• Преподавателю
  • Математика
  • Доклад Система работы по формированию речевых умений школьников с нарушенным слухом на уроках математики и физики

Доклад Система работы по формированию речевых умений школьников с нарушенным слухом на уроках математики и физики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы по формированию речевых умений школьников с нарушенным слухом

на уроках математики и физики


Учитель определяет не только содержание,

подлежащее усвоению детьми на уроке,

но и речевые средства, на основе которых будет

протекать обучение, его общение с учащимися

и школьниками между собой.

С.А.Зыков

Всем школьникам с нарушенным слухом присуще общее недоразвитие речи, что сказывается и на процессе и качестве обучения математике. Недоразвитость языка словесной речи затрудняет расчленение и выделение признаков предметов и понятийного обобщения на уроках математики. Поэтому обучение математике тесно связано с решением основной задачи школ для неслышащих детей - формированием речи обучающихся. Благодаря постепенному овладению лексическими средствами и грамматическим строем языка они приобретают возможность усвоения системы математических знаний.

Достижению основной цели школы для неслышащих детей способствует решение следующих задач:

  1. Понимать обращения, выполнять поручения, выражать просьбу, желание, побуждение.

  2. Обращаться к товарищу по заданию учителя, а также по собственному побуждению.

  3. Отвечать на вопросы и задавать их.

  4. Сообщать о выполненной работе и о той работе, которую предстоит сделать.

  5. Участвовать в диалоге.

Сознательное усвоение неслышащими школьниками математических знаний невозможно без овладения ими необходимым речевым материалом. Это требует специальной работы, направленной как на овладение математической терминологией и специфичными для математического стиля речи конструкциями, так и на формирование умения употреблять их в самостоятельной речи обучающимися. Изучение математики обогащает их речь. Изученные на уроках математики речевые модели и конструкции используются учениками в общении на других уроках.

Успехи, достигнутые в овладении словесной речью и в усвоении математических знаний, содействуют развитию словесно-логического мышления детей с нарушением слуха. У них развиваются сложные формы анализа и синтеза предметов и явлений, возникают многообразные приемы сравнений, категориальные обобщения. Совершенствование мыслительной деятельности в свою очередь оказывает влияние на формирование у глухих и слабослышащих детей системы математических понятий и на усвоение ими основ курса математики.

На уроках математики работа над словесной речью строится в направлении развития слуховой функции и произносительных навыков обучающихся, совершенствования знаний грамматического строя языка и расширения лексико-фразеологического запаса школьников. Раскрывая содержание новых вопросов, обсуждая с учениками приёмы вычислений, способы решения арифметических задач, геометрических построений, учитель широко пользуется математическими терминами, специфическими словосочетаниями, синтаксическими конструкциями, которые на других уроках и в обычной жизни редко употребляются. Используемые на уроках математики обороты речи, как правило, отличаются строго заданным порядком и сочетанием слов, отсутствием лишних дополнительных, поясняющих основную мысль указаний, как например, в текстах арифметических задач. Для глухих и слабослышащих учащихся система математических рассуждений является непривычной. Математические высказывания относятся к объектам отвлечённым, символическим, и так как они опираются на обобщённый опыт, неслышащие дети испытывают значительные трудности и в понимании обращенной речи, и в формировании собственных высказываний. Вследствие этого обучающиеся нуждаются в постоянном внимании учителя, его помощи.

Часто ученики не понимают значения незнакомых или недостаточно усвоенных ими слов. Для этого существуют следующие приёмы:

  1. Замена слова другим словом или словосочетанием, значение которого усвоено обучающимися (установить - узнать; найти значение выражения - вычислить; преобразовать - упростить, тождества - равенства и т.д.). В случае необходимости использовать наглядности (схемы, чертежи, диаграммы, рисунки).

  2. Выполнение практического действия. Этот приём используется при пояснении значении глаголов. Например, «заштриховать». Для этого достаточно заштриховать геометрическую фигуру (квадрат) и пояснить «заштриховали квадрат».

  3. Показ предмета или картинки. Эти приёмы используются в тех случаях, когда трудно подобрать синоним или он не знаком обучающимся.

Работа над речевым материалом должна строится так, чтобы она не отвлекала учеников от содержания текста.

Очень часто, отвечая, школьники употребляют неправильно построенные предложения, ограничиваются неполными ответами, опускают наименования, заменяют пояснения жестом и т.п. Учитель должен обращать внимание на логичность высказываний обучающихся, грамматическую правильность ответов, полноту описания произведенных ими действий. Если, формулируя мысль, ученик испытывает затруднения, ему следует оказать помощь, предлагая дополнительный вопрос, содержащий необходимые для ответа слова, словосочетания.

Более прочному овладению речью должны помогать дополнительные приёмы: выписывание нужных фраз на табличках, вывешивание их на стене, записи на классной доске, записи в тетрадях и т. п.

