Разработка интегрируемого урока русский язык и математика 6 класс

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ школа № 525 с углубленным изучением английского языка

г.Санкт-Петербург

Открытый интегрированный урок




Интегрированный урок в 6 классе

(русский язык, математика

с применением компьютерных технологий)





Подготовили и провели:

  • Матафонова Светлана Алексеевна, учитель математики высшей категории

  • Шагинян Гаянэ Нодариевна, учитель русского языка и литературы 1-ой категории














18 ноября 2015 г.








Тема: Чем измеряется хитрость или нестандартные единицы измерения.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с единицами измерения на Руси

  • Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы

  • Отрабатывать технику чтения, развивать навыки работы с текстом

  • Переводить величины из одних единиц измерения в другие, производить арифметические действия с десятичными дробями

  • Повторить темы: «Синонимы, антонимы»

  • Повторить орфограммы: «Правописание приставок; правописание гласных в корне; падежные окончания имён существительных и прилагательных»

  • Показать роль русского языка, математики и компьютерных

технологий в раскрытии данной темы

  • Воспитывать, развивать и углублять интерес к русскому языку и математике

  • Морально-этическое воспитание

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор.

  • Презентация (тема урока, разминка, основные меры длины на Руси, задания - пословицы, математические задачи, ребусы).






Люди,
В общем,
Мало верят
В заклинанья, в пентаграммы,
А своею меркой мерят
На фунты и килограммы,
И на ярды, и на метры.
Счет иной еще не начат.


Леонид Мартынов.





Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Разминка (слайд 1-3)

2.Вступительное слово учителя литературы:

Люди,
В общем,
Мало верят
В заклинанья, в пентаграммы,
А своею меркой мерят
На фунты и килограммы,
И на ярды, и на метры.
Счет иной еще не начат.

Леонид Мартынов./слайд 4/

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?/ необычные измерения/

Действительно сегодня речь пойдет о нестандартных единицах измерения., рассмотрим вопрос об их применяемости. Где же они встречаются?/слайд5/

За семь (сто) верст киселя хлебать

Москва верстой далека, а сердцу рядом

Чужой земли - не надо, но и своей не отдадим ни пяди

Семи пядей во лбу

Косая сажень в плечах

Какие меры измерений вы находите в данных выражениях?/ответы уч-ся/

А все ли можно измерить? Для работы нам понадобятся тетради и ваши знания. /число, тема, классная работа/

Рассмотрим следующий текст:

Хитр..сть - всё р..вно что мелкая монета, на к..торую (не) куп..ш.. многого. Как мелк..й монет..й можно прож..ть час, два, так хитр..ст..ю можно там пр..крыть что-нибудь, тут обм..нуть, переиначить, а её (не) хват..т обозреть д..лёкий г..ризонт, свести нач..ло и к..нец крупного, главного события.
Хитр..сть близорука: хорошо вид..т только под нос..м, а не (в)даль, и оттого часто сама п..пада..т..ся в ту же л..вушку, которую р..сставила другим.

(И.А.Гончаров)

Списать текст. Выделите пропущенные орфограммы. /разбирается каждое слово с пропущенной орфограммой/

Подберите синонимы и антонимы к слову «хитрость».

Как мы называем хитрого человека? Приведите примеры.

Как вы понимаете хитрость? Какой она бывает? Что лежит в основе хитрости? /ответы уч-ся/ Как же измерить хитрость? /слайд6/

3.Учитель математики:

Длина - одно из первых геометрических понятий, введённых человеком. Первые меры длины были естественными и самыми простыми. Локоть, аршин, пядь, шаг - эти меры всегда при себе, но они неточные, так как у разных людей эти единицы различные. Россия не скоро отказалась от старых мер - аршина, версты и фунта. Разумеется, переход от одних мер, привычных и хорошо знакомых, к новым дается не легко. Только после октябрьской революции 1917 года удалось ввести как обязательную метрическую десятичную систему. И пусть сейчас старинные меры не используют как раньше, зато в фольклоре они нашли своё отражение и употребляются до сих пор. (слайд 7-8)

4. Учитель литературы:

Вашему вниманию представлены некоторые пословицы, наиболее употребляемые в различных жизненных ситуациях.

А часто ли упоминаются в литературных произведениях старинные меры длины? (слайд 9)

5.Учитель математики:

Ребусы. ребята поэт предлагает вам решить задачу. Необходимо узнать высоту липы.(слайд 11).

Решить задачу: (слайд 12)

Послан человек из Москвы на Вологду, и велено ему в хождении своем совершати на всякий ден по 40 верст; потом другий человек в другий день послан в след его, и велено ему идти на день 45 верст, и ведательно есть, в коликий день постигнет второй первого.

Как в наше время звучит эта задача?

В наше время эта задача звучит так:

Один путешественник отправился в путь пешком из Москвы в Вологду. В день он проходил 40 км. Другой путешественник на следующий день отправился за ним и проходил в день 45 км. Спрашивается, через сколько дней второй путешественник догонит первого?

Итог урока.

6. Учитель литературы:

Ребята, так чем же можно измерить хитрость?

Как видите нет -такой науки, которая бы стояла отдельно от других, как нет и такого человека, который мог бы жить и развиваться без общения с другими людьми. Читайте, думайте, творите, и жизнь подарит вам много прекрасного и интересного.

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание.

1. Ответить на вопрос: « Как вы понимаете слово «хитрость»?»

2. Решить задачу:

Какова масса торта, если на его приготовление идет: 1/2 фунта масла, ¼ фунта сахара, 1/3 фунта яиц, 1/6 фунта миндаля, 2/3 фунта коринки, ½ золотника корицы, ½ золотника мускатного ореха, ½ золотника гвоздики, ½ золотника имбиря, 1/3 фунта муки?

