Тема урока: Арифметическая прогрессии

Цели урока: 1. Образовательные – продолжить работу над определениями  арифметической, геометрической прогрессий; формулами n-го члена, суммы n первых членов; характеристическими свойствами, которым обладают члены прогрессий; выработать общие рекомендации по выполнению заданий, содержащих данные прогрессии. 2. Развивающие – продолжить дальнейшую работу по выработке умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассу...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: "Арифметическая прогрессии"

Цели урока:

1. Образовательные - продолжить работу над определениями арифметической, геометрической прогрессий; формулами n-го члена, суммы n первых членов; характеристическими свойствами, которым обладают члены прогрессий; выработать общие рекомендации по выполнению заданий, содержащих данные прогрессии.

2. Развивающие - продолжить дальнейшую работу по выработке умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.

3. Воспитательные - содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения урока:

Индивидуальное выполнение учебных заданий; фронтальная проверка, коррекция и формулировка выводов, составляющих новый материал.

Оборудование на уроке: Ноутбук (11 штуки), мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска;

Структура урока:

  1. Подготовительный этап ( мотивация изучения нового, выявление целей урока и ориентация учащихся в учебной деятельности на уроке).

  2. Актуализация ЗУН

  3. Отработка ЗУН по теме

  4. Самостоятельная работа

  5. Сравнение и решение задач практического направления

  6. Применение свойств, прогрессий к решению задач.

  7. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Ход урока

I Подготовительный этап

Тему сегодняшнего урока мы узнаем, отгадав кроссворд

Тема урока: Арифметическая прогрессииТема урока: Арифметическая прогрессии





  1. Как называется график квадратичной функции?

  2. Математическое предложение, справедливость которого доказывается.

  3. Упорядоченная пара чисел, задающая положение точки на плоскости.

  4. Наука, возникшая в глубокой древности в Вавилоне и Египте, а учащиеся России начинают её изучать с 7 класса.

  5. Линия на плоскости, задаваемая уравнением Y=кх+b

  6. Числовой промежуток

  7. Предложение, принимаемое без доказательства

  8. Прямая, к которой неограниченно приближаются точки кривой при удалении в бесконечность

  9. Название второй координаты на плоскости

  10. Французский математик 19 века, «отец» алгебры, юрист, разгадал шифр, применяемый испанцами в войне с французами, а нам помог в быстром решении квадратных уравнений.

Итак, тема урока «Прогрессии». «Прогрессия" - латинское слово, означающее "движение вперед", было введено римским автором Боэцием (VI век) и понималось в более широком смысле, как бесконечная числовая последовательность

А почему во множественном числе, какие знаете прогрессии, дать определение.

Сегодня на уроке мы подведем итог по теме «Прогрессии», решая задачи, определить к какому виду прогрессии она относится, и какие свойства надо применить.

II.Актуализация знаний

1)Но прежде проверим знания по теме.

А) Заполнить таблицу (таблица на интерактивной доске , потом проверить)

№ п/п

Прогрессии

Арифметическая ÷an

Геометрическая
÷ ÷bn

1

Определение

an+1= an+d

bn+1=bnq(q≠0, q≠1)

2

Формула n первых членов

an= a1+d(n-1)

bn=b1qn-1

3

Сумма n первых членов прогрессии

Тема урока: Арифметическая прогрессии

Тема урока: Арифметическая прогрессии

Тема урока: Арифметическая прогрессии

4

Свойства

Тема урока: Арифметическая прогрессии

Тема урока: Арифметическая прогрессии

Бесконечно убывающая

|q|<1

Тема урока: Арифметическая прогрессии

Историческая справка:

Арифметрическая прогрессия в древности

О том, как давно была известна геометрическая прогрессия, свидетельствуют папирусы Ахмеса. Некоторые задачи имеют отвлеченный характер. Например: В доме было 7 кошек. Каждая кошка съела 7 мышей.

Каждая мышь съедает 7 колосьев.

Каждый колос дает 7 растений.

На каждом растении вырастает 7 мер зерна.

Сколько всех вместе?

