работать в группах, оценивать свою работу.

Поэтому второе отличие современного урока я вижу в том, что на уроке у школьника должны формироваться не только знания, умения, навыки, но и универсальные учебные действия.

Значит, учителю просто необходимо особым образом подобрать содержание материала.

Оно должно быть интересным для ученика, способствовать процессу познания и развитию личности.

Организация деятельности предполагается на каждом этапе урока. И она должна быть такой, чтобы у учащихся формировались УУД.

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим теуниверсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

Требования к уроку

Урок современного типа

Универсальныеучебные действия

Объявление темы урока

Обучающиеся должны сами сформулировать тему, учитель направляет учащихся к этому.

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Обучающиеся определяют границы знания и незнания, учитель помогает сформулировать цели и задачи, исходя из темы урока.

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Обучающиеся сами планируют, как достичь поставленных целей и задач урока. Учитель помогает и советует.

Регулятивные
Коммуникативные
планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Работают либо индивидуально, либо в парах, либо в группах.
Учитель консультирует.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). Учитель осуществляет контроль за деятельностью учащихся.

Регулятивные (самоконтроль), коммуникативные

Осуществление коррекции

Обучающиеся самостоятельно формулируют затруднения. Учитель консультирует, советует, даёт задания для осуществления коррекции, помогает.

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Обучающиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели и задачи. Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учитель предлагает на выбор задания разного уровня сложности. Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей


Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Содержание УУД ёмкое. Применительно к предмету математика, выделим следующее.

Приоритеты предметного содержания в формировании УУД

УУД

МАТЕМАТИКА

Личностные

Смыслообразование (какое значение, смысл имеет учение и уметь находить ответ на него)

Регулятивные

Целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

Познавательные

Формулировавние познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач, анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логическое рассуждение, доказательства, практические действия

Коммуникативные

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге, самовыражение, монологические высказывания разного типа.

Рассмотрим отдельные задания, способствующие формированию УУД. (Приложение)

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий, которые применял ученик.

Считаю, что широкий спектр УУД формируются при выполнении следующих заданий: задания на моделирование реальных жизненных ситуаций, на конструирование ситуации по её графической интерпретации, на выявление ошибок, на планирование деятельности, на нахождение и выбор рациональных способов решений, на практические вычисления.

Для примера рассмотрю следующее задание.

Для приготовления напитка берут 2 части вишневого сиропа и 5 частей воды. Сколько надо взять сиропа, чтобы получить 700г напитка?

Вопрос задачи - создание проблемной ситуации учителем.

Данное задание развивает в комплексе следующие УУД:

Личностные УУД - проявление внимания, интереса, желания больше узнать, ученик увязывает задание с реальными жизненными ситуациями.
Познавательные УУД - соотнесение известной и неизвестной информации; структурирование знаний от того, что имеем для того, что нужно найти, умение извлекать информацию из данного текста задания, выстраивание логической цепочки рассуждения.
Регулятивные УУД - поиск решения - составление плана, составление модели уравнения, решение задачи, , выполнение проверки решения - определение степени успешности выполнения своей работы.
Коммуникативные УУД - развитие способности у учащихся выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Таким образом, овладение УУД на всех этапах урока, при выполнении разных видов заданий ведёт к овладению компетенции «умение учиться», что позволит ученикам использовать свои знания в практической деятельности и в повседневной жизни

Примеры заданий

Содержание учебной деятельности

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

1.

Сколько существует флагов, составленных из трёх горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов - белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации?

Белый

Синий

Красный

Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.

2.

Выполнив задание, вы прочитаете пословицу

а) 0,71 + 0,8; д) 1,8 +0,1; и) 22,9 8- 2,4; н) 8 - 2,7; с) 6,86 * 3;

б) 2,3 + 2,2; е) 17,02 + 3,56; к) 5,35 - 3; о) 3,5 -1,7; т) 1,9 * 1

в) 5,4 + 1,3; ж) 12 + 1,2; л) 3,78 - 1,78; п) 9,863 -0; у); 0,3 * 6;

г) 0,32 + 0,47; з) 3,09 + 2,21; м) 1 - 0,3; р) 18,62 -18,62; ф) 0,18 * 10;

х) 0,52 * 100; щ) 18 : 4;

ц) 5 * 0,9; ы) 12,3 : 3;

ч) 60 * 0,4 э) 9,4 : 4;

ш) 4,7 : 2 ю) 1,4 : 0, 7

0,7

1,8

5,3

2

2,35

13,2

134,31

20,58

0,79

1,9

20,58

6,7

4,5

1,51

У

Е

М

Ь

Т

--

М

А

И

Н

А

Д

О

Р

24

4,5

2,35

1,8

4,1

2

2,35

4,5

20,58

52

1,8

1,9

9,863

0

С

О

Т

Е

Я

Ь

Т

О

А

П

Е

Н

Й

З

Ответ: Родина - мать, умей за нее постоять.

Патриотическое воспитание: уважительное отношение к Родине, формирование интереса к устному народному творчеству.

