Программа кружка В царстве чисел

Раздел Математика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

кружка

«В царстве чисел»

4 класс

«Тот,кто не знает математики,

не может узнать другие науки

и не может узнать мир»



Роджер Бэкон



Пояснительная записка



Задача начальной школы в соответствии с основными идеями модернизации школьного образования - поддержать познавательную активность и инициативность младшего школьника. Деятельность ученика должна приобрести активный, самостоятельный и творческий характер как на уроке, так и вне его.

Мышление ребёнка в той или иной мере развивает каждый общеобразова-тельный предмет, преподаваемый в начальной школе. Однако математика занимает особое место среди других предметов. Её абстрактный характер и общность методов, широко использующихся в различных областях знаний, в наибольшей степени способствует овладению учащимися элементарной логической грамотностью. Логическое воспитание учащихся является составной частью общей культуры мышления человека, поэтому актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.



Цель: развитие математического образа мышления и творческих способностей.



Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях математики;

  • учить правильно применять и использовать математическую терминологию и символику;

  • обучать решению нестандартных задач;

  • развивать плоскостное и пространственное воображение учащихся, абстрактное и логическое мышление, произвольное внимание;

  • способствовать продвижению учащихся в общем развитии;

  • способствовать освоению компьютера и ИКТ;

  • воспитывать неординарную личность с нестандартным мышлением.



Принципы программы:

1.Актуальность ( создание условий для повышения мотивации к обучению

математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся)



2.Научность (математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически

мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы,

обобщения)



3.Системность (курс строится от частных примеров к общим)



4.Доступность (изучаемый материал соответствует возрасту младшего школьника)



5.Практическая направленность (содержание занятий направлено на освоение

математической терминологии, на решение занимательных и нестандартных задач,

которые помогут ребятам принимать участие в различных математических играх,

конкурсах, олимпиадах и др.)



6.Курс ориентационный (он осуществляет учебно-практическое знакомство со

многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес

школьников к данной науке, расширяет кругозор, углубляет знания в данной

учебной дисциплине)



Ожидаемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь обучающимся:

  • усвоить базовые знания по математике;

  • формировать творческое мышление, познавательную активность;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • способствовать улучшению качества усвоения программного материала;

  • расширить кругозор детей;

  • развивать математическую речь;

  • способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх и конкурсах.



Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- в предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик обучающихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний, положение ребенка в объедине-нии, деловые качества воспитанника) используется:

  • простое наблюдение,

  • проведение математических игр,

  • опросники,

  • анкетирование

  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

В сфере познавательных УУД ребята научатся:

  • решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;

  • устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;

  • строить логическую цепь рассуждений;

  • выдвигать гипотезы;

  • составлять задачи-шутки, магические квадраты;

  • читать графическую информацию;

  • находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;

  • анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;

  • различать существенные и несущественные признаки.

  • отличать кривые и плоские поверхности;

  • доказывать способ верного решения.

В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:

  • уважение к товарищам и их мнению;

  • понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;

  • умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных УУД ребята научатся:

  • постановке учебных задач занятия;

  • оценке своих достижений;

  • действовать по плану.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.





Формы работы:

  • фронтальная

  • индивидуальная

  • парная

  • групповая









Виды деятельности учащихся:

1.Решение занимательных задач (ребусов, шарад, кроссвордов, головоломок и др.)

2.Знакомство с научно- популярной литературой, связанной с математикой.

3.Самостоятельное добывание знаний.

4.Работа в компьютерном классе.

5.Творческие работы.

6.Создание и оформление математических газет.

7.Проектная деятельность.

8.Участие в математической школьной и городской олимпиадах, международной

игре «Кенгуру» и др.





































Содержание программы.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Также важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно думать, работать, решать творческие задачи.

Содержание программы соответствует возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Данная программа позволяет активно использовать наглядно-действенный, наглядно-образный и наглядно-логический уровни мышления, которые наиболее близки младшим школьникам, и опираясь на которые, дети выходят на высшую ступень - словесно-логический уровень.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углублённый вариант базового предмета - математика.

