Доклад на тему Преемственность начального и среднего звена

Одна из важнейших проблем, на мой взгляд, проблема преемственности между начальным и средним звеном. Важность этой проблемы определяется тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию ребенка, а также к степени сформированности учебных знаний, умений и навыков. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад

«Преемственность начального и среднего звена»

Учитель математики Ксензюк Л.П.

Одна из важнейших проблем, на мой взгляд, проблема преемственности между начальным и средним звеном. Важность этой проблемы определяется тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию ребенка, а также к степени сформированности учебных знаний, умений и навыков. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе. Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье, состояние организма учащихся?

Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с другом. Очень важно, чтобы учитель, который продолжит образование пятиклассников, раньше начал контактировать с классом, вел его изучение с помощью работающего в классе учителя начальной школы. Предметник должен побывать на уроках учителя начальной школы, познакомиться с его системой работы, перенять какие-то методы, подвижные способы обучения, физминутки. Тогда, придя в 5 класс, дети увидят знакомое лицо. Исчезнет страх перед новым строгим учителем. В начале 1 четверти можно немного завысить оценку учащимся, чтобы стимулировать творческую активность ребенка, чтобы «3» не убивала интереса к учению, чаще похвалой поощрять ученика, то есть создавать ситуацию успеха.

Преемственность между различными звеньями школы, между классной и внеклассной деятельностью является одним из обязательных и важных условий успешного преподавания предметов.

Сохранение преемственности в занятиях по предметам среднего звена между начальной и средней школой должно выражаться: а) в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения его учащимся; б) в таком построении занятий по предмету (в методическом отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с теми, к каким привыкли учащиеся в начльных классах, и чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы.

Соблюдение преемственности и перспективности, то есть единства, систематичности в обучении школьным предметам при организации внеклассной работы, - залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и навыков. Недооценка, невнимание, пренебрежение со стороны учителя к вышеперечисленным требованиям, так и неумение обеспечить их выполнение, приводят к тяжелым последствиям, сказывающимся в дальнейшем в течение ряда лет, и часто почти непреодолимым затруднениям. Важное значение имеет и вторая сторона проблема преемственности - перспективность в обучении, предполагающая ориентацию на достижение определенного конечного результата обучения. Перспективность, как и преемственность, обеспечивает системность, научность, последовательность и прочность развития знаний, умений и навыков и определяет отбор содержание и методов обучения.

Для соблюдения преемственности учителям среднего звена необходимо проводить знакомства с учащимися, их индивидуальными особенностями они должны не только посещать уроки, но и сами проводить уроки в своих будущих классах. Можно провести совместные заседания ШМО учителей средней школы и учителей начальных классов, на которых обсудить вопросы:

- Как учить, чтобы не переучивать? (Единый орфографический режим, виды разбора, синтаксический анализ текста и др.)

- Каковы типичные ошибки и как их избежать?

- По каким УМК продолжить обучение?

Взаимопосещение уроков также важно.

Принцип преемственности осуществляется по целям и содержанию учебных программ, ориентированных на индивидуализацию учебного процесса.

Очень важно правильно осуществлять решение проблемы преемственности в преподавании, ведь анализ состояния качества обучения показывает, что наибольшие потери приходятся на 1 и 5 классы. Спад обучения обуславливается низким уровнем преемственности. А успех зависит только от согласованных действий всех специалистов школы.

© 2010-2022