- Преподавателю
- Математика
- Программа «Нестандартные задачи школьного курса по математике»
Программа «Нестандартные задачи школьного курса по математике»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зиновьева Л.И. |
Дата | 08.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИКАЗАХСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АКТОБЕ
ГОРОДСКОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ЛИЦЕЙ № 27»
ПРОГРАММА
«Нестандартные задачи школьного курса по математике»
7 класс
Программа разработана и составлена
учителем математики сШЛ № 27 Зиновьевой Л.И.
АКТОБЕ 2014 г.
Пояснительная записка.
Достижение обязательных результатов обучения - не единственная цель обучения математике. Важной задачей является создание условий для развития интереса учащихся к математике, их творческих способностей; совершенствование возможностей и способностей каждого учащегося.
При решении задач на спецкурсе развиваются творческая и прикладная стороны мышления; формируется понимание красоты и изящества математических рассуждений; развивается воображение школьников, существенно обогащаются их пространственные представления.
Работа с одаренными детьми предоставляет учащимся дополнительные возможности для развития творческих способностей, прививает интерес к науке математике, способствует развитию математического кругозора, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки учащихся
Главное назначение курса - развитие умений применить полученные знания к решению нестандартных задач, воспитания у школьников определенной работы над задачей, отыскание наиболее рациональных, оригинальных способов их решения.
Данный курс «Нестандартные задачи школьного курса по математике» рассчитан на 68 часов, 2 часа в неделю.
Задачи курса:
-
Всемерное содействие накоплению учащимися того реально-практического опыта, который им необходим не только для решения нестандартных задач, но и, главное для последующих обобщений при изучении математики и других смежных предметов.
-
Обучение учащихся умению на основании сопоставления ряда фактов высказывать свои «догадки», предположения, т.е. на основании неполной индукции высказывать свои гипотезы.
-
Умение в простейших случаях либо доказывать справедливость тех или иных гипотез перебором всех возможных случаев, либо опровергать их контрпримером.
Методика преподавания курса
Преподавание элективного курса ведется с использованием технологий уровневой дифференциации, технологии ИКТ, технологии РКМЧП, технологии мастерских.
Используются уроки лекционной формы, уроки-экспедиции (путешествия),
уроки исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции(пресс-конференции),
интегрированные игровые: КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др. Интегрированные
театрализованные (урок-суд), уроки-консультации, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. Зачетные, викторины, конкурсы, смотр знаний, защита творческих работ, проектов, творческие отчеты
Программа по математике в 7 классе.
Нестандартные задачи школьного курса по математике
№
Тема
Количество часов.
Формы и методы
обучения
Образовательный продукт
всего
теор
практ
1.
Решение задач с помощью систем уравнений.
3
3
Урок- сотворчества
2.
Решение систем уравнений методом Гаусса, по формулам Крамера
4
1
3
Лекция,
Урок-практикум
Тренир. материал
3.
Различные способы решения Диофантовых уравнений.
2
1
1
лекция
4.
Функция. Преобразования графиков функций у=x², у=x³
2
0,5
2
Создание графиков
5.
Дробно-линейная функция у=ах+в /сх+д
2
1
1
Урок-исследование
Составление алгоритма построения гр. функ.
6.
Построение графиков, содержащих абсолютную величину.
3
0,5
2,5
Урок-исследование
7.
Зачет
1
1
8.
Приемы преобразования целого выражения в многочлен .
1
1
9.
Возведение двучлена в степень (а+в)ⁿ Треугольник Паскаля. Формула Бином-Ньютона (нахождение биномиальных коэффициентов Спª). Квадрат суммы нескольких слагаемых.
3
1
2
лекция,
Урок-практикум
10.
Разность п-х степеней.
2
2
Урок-практикум
11.
Приемы разложения многочлена на множители. Метод неопределенных коэффициентов(примеры повышенной трудности).
3
0,5
1,5
Урок-практикум
12.
Деление многочлена на одночлен. Деление многочлена на многочлен «уголком». Схема «Горнера».
Решение задач на деление многочленов.
2
0,5
2,5
13.
Приемы сокращения рациональной дроби. Решение нестандартных заданий.
2
2
Практ. работа по поиску информаций
14
Приемы преобразования алгебраических выражений. Решение задач из сб. Сканави .
3
3
Урок-практикум
Тренир. материал
15.
Преобразование алгебраических выражений с целым показателем степени из сб. Сканави, Галицкого.
3
3
Урок-практикум
Тренир. материал
16
Решение текстовых задач. Контрольная работа.
4
1
3
Лекция, урок защиты творческих проектов
17
Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Банковские операции. Задачи на смеси, растворы, сплавы.
7
2
5
Лекция,
урок-практикум
Терминологический словарь,
создание презентационного материала
18.
Решение уравнений вида Проверочная работа.
4
1
3
Лекция,
урок-практикум
Разработка схем
19.
Решение неравенств вида Проверочная работа.
4
1
3
Лекция,
урок-практикум
Разработка схем
20.
Угол на плоскости. Угол в пространстве. Многогранные углы.
1
1
21.
Треугольник и тетраэдр. Развертки тетраэдра .Пирамиды.
2
0,5
1,5
Выполнение моделей
22.
Зачет
1
1
23.
Решение олимпиадных задач
5
5
Урок-исследование, урок-конференция
Презентация
материала
24.
Решение задач « Кенгуру»
3
3
Урок КВН
25.
Контрольная работа
1
1
26.
Итоговое занятие.
1
1
Итого
68
Литература
для учителя
-Шевкин А.В. « Обучение решению текстовых задач в 5-9 классах» Москва 1998г.
-Шейнина О.С. «Занятия школьного кружка», изд-во НЦ ЭНАС 2001г.
-Петрова И.Н. «Проценты на все случаи жизни» , Южно- Уральское изд-во,2003г
-Петраков И.С. «Математические кружки»
-Гусев В.А. «Внеклассная работа по математике», Москва
-Столин А.В. «Комплексные упражнения по математике» Харьков ,1995г
-А.Х. Шахмейстер «Системы уравнений». С.-Петербург 2003г.
-С.Н. Олехник, М.К. Потапов. Нестандартные методы решения уравнений и
неравенств. Москва, изд-во МГУ, 1991г.
-А.В. Столин. Комплексные упражнения по математике. Харьков.
-О. Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. Математика: интенсивный курс подготовки к
экзамену. Москва, изд-во «Наука», 2002г
для учащихся
-Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. «Дополнительные главы к школьному учебнику»
-Вернер А.Л. «Стереометрии я 7-9», Санкт-Петербург.1999г.
-Зильберберг Н.И. «Алгебра»
-Никольская И.Л. «Факультативный курс по математике»
-М.И. Сканави. Сборник задач по математике. Москва.