Приложение1. «Система старинных мер длины»

  • Линия - очень маленькая старинная единица длины, равная 2,54 мм (0,1 дюйма) или ширине пшеничного зерна.

  • Перст - старинное название указательного пальца руки, ширина которого равна приблизительно 2 см.

  • Дюйм - мера длины. Произошёл дюйм от ширины большого пальца. Дюйм равен 2,54 см.

  • Вершок ≈ 4,4 см - старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев руки (указательного и среднего). Длина вершка составляет примерно 4,4 см.

  • Пядь, пядень (или четверть) ≈ 18 см - расстояние между вытянутыми пальцами руки. Пядь составляла одну четверть аршина. Поэтому второе её название - четверть.

  • Локоть ≈ 42 см- расстояние от конца вытянутого среднего пальца ли сжатого кулака до локтевого сгиба. Эта длина колебалась от 38 до 46 см или 11 - 16 вершков

  • Аршин - длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до конца фаланги среднего пальца. Аршин = 71см 12 мм = 16 вершкам = 28 дюймам.

  • Сажень - Маховая сажень -расстояние между концами пальцев распростертых рук , ее длина 3 аршина или 213 см.

  • Косая сажень -расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки ;длина такой сажени примерно 248 см. «Косая сажень в плечах».

  • Верста ≈1060 м-от слова вертеть. Первоначально - расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты - 1060 м.



Какова масса торта, если на его приготовление идет: 1/2 фунта масла, ¼ фунта сахара, 1/3 фунта яиц, 1/6 фунта миндаля, 2/3 фунта коринки, ½ золотника корицы, ½ золотника мускатного ореха, ½ золотника гвоздики, ½ золотника имбиря, 1/3 фунта муки?

Какова масса торта, если на его приготовление идет: 1/2 фунта масла, ¼ фунта сахара, 1/3 фунта яиц, 1/6 фунта миндаля, 2/3 фунта коринки, ½ золотника корицы, ½ золотника мускатного ореха, ½ золотника гвоздики, ½ золотника имбиря, 1/3 фунта муки?

Какова масса торта, если на его приготовление идет: 1/2 фунта масла, ¼ фунта сахара, 1/3 фунта яиц, 1/6 фунта миндаля, 2/3 фунта коринки, ½ золотника корицы, ½ золотника мускатного ореха, ½ золотника гвоздики, ½ золотника имбиря, 1/3 фунта муки?

Какова масса торта, если на его приготовление идет: 1/2 фунта масла, ¼ фунта сахара, 1/3 фунта яиц, 1/6 фунта миндаля, 2/3 фунта коринки, ½ золотника корицы, ½ золотника мускатного ореха, ½ золотника гвоздики, ½ золотника имбиря, 1/3 фунта муки?

Какова масса торта, если на его приготовление идет: 1/2 фунта масла, ¼ фунта сахара, 1/3 фунта яиц, 1/6 фунта миндаля, 2/3 фунта коринки, ½ золотника корицы, ½ золотника мускатного ореха, ½ золотника гвоздики, ½ золотника имбиря, 1/3 фунта муки?

Какова масса торта, если на его приготовление идет: 1/2 фунта масла, ¼ фунта сахара, 1/3 фунта яиц, 1/6 фунта миндаля, 2/3 фунта коринки, ½ золотника корицы, ½ золотника мускатного ореха, ½ золотника гвоздики, ½ золотника имбиря, 1/3 фунта муки?

Какова масса торта, если на его приготовление идет: 1/2 фунта масла, ¼ фунта сахара, 1/3 фунта яиц, 1/6 фунта миндаля, 2/3 фунта коринки, ½ золотника корицы, ½ золотника мускатного ореха, ½ золотника гвоздики, ½ золотника имбиря, 1/3 фунта муки?

Какова масса торта, если на его приготовление идет: 1/2 фунта масла, ¼ фунта сахара, 1/3 фунта яиц, 1/6 фунта миндаля, 2/3 фунта коринки, ½ золотника корицы, ½ золотника мускатного ореха, ½ золотника гвоздики, ½ золотника имбиря, 1/3 фунта муки?

Какова масса торта, если на его приготовление идет: 1/2 фунта масла, ¼ фунта сахара, 1/3 фунта яиц, 1/6 фунта миндаля, 2/3 фунта коринки, ½ золотника корицы, ½ золотника мускатного ореха, ½ золотника гвоздики, ½ золотника имбиря, 1/3 фунта муки?

Какова масса торта, если на его приготовление идет: 1/2 фунта масла, ¼ фунта сахара, 1/3 фунта яиц, 1/6 фунта миндаля, 2/3 фунта коринки, ½ золотника корицы, ½ золотника мускатного ореха, ½ золотника гвоздики, ½ золотника имбиря, 1/3 фунта муки?

Какова масса торта, если на его приготовление идет: 1/2 фунта масла, ¼ фунта сахара, 1/3 фунта яиц, 1/6 фунта миндаля, 2/3 фунта коринки, ½ золотника корицы, ½ золотника мускатного ореха, ½ золотника гвоздики, ½ золотника имбиря, 1/3 фунта муки?

Какова масса торта, если на его приготовление идет: 1/2 фунта масла, ¼ фунта сахара, 1/3 фунта яиц, 1/6 фунта миндаля, 2/3 фунта коринки, ½ золотника корицы, ½ золотника мускатного ореха, ½ золотника гвоздики, ½ золотника имбиря, 1/3 фунта муки?

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЛИСТ

участников открытого интегрированного урока

(русский язык, математика

с применением компьютерных технологий)

по теме «Чем измеряется хитрость или нестандартные единицы измерения».


№ п/п

Ф.И.О.

учреждение













































































© 2010-2022