Развитие принципов сотрудничества с детьми с ЗПР на уроках математики

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие принципов сотрудничества с детьми с ЗПР

на уроках математики

Воробьева К.Ю., учитель математики МКОУ г.Астрахани «Общеобразовательная школа - интернат №3»

Система образования в России, в настоящее время находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эль-конин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.) и передовых практиков современной школы (А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинский и др.).

Эти идеи, в частности, нашли отражение в утверждении взаимодействия между участниками педагогического процесса и сотрудничества как одной из определяющих основ современного обучения. Перед современным образованием стоит проблема развития взаимодействия педагога с учащимися как категории сотрудничества. Сотрудничество - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. Педагогика сотрудничества представляет собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.(1:5) Как же можно сочетать интересные методы работы с глубоким содержанием? В этом помогают групповые методы работы, в основе которой лежит педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества это:

1. Индивидуальная работа.

2. Соревновательная.

3. Кооперативная.

Основные элементы обучения сотрудничества:

1. Работа ученика контролируется учителем.

2. В группе обязательно должен быть один сильный и один слабый.

3. Группы не должны быть постоянными (в жизни приходится работать не только с теми людьми, с которыми им комфортно).

Важным моментом педагогики сотрудничества является кооперативное обучение.

Основные элементы кооперативного обучения

1. Положительная взаимосвязь: а) определяется общая цель - научить каждого в отдельности, а также всех вместе. б) распределить роли в каждой группе - подводящие итоги, ободряющий, а также поддерживающий каждого в процессе обучения, развивающей идеи.

2. Парное взаимообучение: а) учащиеся помогают и поддерживают друг друга в стремлении учиться, б) учитель организует пары таким образом, чтобы учащиеся сидели рядом и могли обсудить каждый аспект задания.

3. Индивидуальная ответственность: а) учитель постоянно следит за уровнем знаний каждого, б) учитель может индивидуально проверить каждого ученика или выбрать одного члена группы для тестирования.

4. Умение сотрудничать друг с другом или с небольшой группой:

Оно включает в себя:

- умение лидировать,

- умение принимать решения,

- умение разрешать конфликты.

Основы сотрудничества: обязанности членов группы: а) каждый должен слушать своих товарищей, б) каждый должен принимать участие в работе, в) каждый должен просить о помощи, когда она ему нужна, г) каждый должен оказать помощь, если его об этом попросят. Как разделить школьников на группы: а) самая лучшая группа из 4-5 человек, а группы из 3-4 человек обычно создают беспокойство, б) пары хороши для упражнений, требующих достижения взаимопонимания, в) состав группы должен быть неоднородным (разный уровень развития, пол и т.д.), г) школьников в группы распределяет учитель. Учащиеся могут выбрать группы на основе своейзаинтересованности, е) если в группе конфликт, надо дать детям самим найти решение.

Педагогическое взаимодействие - систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий учителя, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны ученика, это воздействие и на самого ученика, причём вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию взаимодействующего. Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленныйвзаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями.(2:16)Обобщая различные подходы к исследованиям педагогического взаимодействия, можно схематично представить два основных направления егопроектирования в индивидуальной деятельности каждого педагога: первый- "субъект- педагог- субъект- ученик"и второй- "субъект- педагог- объект- ученик". Если в первом случае речь идёт о взаимодействии, то во втором овоздействии на учащихся в педагогическом процессе.Сам процесс отношений строится на основе взаимного доверия: доверияучителю, который вводит школьников в мир сложнейших отношений, и доверия учителя к учащемуся, к их возможностям, понять и проникнуть в этиотношения.Эти отношения взаимопонимания, стремление идти друг к другу навстречуи совместно достигать истину рождают потребность общения с учителем и глубокое чувство удовлетворения от осознания своих возможностей.Рассмотрим это примере урока о теме: «Методы решения целых рациональных уравнений»(9 класс) Несколько советов:

  • Когда обсуждение проходит в парах или в четверках важно слышать, что говорит ваш сосед.

  • Будьте доброжелательны друг к другу.

Возьмите листок и, используя слово "уравнение" составьте как можно больше новых слов за 30 секунд, работает каждый сам, за 30 сек, выпишите все полученные слова в группе. Начинает первая группа, зачитывает получившиеся слова. Итак, все группы по очереди.

Передайте свой лист соседу слева по кругу: 1 - 2, 2 - 3, 3 - 4, 4 - 5, 5 - 1.
Проверьте решение. Найдите ошибки. Обсудите в группе. Оцените.
2-ые номера из каждой группы делают анализ ошибок.
Передайте ответы учителю.

Дальше нам необходимо вспомнить, как решаются различные уравнения, какие бывают виды уравнений (раздать карточки).

Возьмите пустой листок, подпишите его, выполните 1 задание, работаем самостоятельно. Теперь обсуждаем в группе. 3 номер из группы говорит, что получилось.

Выполнить 2-е и 3-е задание, найти корни уравнения и сумму всех ответов записать на листке. Передать учителю.

4 номер из группы проверяет результат вычислений.
Запишите все виды уравнений, Проверили свое решение. Все первые номера собираются за столом № 1, вторые - № 2 и т.д. Обсудите решение, сделайте анализ ошибок и выберите человека, который пойдет защищать решение возле доски. Возвращаемся в свои группы и решаем остальные задания.
Ребята, решившие задания, могут консультировать остальных.

Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже таких «глухих» учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют определенное задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется моральной обструкции своих товарищей, а их мнением, уважением он, как правило, дорожит, зачастую даже больше, чем мнением учителя. Кроме того, работая в микроколлективе, каждый его член старается быть не хуже других, возникает здоровое соревнование, которое способствует интенсификации учебной работы, придает ей эмоциональную привлекательность.(3:4) Такая форма коллективной учебной деятельности приобретает для школьников признаваемую ценность, становится необходимой и постоянной потребностью, которые вы знаете.

Литература:

  1. ug.ru Материалы сайта «Учительской Газеты» 1996-2003 гг.

  2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. - М.: Педагогика, 1989. - 160с.

  3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192с. - (мастерство учителя: идеи, советы, предложения).

© 2010-2022