- Преподавателю
- Математика
- План-конспект урока на темуУмножение разности двух выражений на их сумму (7 класс)
План-конспект урока на темуУмножение разности двух выражений на их сумму (7 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ямилова Д.Р. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока алгебры в 7 классе
Тип урока: Открытие Нового Знания
Тема: «Умножение разности двух выражений на их сумму».
Основные цели:
1) формировать способность к обобщению известных фактов, к выводу формулы
(а-в)(а+в)=а2-в2 и нахождению по этой формуле произведения разности двух выражений и их суммы, познакомить учащихся с применением формулы к упрощению вычислений;
2) повторить и закрепить возведение одночлена в степень, умножение многочленов.
3) развивать умения учащихся формулировать цели работы и выбирать пути ее достижения;
4) совершенствовать навыки контроля и самоконтроля;
5) воспитание математической грамотности речи, аккуратности.
Оборудование.
Демонстрационный материал.
1) задания для актуализации знаний:
№ 1 (х+5)2 ; (2х-3)3 ; (х-2)(у+5) ; (х-у)(х+у) ; (4+у)3; х3-у3; х2-у2 ; 2ху2 ; (3ху)2
1 25 17 36 3 20 9 4 16
№ 2 Заполните пропуски (х-2)(х+5)=х2-...+...-10
№ 3 Верно ли (х+3)(х-3)=х2+3х+3х-6=х2-6?
№ 4 Найдите квадраты одночленов (10х)2 ; (-9ху3)2 ; (-20ху)2
№ 5 Сравните выражения:(а-в)(а+в) (х-у)(х+у) (m-n)(m+n) (х-а)(у+в). Какое из них лишнее?
2) эталоны:
(а-в)(а+в)=а2-в2
Произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений
Эталон для самопроверки №857(б,г,з)
б) (4+у2)(у2 - 4)=(у2)2 - 42=у4 -16;
г) (0,7х+у2)(0,7х-у2)=(0,7х)2 -( у2)2=0,49х2 - у4;
з) (5х2+2у3)( 5х2 - 2у3) =(5х2)2 - (2у3)2=25х4 -4у6.
3) таблицы 1,2,3,4,5,6,7;
4) раздаточный материал.
5) Плакат с высказыванием «Если человек не знает, к какой пристани держит путь, для него никакой ветер не будет попутным. Сенека».
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: 1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урок: продолжить работу над формулами сокращенного умножения.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Что мы изучали на предыдущих уроках? (Мы познакомились с некоторыми формулами сокращенного умножения.)
- Сегодня мы продолжим изучать формулы сокращенного умножения.
.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: чтение и запись выражений; возведение в квадрат одночлена; умножение многочленов.
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сокращенное умножение разности двух выражений на их сумму.
Организация учебного процесса на этапе 2:
№ 1 Задание выполняется фронтально (ответы записываются в тетрадь).
- На доске записаны выражения, которым соответствуют некоторые числа. Запишите в тетрадь ряд чисел, который получится, если вы выберите из них следующие: 1) квадрат суммы; 2) удвоенное произведение; 3) разность квадратов; 4) квадрат одночлена; 5) куб разности; 6) произведение разности двух выражений и их суммы.
- Какой ряд чисел получили? (Таблица1. 1; 4; 9; 16; 25; 36,...,...). Продолжите ряд на два числа. Какую закономерность можно заметить? (Числа являются квадратами первых натуральных чисел. Таблица 2.)
№ 2 Задание выполняется фронтально (устно).
- Заполните пропуски. Какое правило применили? (правило умножения многочленов) Сформулируйте это правило. (Чтобы умножить многочлены нужно каждый член первого многочлена умножить на каждый член второго многочлена и полученные произведения сложить.)
№ 3 Задание выполняется фронтально (устно).