Формирование вычислительных навыков; мотивация учения - развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания; формирование личностных качеств: аккуратность и внимательность при выполнении работы.

3.

Липа живет в лесу до 400 лет, а в городе в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе?

Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?

Знание проблем экологии, формирование гражданской направленности личности

4.

Калорийность рациона школьника 11-15 лет должна составлять 2500 ккал. На завтрак приходится 35%, на обед 40%, на полдник 10%, на ужин 15%. Найдите количество калорий на каждый прием пищи школьника.

Знакомство с рациональным режимом питания, формирование навыков здорового питания

5.

В Большесолдатском районе состоялись выборы депутата Курской областной Думы.

Общее число избирателей 12 803 человека. Приняли участие в голосовании 63%. Сколько человек района пришли на выборы.

Или:

В голосовании приняли участие 8049 избирателей. Это 63% всех жителей района. Какова численность нашего района.

Дополнительное задание: по таблице - результаты выборов составьте задачи на проценты.

Знакомство с темой «Выборы»; Формирование активной гражданской позиции.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

6.




7





8



9

Из детского сада поступил заказ на создание аквариума. Размеры аквариума: а= 80см, b= 50см, с= 60см. Какое количество стекла нам необходимо заказать в мастерской?

Объясните своё решение. Ответ запишите в дм2

В конце работы появляется ответ на слайде: 2400дм2

Найти верное решение. Объяснить свой выбор. Сделать проверку.


Чтобы узнать название животного, восстановите пример, угадав, какая цифра скрывается за каждым из геометрических тел и по ответу соберите слово .

Чем известно это животное?

В конце работы появляется правильный ответ.

Ответ: 218+ 810= 1028




Выявите признак и проведите классификацию следующих добей: 1/5,1/8, 2,67, 2/16, 7/6, 0,5.

Определение последовательности действий, составление плана решения, осуществление контроля с эталонным результатом, осознание правильности своего решения или коррекция решения.


Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с целью обнаружения ошибки и внесение необходимых корректив.


Составление плана и последовательности действий;

Способность к волевому усилию в преодолении препятствий.

Обнаружить и сформулировать сходства и различия;

10.



Современный урок математики с позиции формирования УУД

Обнаружить и сформулировать учебную проблему, выстраивание последовательности необходимых шагов

( алгоритм действий)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

10.

Ученик решил это уравнение устно.

(у+2,84)-1,84=6,4

Объясни, как он решал.

Назови математическое свойство, с помощью которого возможно устное вычисление.

Запиши это свойство в виде равенства. Сделайте вывод.

Поиск и выделение необходимой информации;

знаково-символическое моделирование.

11.

Прочитай текст учебника.

Ответь на вопрос: « Как записывали в Древнем Риме числа?»

Какое число означает запись CCCXXXIII (333)

MCXLIII ? (1143)

Применение методов информационного поиска, кодирование и декодирование

12.

Обозначь наименьшую из величин х и построй математическую модель задачи.

Найди х и ответь на поставленный вопрос.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья - в три раза больше, чем первая. Все вместе спряли 4 кг800г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?

Поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения;

Знаково-символическое моделирование.

13.

Наташа предложила Даниле сыграть в следующую игру. Каждый из них по очереди бросает игральный кубик, на двух гранях которого записано число 1, на двух гранях - 2 и на двух гранях - 3. Если выпадет нечётное число, то одно очко получает Наташа, если чётное, то очко получает Данила. Первый, кто наберёт 30 очков, считается победителем. Можно ли считать эту игру справедливой?

Построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решений.

14.

На праздник свой подарок другу можно упаковать в сундучок, сделав его в идее куба. Сколько понадобится ленты для упаковки сундучка, если на бант потребуется 25 см? (105см)

Умение самостоятельно применять знания на практике;

поиск и выделение необходимой информации; самостоятельный поиск способа решения проблемы.

14.

Современный урок математики с позиции формирования УУД

Какое число находится и в треугольнике, и в прямоугольнике, и в трапеции, но не в круге?

Поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждения

15.

Современный урок математики с позиции формирования УУД

Сколько кубиков с тремя окрашенными гранями?

Поиск и выделение необходимой информации, моделирование, отыскание способов решения проблем поискового характера

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

16.

Групповая работа.

Задание: из предложенных развёрток выбрать развёртку куба. Как рассчитать количество бумаги, которое необходимо для изготовления куба?



Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

17.

Работа в парах по учебнику.

При введении понятия степени числа (§44, 5 класс) учащимся предлагается проанализировать содержание двух таблиц, сравнить их и объяснить, как связаны левый и правый столбцы каждой таблицы.

Формирование коммуникативных способностей: умение слушать другого человека, понимать его, вникать в обоснование его точки зрения на тот или иной факт.

18.

Задание для групп.

Обсудите в группе решение следующего задания:

(256 + 348) - 148=

674- (233+ 274)=

Попытайтесь сформулировать правило вычитания числа из суммы и суммы из числа.

Через три минуты представьте свой материал классу

Сотрудничество в поиске способа решения; умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение члена группы, принятие коллективного решения

.


© 2010-2022