Разработка урока по теме Умножение и деление степеней

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Козлецкая основная общеобразовательная школа»









Разработка урока

по теме:

«Умножение и деление степеней с натуральным показателем»



(алгебра 7 класс)













Выполнила учитель математики

Бутусова Ирина Александровна













Пояснительная записка

Урок «Умножение и деление степеней» является первым уроком в данной теме и третьим уроком в теме «Степень с натуральным показателем». На начало урока учащиеся владеют понятием степени, знают степень отрицательного числа с четным и нечетным показателем, степень положительного числа, умеют записывать произведение в виде степени, степень в виде произведения, вычислять значение степени, пользоваться таблицей степеней в учебнике. Опираясь на этот аппарат, и вводится новый материал.

В начале урока целесообразно провести устный счет. Так как довольно часто учащиеся делают ошибки на действия с рациональными числами, то именно эти примеры и включены в счет. Чтобы внести элемент занимательности предлагается по полученным ответам открыть буквы и составить слово.

Следующий этап урока направлен на актуализацию знаний с целью повторения для введения нового материала. На этом этапе повторяется теоретический материал и практические действия со степенями. Элемент занимательности - отгадать имя ученого- математика.

При постановке темы урока и его цели используется проблемно-поисковый метод.

Ребятам экспериментальным путем предлагается определиться в действиях со степенями. В результате ребята получают возможность самостоятельно определить тему и сформулировать цель своей работы. На данном этапе урока предполагается работа в группах и совместное обсуждение полученных результатов.

Введение нового материала происходит в форме диалога с учащимися. Ребята по возможности самостоятельно выдвигают свои предположения. Учитель их корректирует, переводит полученные результаты от частных примеров к общим случаям. На данном этапе урока предполагается работа с материалом учебника.

Первичное закрепление изученного материала происходит по заданиям в учебнике, ведется работа у доски.

Для определения достижения целей в конце урока проводится самостоятельная работа с последующей самопроверкой по образцу. В результате которой учащиеся определяют уровень полученных умений и понять в чем еще они испытывают затруднения. Оценки за самостоятельную работу выставляются в журнал по желанию учеников.

Заключительным этапом урока является рефлексия. В ходе этого этапа учащиеся получают возможность оценить свою деятельность на уроке, высказать свое мнение о результатах прошедшего урока.

Домашнее задание предполагается дифференцированное, с нарастающим уровнем сложности.

Цели урока :

Образовательные - формирование умения умножать и делить степени с натуральным показателем

Воспитательные - воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения. Развивающие - развитие математически грамотной речи, логического мышления.

Задачи:

- организовать деятельность учащихся по изучению свойств и правил умножения и деления степеней;

-вызвать у учащихся интерес к занятию;

-развивать у учащихся потребность в творческой деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Структура урока:

1. Организационный момент. (1 мин.)

2 Устный счет (3 мин)

3. Актуализация знаний (5 мин)

4. Постановка темы и цели урока (5 мин)

5. Введение нового материала (10 мин)

6 Первичное закрепление(10 мин)

7. Физкультминутка (3 мин)

7 Самостоятельная работа(4 мин)

8.Рефлексия и постановка домашнего задания.(4 мин)

Оборудование:

Учебник «Алгебра 7 класс» Ю.Н.Макарычев

Карточки ответов для устного счета

Карточки для задания «Составь фразу»

Карточки с самостоятельной работой

Карточки ответов к самостоятельной работе

Презентация

Оформление доски

Таблица ответов для этапа актуализации знаний

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Надеюсь, что сегодня на уроке вы вновь ощутите радость новых открытий. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза.

Мягким спокойным голосом ведущий произносит примерно такой текст: « В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой).»

Устный счет. (слайд 2)

-2,8-3,2=

-6,8:3,4=

5*1,6=

0,8-7=

8,2:0,41=

(Учащиеся выполняют устные вычисления. Затем открывают карточки с полученными ответами, на обратной стороне которых написаны буквы. Из них они составляют слово: удача.)

- Я желаю, чтоб каждому из вас улыбнулась удача на сегодняшнем уроке. Пожелайте и вы друг другу удачи.

Откройте, пожалуйста, тетради, подпишите в них число, классная работа.

Актуализация знаний

- Ребята, какую тему мы с вами сейчас изучаем?

- Степень с натуральным показателем.

