- Преподавателю
- Математика
- Урок алгеры по теме Математическое моделирование
Урок алгеры по теме Математическое моделирование
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мухина Е.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: »Математическое моделирование».
Цели: установить межпредметные связи математика-химия-физика; применять знания учащихся о составлении и решении пропорций и уравнений с одной переменной, выражать значение одной переменной через другую.
Оборудование: распечатанные условия задач для самостоятельной работы; слайды с условиями задач по химии и физике.
Тип урока: интегрированный урок с использованием технологии продуктивного обучения.
Ход урока.
І. Сообщение темы и цели урока.
ІІ. Проверка домашнего задания путем выполнения самостоятельной работы (10-15 мин.).
Вариант 1.
1.В двух школьных кружках занимаются 42 ученика. В первом из них в два раза больше учеников, чем в другом. Сколько учеников занимается во втором кружке?
2.Найти периметр квадрата, если его площадь равна 20,25 см2.
3.Из села в одном направлении одновременно выехали два велосипедиста со скоростью 14.5км/ч и 13км/ч. Какое расстояние будет между ними через 4 часа?
4.Один рабочий может выполнить задание за 12ч, а другой за 15ч. За сколько часов выполнят эту работу два рабочих, работая вместе.
Вариант 2.
1.В двух корзинах 36 грибов, причем во второй в три раза меньше, чем в первой. Сколько грибов было в первой корзине?
2.Найти площадь квадрата, если его периметр рамен 14см.
3.Из двух городов навстречу друг другу выехали автобус и грузовой автомобиль и встретились через 2,5ч. Найти расстояние между городами, если скорость автобуса 60км/ч, а автомобиля 50км/ч.
4.Двое рабочих, работая вместе, закончили проведение электропроводки за 6ч. За сколько дней эту работу выполнит первый работник, если второй выполняет ее за 15ч?
Вариант 3.
1.Отцу и сыну вместе 75 лет. Сколько лет каждому из них, если отец в 2 раза старше сына?
2.Найти периметр квадрата, если его площадь 30,25см2.
3.Собственная скорость лодки 7км/ч, а скорость течения реки 2,5км/ч.Какое расстояние пройдет лодка по течению за 6ч?
4.Один оператор может выполнить компьютерный набор книги за 12 дней, а другой - за 18 дней. За сколько дней они выполнят эту работу, работая вместе?
Вариант 4.
1.За смородину и малину заплатили 60грн. За смородину заплатили в 4 раза больше, чем за малину. Сколько денег заплатили за малину?
2. Найти площадь квадрата, если периметр равен 26см.
3.Собственная скорость катера 9,5км/ч, а скорость течения реки 2км/ч. За сколько часов катер проплывет 45км против течения?
4.Две бригады, работая вместе, могут выполнить некоторую работу за 4 дня. За сколько дней выполнит работу первая бригада, если вторая бригада выполняет ее за 6 дней?
Работа проверяется методом взаимопроверки по готовым ответам.
Ответы.
В1.1)14 учеников; 2) 18см; 3) 6км; 4) 6 ч.
В2. 1) 27 грибов; 2) 12,25см2; 3) 275км; 4) 10ч.
В3. 1) 50 лет и 25 лет; 2) 22см; 3) 57км; 4) 7,2 дня.
В4. 1)12грн.; 2) 42,25см2; 3) 6ч; 4) 12 дней.
ІІІ. Решение прикладных задач по химии, физике.
Учитель. На прошлом уроке 2 группы учащихся получили творческое задание. К доске приглашается группа «химиков».
1.Современная химия не может обходиться без математических вычислений. На уроках химии используется математическая терминология, правила и законы, умения и навыки. Я предлагаю решить такую задачу.
Сколько воды нужно влить в 150г 40%-го раствора, чтобы получить 5%-й раствор?
Решим задачу алгебраическим способом.
Неизвестным в этой задаче является масса воды, которая вливается для разведения раствора. Обозначаем ее через х и составляем уравнение:
1500,4=(150+х)0,05
Учащиеся класса решают уравнение самостоятельно и проверяют его решение по слайду.
1500,4=(150+х)0,05;
60=7.5+0,05х;
60-7,5=0,05х;
52,5=0,05х;
х=52,5:0,05;
х=1050.
Ответ: 1050г
2. А я предлагаю решить такую задачу. Представьте себя в литейном цехе металлургического завода. Имеем два сплава, один из которых содержит 30% меди, а другой 10%. Сколько килограммов каждого из сплавов нужно взять, чтобы получить 160кг сплава, содержащего 15% меди.
Решение.
Пусть 30%-го сплава взяли х кг, а 10%-го (160-х) кг. Исходя из условия задачи, составим уравнение и решим уравнение:
0,3х+0,1(160-х)=160*0,15;
0,3х+16-0,1х=24;
0,2х=8;
х=40.
Значит, для сплава нужно взять 40кг 30%-го сплава и 120кг 10%-го сплава.
Учитель. Приглашаем к доске группу «физиков».
1.Мы тоже предлагаем работу с растворами.
Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток, называют электролитами. Процесс выделения вещества на электродах при протекании электрического тока в растворах или расплавах электролитов называют электролизом.
Масса вещества, выделившегося на электроде при электролизе, прямо пропорциональна силе тока и времени его прохождения.
m=kIt, где m-масса выделившегося на электроде вещества;
k- коэффициент пропорциональности -электрохимический эквивалент данного вещества; I -сила тока в цепи; t- время прохождения тока.
Электрохимический эквивалент определяется отношением массы вещества, выделившегося на электроде при электролизе, к электрическому заряду, прошедшему через электролит.
2.Я предлагаю решить такую задачу.
Какой силы был ток при электролизе раствора медного купороса, если за 50мин на катоде выделилось 1,98г меди?
Дано: Решение. m=1,98г=0,00198кг; Из формулы m = kIt выразим І = ; t=50мин=3000с; kt=0,3310-63000=0,9910-3; k=0,3310-6. I=0,00198: ( 0,9910-3 ) =2A. Найти: I. Ответ: 2А.
3. А я предлагаю решить такую задачу. Вспомним тему «Пропорции».
В растворе нитрата серебра при прохождении заряда 4Кл на катоде выделяется 4,472 мг серебра. Определите, какая масса серебра выделится при прохождении электрического заряда 500Кл.
Я предлагаю классу решить задачу самостоятельно.
4:500=4,472:х;
х=5004,472:4;
х=5,59.
Ответ: 5,59мг.
IV. Подведение итога урока.
-
Сегодня на уроке мы увидели, как вычислительный аппарат математики работает на других уроках естественного цикла.
Учитель выставляет оценки членам творческих групп и собирает рабочие тетради для проверки выполнения самостоятельных заданий на уроке.
V. Домашнее задание.
Решить задачи:
1.Один работник может выполнить задание за 30 ч, а другой - за 45ч. За какое время они выполнят это задание, работая вместе?
2.Из 45т железной руды выплавляют 25т железа. Сколько тонн руды требуется, чтобы выплавить 10т железа?
3.Есть два водно-солевых раствора. Первый раствор содержит 25%, а второй - 40% соли. Сколько килограммов каждого раствора нужно взять, чтобы получить раствор массой 60кг, содержащий 35% соли?