Автора задачи не интересует о каких вещах идет речь, важно только их количество. И на Руси решались похожие задачи. Еще в XIX веке в деревнях загадывали: « Шли 7 старцев. У каждого по 7 костылей. На каждом костыле по 7 сучьев. На каждом сучке по 7 кошелей. В каждом кошеле по 7 пирогов. Сколько всего пирогов?» А ведь эта та же самая задача Ахмеса, прожившая тысячелетия она сохранилась почти неизмененной.

В клинописных табличках вавилонян, в египетских пирамидах(II в. до н. э) встречаются примеры арифметических прогрессий. Вот пример задачи из египетского папируса Ахмеса: «Пусть тебе сказано: раздели 10 мер ячменя между 10 человеками и, разность же между каждым человеком и его соседом равна меры.»

Некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям, были известны китайским и индийским ученым. Ариабхатта(v в.) применял формулы общего числа, суммы арифметической прогрессии. Но правило для нахождения суммы членов произвольной арифметической прогрессии впервые встречается в сочинении «Книги абака» в 1202г.(Леонардо Пизанский)

Математический папирус Ахмеса - древнеегипетское учебное руководство по арифметике и геометрии периода Среднего царства, переписанное ок. 1650 до н. э. писцом по имени Ахмес на свиток папируса длиной 5,25 м. и шириной 33 см.

Папирус Ахмеса был обнаружен в 1858 и часто называется папирусом Райнда по имени его первого владельца. В 1870 папирус был расшифрован, переведён и издан. Ныне большая часть рукописи находится в Британском музее в Лондоне, а вторая часть - в Нью-Йорке.

Сценка:

/В классе появляется индусский царь с двумя слугами./

Царь: Я, индусский царь Шерам, научился играть в шахматы и восхищен остроумием этой игры и разнообразием в ней положений. Позовите изобретателя Сету!

Сета: (входит) Слушаю, мой повелитель!

Царь: Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал. Назови награду, которая удовлетворит тебя, и ты ее получишь.

Сета: Повелитель, прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.

Царь: Простое пшеничное зерно?

Сета: Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью - 4, за четвертую - 8, за пятую - 16 и так до 64-ой клетки.

Царь: (смеется) Ты удивил и рассмешил меня, Сета.

/Уходят. На обратной стороне доски запись: Тема урока: Арифметическая прогрессии/

Архимед: О, мудрецы! Стоит ли царю смеяться? И так. (открывает доску) За первую клетку царь должен отдать 1 зерно, за вторую - 2, за третью - 4, за четвертую - 8, за пятую - 16 и так до 64-ой клетки. Что вы можете сказать об этих числах и сколько зерна должен отдать царь?

Ребята в группах обсуждают задачу. Один из учеников записывает решение на доске: Числа являются членами геометрической прогрессии.

b1 = 1, q = 2, S64 - ?

Тема урока: Арифметическая прогрессии

Учитель: А как велико это число?

Архимед: Наимудрейшие! Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая моря и океаны, горы и пустыни, Арктику с Антарктикой, и получить удовлетворительный результат, то, пожалуй, лет за пять он смог бы рассчитаться.

Тема урока: Арифметическая прогрессии

Ее сумма равна:

18 446 744 073 709 551 615

Такое количество зерен пшеницы можно собрать лишь с площади в 2000 раз большей поверхности Земли.

"Прогрессио - движение вперед"

Закончился двадцатый век.

Куда стремится человек?
Изучены космос и море,
Строенье звезд и вся Земля.
Но математиков зовет
Известный лозунг:
"Прогрессио - движение вперед".

Работа устно:

А) Дайте определение арифметческой и геометрической прогрессии

Б) Назовите характеристические свойства прогрессий

Решение задач у доски:

№1.

Банк дает своим вкладчикам 25% годовых. Чему станет равным вклад в 1000 рублей через 2 года?

Решение: 1000; 1250; …

q = 1,25

1000 · 1,25 = 1250 (через год)

1250 · 1,25 = 1562,5 (через два года)

№2.

Ученик, заболевший гриппом, может заразить четырех человек. Через сколько дней заболеют все учащиеся в количестве 341 человека?

  1. 1; 4; 16; …

q = 4, аn = 341 n = 5

№3 Петя довольный пришел из школы и предложил папе заключить сделку:

в учебном году 34 недели; за 1 неделю Петя получит 1 копейку,

за вторую - 2 копейки, за третью - 4 копейки и т.д.