- Давайте вспомним, что мы с вами уже знаем. (Оба задания выполняются одновременно)

1. Выполните вычисления. Заполните таблицы буквами, учитывая найденные ответы, прочитайте текст (Выполняют по цепочке, записывают в таблицу, заранее подготовленную на доске) (слайд 3)

Н 0,4Разработка урока по теме Умножение и деление степеней= М 0,2Разработка урока по теме Умножение и деление степеней=

О (-0,6) Разработка урока по теме Умножение и деление степеней= В (-0,1) Разработка урока по теме Умножение и деление степеней =

А 1,1Разработка урока по теме Умножение и деление степеней= И (-1,2)Разработка урока по теме Умножение и деление степеней=

С (-1,5)Разработка урока по теме Умножение и деление степеней= Р -1,4Разработка урока по теме Умножение и деление степеней=

Т (2/7)Разработка урока по теме Умножение и деление степеней= К (-1/2) Разработка урока по теме Умножение и деление степеней=

Д (-2/3) Разработка урока по теме Умножение и деление степеней= Е (1/3) Разработка урока по теме Умножение и деление степеней=

2.25

1.44

0.008

0,36

0.16

2.25

4/49

1/9

-0.001

1.44

0.16





(Симон Стевин)

-нидерландский математик, который в конце 16 века предпринял шаги к построению современной теории степеней. Он обозначал неизвестную величину кружком, а внутри его указывал показатели степени. Например, хРазработка урока по теме Умножение и деление степенейон обозначал как (слайд4)

2.Составь фразы. (Выполняет 1 ученик)

1 часть

Повторяющийся множитель степени называется…

Число повторяющихся множителей степени называется…

Степенью числа а с натуральным показателем n , большим 1, называется ….

Степенью числа а с показателем 1 называется ……

При возведении в стенень положительного числа получается …..

При возведении в степень отрицательного числа получается……

Степенью отрицательного числа с четным показателем является…..

Степенью отрицательного числа с нечетным показателем является…..

Квадрат любого числа есть…

2 часть

….основанием.

…. показателем.

….. выражение aРазработка урока по теме Умножение и деление степеней, равное произведению n множителей, каждый из которых равен а.

…. само число а.

….. положительное число.

….. нуль.

…..положительное число.

….. отрицательное число.

….. положительное число или нуль.

Постановка темы и определение целей урока.

- Ребята, какие действия с числами вы умеете выполнять?

- Сложение, вычитание, умножение и деление.

- А как вы думаете, какие из этих действий можно выполнять со степенями?

-( перечисляют)

- Давайте попробуем поэкспериментировать.

Работа в группах:

Используя таблицу степеней, найдите значение выражения и представьте (если возможно) это значение в виде степени с основанием 2. (слайд 5)

1 группа: 2Разработка урока по теме Умножение и деление степеней+2Разработка урока по теме Умножение и деление степеней

2Разработка урока по теме Умножение и деление степеней-2Разработка урока по теме Умножение и деление степеней

2 группа: 2Разработка урока по теме Умножение и деление степеней*2Разработка урока по теме Умножение и деление степеней

2Разработка урока по теме Умножение и деление степеней:2Разработка урока по теме Умножение и деление степеней

(Ответы фиксируются на доске)

- Что вы заметили?

- При умножении и делении степеней значение также является степенью исходного числа, а при сложении и вычитании так не получается.

- Так может быть нам стоит более глубоко рассмотреть действия умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями?

- Да

- Тогда давайте сформулируем тему нашего урока.

- Умножение и деление степеней. (слайд 6)

- Запишите в тетради тему урока « Умножение и деление степеней».

- Какую цель мы перед собою ставим?

- Научиться умножать и делить степени. (слайд 7)

Введение нового материала

Вернемся к выражению 2Разработка урока по теме Умножение и деление степеней*2Разработка урока по теме Умножение и деление степеней

Запишем, что получается в результате вычислений 2Разработка урока по теме Умножение и деление степеней*2Разработка урока по теме Умножение и деление степеней=2Разработка урока по теме Умножение и деление степеней

Ребята, посмотрите внимательно, что произошло с основанием степени и что произошло с ее показателем?

- Основание не изменилось, показатель равен сумме показателей степеней.

- Молодцы! Покажем это свойство для степеней для любых степеней с одинаковым основанием.

Работаем в тетради:

Для любого числа а и произвольных натуральных чисел m и n aРазработка урока по теме Умножение и деление степенейaРазработка урока по теме Умножение и деление степеней=aРазработка урока по теме Умножение и деление степеней.(слайд 8)

Доказательство: aРазработка урока по теме Умножение и деление степенейaРазработка урока по теме Умножение и деление степеней=(ааа…аа)*(ааа…а)=аааа…..ааа= aРазработка урока по теме Умножение и деление степеней.

Разработка урока по теме Умножение и деление степенейраз Разработка урока по теме Умножение и деление степенейраз Разработка урока по теме Умножение и деление степеней раз

Таким образом, aРазработка урока по теме Умножение и деление степенейaРазработка урока по теме Умножение и деление степеней=aРазработка урока по теме Умножение и деление степеней.

Это равенство выражает основное свойство дроби. Оно распространяется на произведение трех и более степеней.

Итак, давайте теперь сформулируем правило умножения степеней. Я начну, а вы продолжите.