- Верно ли выполнено умножение многочленов? (все допущенные ошибки комментируются и исправляются)
№4 Задание выполняется фронтально (устно). Как найти квадрат одночлена? Какие свойства степеней здесь используются? (Таблица 3)
3. Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
№5 Сравните выражения: :(а-в)(а+в) (х-у)(х+у) (m-n)(m+n) (х-а)(у+в).(Таблица 4.) Что в них общего? (Во всех выражениях присутствует произведение суммы и разности двух выражений) Какое из выражений лишнее? Почему? (В первых трех выражениях записано произведение разности двух выражений и их же суммы.) Сегодня мы рассмотрим формулу, по которой можно сокращенно умножать разность двух выражений на их сумму. Запишем тему урока: «Умножение разности двух выражений на их сумму».
- Давайте обратимся к высказыванию Сенеки «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него никакой ветер не будет попутным». Как вы понимаете это выражение? (Если у человека нет цели в жизни, то он никогда не добьется успеха). Каждый человек должен уметь формулировать цель своей деятельности и находить пути ее достижения.
- Какова же цель сегодняшнего урока? (Вывести формулу произведения разности двух выражений и их суммы и научиться использовать эту формулу.) (Таблица 5)
-
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Работу можно организовать по группам, каждому ряду предлагается работать с одним из выражений. (Один из учащихся выполняет преобразования на доске)
- Как вы можете провести преобразование выражения? (По правилу умножения многочленов.)
- Что интересного вы замечаете? (Во всех случаях получилось одно и тоже выражение - разность квадратов данных выражений.) Запишем формулу, которую получили:
(а-в)(а+в)=а2-в2 (Таблица 6)
- Сформулируйте правило, по которому можно найти произведение разности и суммы двух выражений. (Таблица 7)
-- Достигли мы поставленных целей? (Частично, т.к. вывели формулу.) Что теперь предстоит сделать? (Научиться использовать эту формулу для преобразования выражений.)
- Рассмотрим примеры. (Примеры записаны на доске слева. Решение на доске записывает учитель, учащиеся делают записи в тетрадях.)
1) (2х-3)(2х+3)=(2х)2-32=4х2-9;
2) (х3+7)(х3-7)=... Можно ли сказать, что дано произведение разности и суммы двух выражений? (Да. Множители в произведении можно менять местами.)...=(х3)2-72=х6-49.
3) (3у4+5)(5-3у4)=.. Верно ли, что в данном выражении есть произведение разности и суммы двух выражений? (Да, если поменять местами множители и слагаемые в сумме.)...= =(5-3у4)( 5+3у4)=52-(3у4)2=25-9у8.
- Какие практические советы можно сформулировать при работе с формулой? Каков алгоритм работы с формулой? (Записать квадрат первого выражения, поставить минус, записать квадрат второго выражения, выполнить вычисления.)
-На доске заготовлен алгоритм определения вида зависимости, который учитель построчно открывает после того, как учащиеся проговаривают соответствующий пункт.
Алгоритм работы по формуле (а-в)(а+в)=а2-в2.
-
Записать квадрат первого выражения.
-
Поставить минус.
-
Записать квадрат второго выражения.
-
Выполнить возведение одночленов в квадрат.
-
Первичное закрепление во внешней речи.
Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
№854 (г,з,и) (на доске). Фронтально, 1 учащийся комментирует и записывает решение.
г) (х+3)(х-3)=х2-32=х2-9;
з) (2а-3в)(3в+2а)=(2а)2-(3в)2=4а2-9в2;
и) (8с+9d)(9d-8c)=(9d)2-(8c)2=81d2-64c2.
№857(в,д,ж) (на доске). Фронтально, 1 учащийся комментирует и записывает решение.
в) (9а-в2)(в2-9а)=(9а)2-(в2)2=81а2-в4;
д) (10р2-0,3q2)(10р2+0,3q2)=(10р2)2-(0,3q2)2=100p4-0,09q4);
ж) (c4+d2)(c4-d2)=(c4)2-(d2)2=c8-d4.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 6:
№854(д,е) (Работа в парах )(Двое учащихся выполняют решение на закрытой части доски).
- Выполните самопроверку и самооценку ("+", если верно, - "?" - если не верно.)
- Где возникли затруднения и почему?