Для закрепления и активизации речевого материала могут быть привлечены такие методические приёмы:

  1. использование естественно возникшей ситуации в процессе учебной деятельности;

  2. преднамеренное создание ситуаций вызывающих потребность в данных фразах;

  3. организация дидактических игр.

Эти методические приёмы можно использовать на

уроках по всем предметам. Материал разговорной речи глухие дети должны воспринимать путём чтения с губ. Отмечая, что благодаря чтению с губ глухой может получать значительную информацию, Ф.Ф. Pay пишет «... восприятие устной речи с помощью чтения с губ, хотя и предоставляется важным средством компенсации слухового дефекта, всё же не может полностью возместить утраченный слух в процессе речевого общения. Поэтому не следует переоценивать чтение с губ даже в тех случаях, когда глухой в совершенстве владеет им».

В обучении словесной речи нужно использовать и дактильную форму, но она носит характер вспомогательного средства, который может быть использован при сообщении новой фразы, нового, трудного для восприятия в устной форме слова. Дактильная форма применяется в случаях затруднения при устном общении.

Дактильная форма может широко использоваться в общении учащихся друг с другом, а также в условиях, затрудняющих чтение с губ (недостаточная освещенность, большое расстояние).

В основу обучения связной речи положен принцип коммуникативности - т. е. вся речевая деятельность школьников направляется на удовлетворение их потребностей в общении.

Формирование речи как средство общения предполагает широкую языковую практику. Чем шире в процессе обучения используется язык в коммуникативной функции, тем выше уровень речевого развития неслышащего школьника.

В обучении неслышащих школьников математической речи я использую эффективные приемы: ответы на вопросы, комментирование выполняемых действий, восстановление деформированных предложений, математические диктанты, составление фраз по опорному словарю, тестирование (приложение №1). Все приемы направлены на расширение лексико-фразеологического запаса обучающихся и, в первую очередь, терминологической лексики и специфичной для школьного курса математики фразеологии, развитие у обучающихся понимания словесно сформулированных заданий и вопросов, умений грамматически правильно строить высказывания, особенно высказывания познавательного характера.

Работа по формированию речевых умений и навыков должна осуществляться на каждом этапе обучения. Для активизации речевой деятельности обучающихся использую ИКТ-технологии: презентации, цифровые образовательные ресурсы.

Во время проведения слухо-речевой зарядки для слабослышащих детей предлагаю на слух, для глухих - слухозрительно, а некоторым - зрительно, предлагаю:

-повторить труднопроизносимые понятия (например, пропорциональные величины, рациональные числа),

- фразы в зависимости от возраста обучающихся (например, модуль числа - это расстояние от начала координат до точки),

- вопросы на повторение сформированных знаний (например, как сложить два отрицательных числа?),

- выполнить задания:

Назови одним словом: квадрат, прямоугольник, ромб - …

Закончи предложение: корнем уравнения называется …

- при работе с книгой описать схему, опыт по картинке, объяснить решение примера или задачи и др.,

- отгадать загадки, повторить пословицу, поговорку.

Кроме того, «речевые зарядки» использую для развития самостоятельной диалогической речи. Обучающиеся задают вопросы друг другу по предложенной теме. При этом каждый ответ одного участника диалога комментируется другим, а при неправильном ответе - корректируется. Например, диалог между обучающимися:

- Света, как сложить два отрицательных числа?

- Чтобы сложить два отрицательных числа, надо сложить их модули, а перед результатом поставить знак «минус».

- Правильно. Вадим, а как сложить числа с разными знаками?

- Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо из большего модуля вычесть меньший модуль, перед результатом поставить знак «минус».

- Неправильно, чтобы сложить два числа с разными знаками, надо из большего модуля вычесть меньший модуль, перед результатом поставить знак слагаемого, модуль которого больше.

Во время устного счёта, чтобы поддержать темп работы, сэкономить время, часто педагоги не требуют от учеников полных ответов, а считают достаточным называния только результата. Чтобы включить в речь неслышащих обучающихся словесные формулировки, обязательно их широкое, систематическое употребление. На первых порах это замедляет темп работы, но постепенно включение в речь учеников различных вариантов формулировок, подлежащих усвоению, расширит возможности детей, перестанет оказывать влияние на темп работы во время устного счёта.

Например, я предлагаю обучающимся разнообразные формулировки одного задания:

  • от 30 отнять (-17);

  • 30 минус (-17);

  • найти разность чисел 30 и (-17);

  • 30 уменьшить на (-17);

  • уменьшаемое 30, вычитаемое (-17). Найти разность.

При таких разнообразных видах формулировок должны быть соответственно и разнообразные в речевом плане ответы:

  • от 30 отнять (-17) будет 47;

  • 30 минус (-17) равно 47;

  • разность чисел 30 и (-17) равна 47;

  • 30 уменьшить на (-17) будет 47;

- уменьшаемое 30, вычитаемое (-17), разность равна 47.