В каком классе учится Петя и и сколько он должен получить?

Решение: 234-1 171798691,83руб

Тестирование15-17 мин.

за партами за Ноутбуками решить задачи тестирующей программы из раздела 10 заданий

Решение задач практического направления на интерактивной доске:

№1.

Штангист поднимает штангу весом 45кг.С каждым подходом вес штанги увеличивается на 5 кг. Сколько кг поднимет штангист за 7 подходов?

Дано: арифметическая прогрессия ,а1=45,d=5 ,n=7

Тема урока: Арифметическая прогрессииНайти: S

Решение

Ответ: за 7 подходов штангист поднимет 420кг

№2 . Человек, заболевший гриппом, может заразить четырех человек. Через сколько дней заболеет все население поселка в количестве 341 человека?

  1. 1; 4; 16; …

q = 4

Sn = 341

n = 5Ответ: за пять дней

III. Отработка ЗУН

1)Петя довольный пришел из школы и предложил папе

заключить сделку: в учебном году 34 недели; за 1 неделю Петя получит

1 копейку, за вторую - 2 копейки, за третью - 4 копейки и т.д.

Как вы думаете, в каком классе

учится Петя, и что нового он узнал в школе

Петя в 9 классе, на уроке алгебры была тема «Сумма членов геометрической прогрессии»и на уроке рассматривалась задача :

Петя должен получить 234-1 или 171798691,83руб

  1. Подведение итогов и домашнее задание:

  2. Домашнее задание.

Учитель: Когда и где происходила эта история - неизвестно. Возможно, что и вовсе не происходило; даже скорее всего, что так. Но быль это или не- быль, история достаточно занятна, чтобы её узнать. Итак, наша история начинается. Встретились как-то богач и бедняк.

Бедняк: Сделаем такой уговор. Я буду целый месяц приносить тебе ежедневно по сотне тысяч рублей. Недаром, разумеется, но плата пустяшная, в первый день я должен по уговору заплатить - смешно вымолвить - всего только одну копейку.

Богач. (удивленно). Одну копейку?.

Бедняк. ( уверенно). Одну копейку. За вторую сотню тысяч заплатишь две копейки.

Богач. Ну а дальше?

Бедняк. А дальше: за третью сотню тысяч - четыре копейки, за четвертую - восемь, за пятую - шестнадцать. И так целый месяц, каждый день вдвое больше против предыдущего.

Богач. И потом что?

Бедняк. Все больше ничего не потребую. Только крепко держать уговор: каждое утро буду носить по сотне тысяч рублей, а ты плати, что сговорено. Раньше месяца кончать не смей.

Богач. Ладно. Неси деньги. Я - то свои уплачу аккуратно. Сам, смотри, не обмани: правильные деньги приноси.

Бедняк. Будь спокоен, завтра с утра жди.

Прошел день. Рано утром постучал богачу в окошко тот самый бедняк, которого он повстречал.

Бедняк. Деньги готовь. Я свои принес. Вот мои деньги по уговору. Твой черед платить. Завтра в такое же время жди. Да не забудь, две копейки припаси.

На утро снова стук в окошко: бедняк деньги принес. Отсчитал сто тысяч, получил свои две копейки, спрятал монету в суму и ушел. Явился бедняк и на третий день - третья сотня тысяч перешла к богачу за четыре копейки. Еще день, и таким же манером явилась четвертая сотня тысяч - за восемь копеек.

Перешла и пятая сотня тысяч - за шестнадцать копеек.

Вопрос: сколько заплатил бедняк и сколько отдал богач за тридцать дней?

Считать несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию.

Ян Амос Коменский

Оцените свои знания и умения на конец урока. Был ли полезен урок для каждого из вас? Чем?

  1. Оценивание учащихся.


  1. Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель: У каждого из вас на столе карточки (розовая, зелёная, жёлтая). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.

Карточка розового цвета обозначает: "Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, и получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке".

Карточка зеленого цвета обозначает: "Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно".

Карточка желтого цвета обозначает: "Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов".

Спасибо учащимся за урок!!!













© 2010-2022