№857 (б,г,з) (Работа в парах с проверкой по эталону, который лежит на каждой парте.)
- Выполните самопроверку и самооценку ("+", если верно, - "?" - если не верно.)
- Где возникли затруднения и почему?
-Для тех, у кого все задания получаются легко и быстро, дополнительные задания на оценку №№857(и,к),858,878.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: применение изучаемой формулы к упрощению вычислений.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№861 (а,в)
Решение.
а) 52·48=(50+2)(50-2)=502-22=2500-4=2496;
в) 6,01·5,99=(6+0,01)(6-0,01)=62-0,012=36-0.0001=35,9999.
8. Рефлексия деятельности.
Цель этапа: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? (Формулу и правило умножения разности двух выражений и их суммы.)
- Где используются «открытые» знания? (Для сокращенного умножения разности двух выражений на их сумму, при упрощении вычислений.)
- Поднимите руку, кто хорошо понял, как умножают разность двух выражений на их сумму и может рассказать новое правило? Кто может применить формулу к упрощению вычислений?
- Кто сумел сделать дополнительное задание? Сдайте тетради на проверку.
- Всех благодарю за интерес и внимание, за сотрудничество и активность, желаю успешного выполнения домашнего задания.
Домашнее задание: 1)п.34(изучить, разобрать примеры 1,2,сделать запись в справочник, выучить формулу и правило).
2) №855;№859(г,д,е) №860(б,г,е)
Таблица 1.
1, 4, 9, 16, 25, 36,...,...
Таблица 2.
12, 22, 32, 42, 52, 62, ...
Таблица 5.
Цели:
1.Вывести формулу
(а-в)(а+в)=
2.Научиться умножать разность двух выражений на их сумму.
Таблица 6.
(а-в)(а+в)= =а2-в2
Таблица 7.
Произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.
Эталон для самопроверки №857(б,г,з)
б) (4+у2)(у2 - 4)=(у2)2 - 42=у4 -16;
г) (0,7х+у2)(0,7х-у2)=(0,7х)2 -( у2)2=0,49х2 - у4;
з) (5х2+2у3)( 5х2 - 2у3) =(5х2)2 - (2у3)2=25х4 -4у6.
Эталон для самопроверки №857(б,г,з)
б) (4+у2)(у2 - 4)=(у2)2 - 42=у4 -16;
г) (0,7х+у2)(0,7х-у2)=(0,7х)2 -( у2)2=0,49х2 - у4;
з) (5х2+2у3)( 5х2 - 2у3) =(5х2)2 - (2у3)2=25х4 -4у6.
Эталон для самопроверки №857(б,г,з)
б) (4+у2)(у2 - 4)=(у2)2 - 42=у4 -16;
г) (0,7х+у2)(0,7х-у2)=(0,7х)2 -( у2)2=0,49х2 - у4;
з) (5х2+2у3)(5х2 - 2у3) =(5х2)2 - (2у3)2=25х4 -4у6.
Эталон для самопроверки №857(б,г,з)
б) (4+у2)(у2 - 4)=(у2)2 - 42=у4 -16;
г) (0,7х+у2)(0,7х-у2)=(0,7х)2 -( у2)2=0,49х2 - у4;
з) (5х2+2у3)(5х2 - 2у3) =(5х2)2 - (2у3)2=25х4 -4у6.
Эталон для самопроверки №857(б,г,з)
б) (4+у2)(у2 - 4)=(у2)2 - 42=у4 -16;
г) (0,7х+у2)(0,7х-у2)=(0,7х)2 -( у2)2=0,49х2 - у4;
з) (5х2+2у3)(5х2 - 2у3) =(5х2)2 - (2у3)2=25х4 -4у6.
Эталон для самопроверки №857(б,г,з)
б) (4+у2)(у2 - 4)=(у2)2 - 42=у4 -16;
г) (0,7х+у2)(0,7х-у2)=(0,7х)2 -( у2)2=0,49х2 - у4;
з) (5х2+2у3)(5х2 - 2у3) =(5х2)2 - (2у3)2=25х4 -4у6.