При изучении математики неслышащие дети встречаются с трудными для произнесения словами (терминами) или сочетанием слов. Поэтому, при необходимости, на уроках пользуюсь табличками со словами или словосочетаниями, необходимыми для запоминания, расставив все надстрочные знаки.

Формирование математических знаний зависит не только от усвоения значения отдельных слов и словосочетаний, но и от понимания целых выражений, конструкций предложений, с помощью которых передаются знания. Большую помощь оказывают справочники по математике, которые мои учащиеся ведут, начиная с пятого класса. В случае затруднений в ходе решений обучающиеся могут обратиться к справочнику, воспроизвести в памяти необходимые знания, использовать фразеологические обороты в процессе рассуждений. Неоднократное обращение к справочнику в течение урока, чтение трудных терминов, отдельных слов, словосочетаний позволяет ученикам легче усваивать и закреплять их в речи.

На каждом уроке провожу тщательную и продолжительную работу над каждой фразой, которую приходится употреблять по ходу решения примера или задачи.

Развитию речи способствуют:

- задания, в которых надо записывать числовое или буквенное выражение по словесному описанию (например, прибавить к сумме 11 и -6,5 разность -3,2 и -6);

- решение деформированных выражений, объясняя, почему выбрал то или иное значение (например, * + (-5,6) = -10);

- решение уравнений, особенно составных, с объяснением каждого этапа решения и выбранного способа решения, построение графиков функций и др.

Особенно большие возможности для развития речи учащихся открываются:

1) при работе над задачей. Это ответы на вопросы при разборе содержания задачи, повторение задачи, обоснование выбора решения, умение правильно поставить вопрос, пояснить каждое действие решения;

2) при составлении задач по краткой записи, по картинке, по выражению, по уравнению;

3) при формулировании вопроса к задаче, когда он не поставлен;

4)при пояснении действий предложенного решения задачи.

Также большие возможности в речевом плане открываются при использовании нестандартных методов обучения: при проведении зачетов в старших классах, деловых игр, познавательных занятий, уроков, где ученик выступает в роли учителя, проблемно-исследовательских уроков, уроков с игровыми моментами. Внеклассные мероприятия, которые провожу в рамках предметных недель, также способствуют активному речевому развитию учащихся. Это КВНы, театрализованные представления математических сказок, геометрические и математические эстафеты, игры-соревнования и игры-путешествия и др., при проведении которых у обучающихся появляется естественная потребность в непосредственном общении в диалоге между собой и педагогом.

Процесс обучения устной речи в условиях специальной школы требует использование письма (графической фиксации языкового материала) и письменной речи как средства развития речи в целом, коррекции фонетической, лексической и грамматической стороны речи. Письменная речь незаменима и как способ развития речевых навыков, с ее помощью изучается и контролируется усвоение материала в устной речи. Письменная речь в условиях обучения слабослышащих детей может быть использована как «обиходный» путь, как одно из важнейших средств, способствующих формированию механизмов внутренней речи и словесного мышления.

Поэтому при изучении физики для развития и обогащения речи я использую не только такие виды работ, как работа со словарём, пересказ, ответы на вопросы, решение задач (по рисунку, по графику, с помощью схемы, экспериментальных, качественных), чтение формул, выборочное чтение (найти и прочитать в тексте описание рисунка, схемы, опыта и т.д.), демонстрация и объяснение опыта, чтение доклада, но и составление письменного плана к тексту параграфа, конспекта урока, написание физического диктанта.

Все приёмы и методы содействуют речевому развитию и усвоению математики и физики только в том случае, если работа ведётся целенаправленно и систематически.

Своеобразие усвоения неслышащими школьниками математических и физических понятий должно учитываться в работе над речевым материалом, специфичным для курсов математики и физики.

Успех в овладении речью - это залог успеха всего школьного обучения и развития детей с нарушением слуха.

Литература:

1.Витухина И.А. Особенности овладения глухими учащимися математической символикой на уроках математики. Сб. «Особенности учебно-воспитательной работы в вечерней школе для глухих и слабослышащих». ЛВЦ ВОГ. Л., 1983.
2.Витухина И.А. Реализация принципа наглядности при изучении математики в школе для глухих детей. Дефектология, №1, 1988.
3. Дорофеев Г.В. Математика для каждого. М., 1999.
4. Никольская И.А. Математика: наведем порядок в отношениях порядка. Ж. «Коррекционная педагогика», №5, 2006. С.33-40.
5. Никольская И.А. Развитие речи учащихся с нарушениями слуха на уроках математики. «Дефектология». 2007, № 3. с.14-21.

6. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.

7. Рубинштейн С. Л., «О мышлении и путях его исследования», М.: Просвещение, 1958.

8. Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. - М., 1961г.

9. Сухова В.Б. Обучение математики в 5-8 классах школ глухих. М: Просвещение, 1993.









7


© 2010-2022