При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание….

- оставляют прежним,

- а показатели…..

-складывают.

- Замечательно, повторите каждый сам про себя. Приведите по одному примеру на это правило в тетради.

Ребята записывают примеры, затем несколько учеников зачитывают свои примеры.

Первичное закрепление

№ 403 а,в,д,ж, стр 94 (ведется работа в тетрадях и на доске)

Физкультминутка

А теперь немного разомнемся!

Упражнения для улучшения осанки.

1.Поза дерева. Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойно вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Удержать позу 15 - 20 секунд.

2. Поза скручивания. Сесть на стул боком. Ноги вместе, бедро прижато к спинке. Правой рукой следует держаться за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. То же движение, но в другую сторону.

3.«Медвежьи покачивания». Качаться из стороны в сторону, подражая медведю.

- Ребята, как умножаются степени, мы с вами теперь знаем? Чему еще нам осталось сегодня научиться?

-Делить степени.

- Давайте посмотрим на пример 2Разработка урока по теме Умножение и деление степеней:2Разработка урока по теме Умножение и деление степеней=2Разработка урока по теме Умножение и деление степеней. Кто попытается самостоятельно сформулировать правило деления степеней?

-При делении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя.

Работа с учебником

- Хорошо, а теперь откройте учебник на странице 94 и прочитайте правило. Запишите свойство частного степеней в тетрадь, приведите пример. (слайд9)

№ 414 а,в,д, стр 95 (ведется работа в тетрадях и на доске)

Резерв: № 408а,в,д

№ 416 а,в

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой

1 вариант 2 вариант

Представьте произведение в виде степени

хРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степеней= уРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степеней=

хРазработка урока по теме Умножение и деление степеней*х =Разработка урока по теме Умножение и деление степеней уРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степеней=

хРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степеней= у*уРазработка урока по теме Умножение и деление степеней=

3Разработка урока по теме Умножение и деление степеней*3Разработка урока по теме Умножение и деление степеней*3Разработка урока по теме Умножение и деление степеней= 5Разработка урока по теме Умножение и деление степеней*5Разработка урока по теме Умножение и деление степеней*5=

хРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степеней= уРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степеней=Разработка урока по теме Умножение и деление степеней

(Карточки для самопроверки:

1 вариант 2 вариант

хРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степеней= хРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степеней уРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степеней= уРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степеней

хРазработка урока по теме Умножение и деление степеней*х =хРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степеней= хРазработка урока по теме Умножение и деление степеней уРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степеней

хРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степеней= х Разработка урока по теме Умножение и деление степеней= хРазработка урока по теме Умножение и деление степеней у*уРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степеней

3Разработка урока по теме Умножение и деление степеней*3Разработка урока по теме Умножение и деление степеней*3Разработка урока по теме Умножение и деление степеней=3Разработка урока по теме Умножение и деление степеней=3Разработка урока по теме Умножение и деление степеней 5Разработка урока по теме Умножение и деление степеней*5Разработка урока по теме Умножение и деление степеней*5=5Разработка урока по теме Умножение и деление степеней=5Разработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степеней

хРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степеней= хРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степеней уРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степеней=Разработка урока по теме Умножение и деление степенейуРазработка урока по теме Умножение и деление степенейРазработка урока по теме Умножение и деление степеней)

Оцените свою работу: «5» -верно все

«4»-допущена одна ошибка

«3»- допущены две ошибки

Рефлексия, постановка домашнего задания

- Итак, ребята, подходит к концу наш урок. Давайте подведем итог. Какую цель мы с вами ставили сегодня на уроке? Смогли ли мы ее достичь?

Психологической наукой доказано, что процесс познания другого человека тесным образом взаимосвязан с процессом познания себя. Используя на уроках упражнения на рефлексию, создаются условия для познания и осознания учеником самого себя. Рефлексия как заключительная часть урока обращает ученика мысленно ко всему ходу урока, к своим ощущениям, переживаниям, новообразованиям, способствует осмыслению роста ученика.

Таким образом, в ходе урока создаются условия психологического комфорта с учётом индивидуальности каждого ребёнка.

Поделитесь своими мыслями по данному уроку. Выскажите свое мнение одним предложением, взяв за начало следующие фразы:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я понял, что…

  5. Теперь я могу…

  6. Я научился…

  7. У меня получилось …

  8. Я попробую…

  9. Меня удивило…

  10. Урок дал мне…

  11. Мне захотелось…

-Запишите задание на дом: п.19, выучить правила,

№ 404 г,з, 415 в,д на оценку «3»

№ 404 г,з, 415 в,д , 405 а,б на оценку «4»

№ 404 г,з, 415 в,д ,407 на оценку «5»

Выставление оценок за урок.

-Спасибо за урок! (слайд10)



© 2010-2022