Эталон для самопроверки №857(б,г,з)
б) (4+у2)(у2 - 4)=(у2)2 - 42=у4 -16;
г) (0,7х+у2)(0,7х-у2)=(0,7х)2 -( у2)2=0,49х2 - у4;
з) (5х2+2у3)(5х2 - 2у3) =(5х2)2 - (2у3)2=25х4 -4у6.
Эталон для самопроверки №857(б,г,з)
б) (4+у2)(у2 - 4)=(у2)2 - 42=у4 -16;
г) (0,7х+у2)(0,7х-у2)=(0,7х)2 -( у2)2=0,49х2 - у4;
з) (5х2+2у3)(5х2 - 2у3) =(5х2)2 - (2у3)2=25х4 -4у6.
Эталон для самопроверки №857(б,г,з)
б) (4+у2)(у2 - 4)=(у2)2 - 42=у4 -16;
г) (0,7х+у2)(0,7х-у2)=(0,7х)2 -( у2)2=0,49х2 - у4;
з) (5х2+2у3)(5х2 - 2у3) =(5х2)2 - (2у3)2=25х4 -4у6.
Эталон для самопроверки №857(б,г,з)
б) (4+у2)(у2 - 4)=(у2)2 - 42=у4 -16;
г) (0,7х+у2)(0,7х-у2)=(0,7х)2 -( у2)2=0,49х2 - у4;
з) (5х2+2у3)(5х2 - 2у3) =(5х2)2 - (2у3)2=25х4 -4у6.
Эталон для самопроверки №857(б,г,з)
б) (4+у2)(у2 - 4)=(у2)2 - 42=у4 -16;
г) (0,7х+у2)(0,7х-у2)=(0,7х)2 -( у2)2=0,49х2 - у4;
з) (5х2+2у3)(5х2 - 2у3) =(5х2)2 - (2у3)2=25х4 -4у6.
Эталон для самопроверки №857(б,г,з)
б) (4+у2)(у2 - 4)=(у2)2 - 42=у4 -16;
г) (0,7х+у2)(0,7х-у2)=(0,7х)2 -( у2)2=0,49х2 - у4;
з) (5х2+2у3)(5х2 - 2у3) =(5х2)2 - (2у3)2=25х4 -4у6.
Эталон для самопроверки №857(б,г,з)
б) (4+у2)(у2 - 4)=(у2)2 - 42=у4 -16;
г) (0,7х+у2)(0,7х-у2)=(0,7х)2 -( у2)2=0,49х2 - у4;
з) (5х2+2у3)( 5х2 - 2у3) =(5х2)2 - (2у3)2=25х4 -4у6.
Эталон для самопроверки №857(б,г,з)
б) (4+у2)(у2 - 4)=(у2)2 - 42=у4 -16;
г) (0,7х+у2)(0,7х-у2)=(0,7х)2 -( у2)2=0,49х2 - у4;
з) (5х2+2у3)(5х2 - 2у3) =(5х2)2 - (2у3)2=25х4 -4у6.
Эталон для самопроверки №857(б,г,з)
б) (4+у2)(у2 - 4)=(у2)2 - 42=у4 -16;
г) (0,7х+у2)(0,7х-у2)=(0,7х)2 -( у2)2=0,49х2 - у4;
з) (5х2+2у3)(5х2 - 2у3) =(5х2)2 - (2у3)2=25х4 -4у6.
Эталон для самопроверки №857(б,г,з)
б) (4+у2)(у2 - 4)=(у2)2 - 42=у4 -16;
г) (0,7х+у2)(0,7х-у2)=(0,7х)2 -( у2)2=0,49х2 - у4;
з) (5х2+2у3)(5х2 - 2у3) =(5х2)2 - (2у3)2=25х4 -4у6.
Таблица 3.
(10х)2 = (-9х2у3)2 =
(20ху)2 =
Таблица 4.
(а-в)(а+в)
(х-у)(х+у)
(m-n)(m+n)
(х-а)(х+в)