Занятия по данной программе повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников, способствуют общему развитию школьников. Решение математических задач,связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мысленных операций и общему интеллектуальному развитию.



Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует под-держивать и направлять. Данная практика поможет детям успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Занятия по программе лучше проводить с группой детей по 12-15 человек, так как учитель имеет возможность шире использовать индивидуальный подход, дойти до каж-дого ребёнка. Занятия с небольшими группами проходят в непринуждённой и доброже-лательной атмосфере, которая создаёт условия для раскрытия каждого ученика.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия не должна привышать 35 - 40 минут.

Занятия строятся на основе развивающих игр, упражнений, занимательных элемен-тов и задач.Играя на занятиях в различные развивающие игры, учащиеся развивают произвольное внимание, которое в этом возрасте слабо сформировано. Решая логические задачи,задачи на смекалку, задачи - шутки, ребята учатся думать и мыслить нестандартно.





Календарно - тематическое планирование (4 класс)



п/п

Да

та

Содержание занятий

Формирование УУД

1


Вводное занятие. Великие математики. Математические игры, лабиринты.




П - ставить,формулировать и решать учебную цель и задачу

Л - готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Р - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

К - задавать вопросы,обращаться за помощью, умение сотрудничать в паре, в группе

2


Геометрические упражнения: «Путешествие в Страну Геометрию»

Занимательные квадраты. Игра «Одной линией»

П - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использование знаково-символической записи математического понятия

Л - готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Р - преобразовывать практическую задачу в познавательную

К - предлагать помощь и сотрудничество, проявлять активность для решения задач

3


Бесконечность натуральных чисел. Живая счётная машина. Счеты и их устройство. Разгадывание ребусов и шарад.

П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

К - оказывать помощь в сотрудничестве, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками

4


Знакомство с числовыми мозаиками. "Судоку". Решение и составление числовых мозаик.

П - выполнять задания с использованием материальных объектов (палочек, схем, рисунков и др.)

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания

5


Старинные меры измерений.

Длина. Измерения (локоть, сажень, пядь, ладонь). Игра "Самый, самый…"

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

Р - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками

6


Компьютерные математические игры

(Работа в компьютерном классе).






П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности

Р - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

7


Исследовательская работа "Косая сажень в плечах", "Мал золотник да дорог".




П - выполнять задания на основе рисунков, схем, строить логическую цепь рассуждений

Л - выражать положительное отношение к процессу познания:

К - оказывать помощь в сотрудничестве, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками

8


Масса. Новые мерки (практическая работа).Счетное лото, головоломки.


П - использование знаково - символических средств, моделирование, анализ объектов с целью выделения признаков

Л - адекватная мотивация учебной деятельности

Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

К - взаимодействовать в паре, в группе

9


Единицы времени. Исследовательская работа "Памятники, оставшиеся от минувших поколений".

П - выполнять задания на основе рисунков, схем, строить логическую цепь рассуждений

Л - готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Р - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

К - задавать вопросы,обращаться за помощью, умение сотрудничать в паре, группе

10


Возникновение денег. Игра "Магазин". Исследовательская работа "Копейка рубль бережёт".


П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Л - воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к обучающемуся

Р - составлять план и последовательность действий

К - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

11


Преобразование геометрических фигур по заданной программе. Конструирование предметов из геометрических фигур.




П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Р - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности

12


Компьютерные математические игры

(Работа в компьютерном классе).

П - выполнять задания на основе рисунков, схем, чертежей, строить логическую цепь рассуждений

Л - адекватная мотивация учебной деятельности

Р - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

К - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

13


Проектная деятельность. «Составление дерева возможностей»

П - выполнять задания с использованием материальных объектов (чертежей, схем, рисунков )

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности

К - взаимодействовать в паре, в группе

14


Координатный угол. Решение задач на нахождение площади и объёма пространственных фигур.


П - возможность выполнять задания на основе схем и рисунков, выполненных самостоятельно, строить логическую цепь рассуждений

Р - преобразовывать практическую задачу в познава тельную, ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем

Л - мотивация учебно- познавательной деятельности

К - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь,формулировать затруднения

15


Ребусы, принципы их составления. Решение и составление ребусов. Игра "Крестики-нолики".

П - использование знаково - символических средств, моделирование, анализ объектов с целью выделения признаков

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности

К - принимать различные позиции во взаимодействии с одноклассниками

16


Кроссворды, принципы их составления. Составление и решение кроссвордов. Конкурс на лучший ребус и кроссворд.


П - построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания

Р - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности

17


Графическое моделирование. Игра «Лучший счетчик».

П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий повышенной трудности, выполнять задания на основе рисунков, схем, чертежей, строить логическую цепь рассуждений

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности


18


Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!»

П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения нестандартных математических заданий, выполнять задания на основе рисунков, схем,чертежей, строить логическую цепь рассуждений

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности

Р - контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий

19


Компьютерные математические игры

(Работа в компьютерном классе).

П - построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности

Р - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К - взаимодействовать в паре, в группе

20


Головоломки со спичками.

Составление и решение задач со спичками (практическая работа)

П - выполнять задания с использованием материальных объектов (палочек, схем.

рисунков и др.)


Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания

21


Схемы, уравнения. Игра "В царстве Равенств".

П - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности

22


Школьный тур олимпиады. Решение нестандартных задач.

П - постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания

Р - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности

23


Старинные занимательные задачи. Поисковая работа в группах: "В сундук за арифметикой".


П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания


24









Подведение итогов олимпиады.

Компьютерные математические игры (Работа в компьютерном классе).


П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности

Р - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К - взаимодействовать в группе

25


Международная игра «Кенгуру».

П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, выполнять задания на основе рисунков, схем, чертежей, строить логическую цепь рассуждений

Р - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

26


Биографические миниатюры. "Арифметика" Магницкого. Решение логических задач.









П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение логической цепи рассуждений, умение структури- ровать знания

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания

27


Математическая викторина "Узнай меня».Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»


П - постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности

28,29


Проектная деятельность.

Создание и выпуск математической газеты «Математика вокруг нас»

П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности

К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками

30



Высказывания и их значения (истинные, ложные, отрицание). Логические связки. Решение задач на перебор вариантов.


П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию,строить понятные для одноклассников высказывания, умение работать в группе

31


Творческая работа. Сочинение «Место математики в моей жизни»

П - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности

32


Компьютерные математические игры. (Работа в компьютерном классе).

П - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности

33


Математический КВН. Итоговое занятие. Игра "Весёлый поезд"


П - выбирать наиболее эффективные способы решения задач, возможность проявлять смекалку,сообразительность и т.д.

Р - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

К - формулировать собственное мнение и позицию,строить понятные для одноклассников высказывания,умение работать в группе

34


Математический марафон.

Круглый стол «Подведем итоги».

П - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Р - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания







Литература для проведения занятий:

1.Аменецкий Н.Н. «Забавная арифметика», М., 1998г.

2.Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки», М., 1994г.

3.Перельман Я.И. «Занимательная математика», М., 1994г.

4.Соболевский Р.Ф. «Логические и математические игры», М., 1997г.

5.Труднев В.П. «Считай, смекай, отгадывай», С.-Петербург, 1994г.

6.Сорокин П.Н. «Занимательные задачи по математике», М., 1986г.

7.Шустер Ф.К. «Материал для внеклассной работы по математике», Минск, 1988г.

8.Чилингирова Л.К. «Играя, учимся математике», М., 1993г.

9.Тонких А.П.«Логические игры и задачи на уроках математики», Ярославль, 1997г.



© 2010-2022