Урок биологии по теме Злаковые. Общие признаки злаковых

Цель:Формирование понятия о семействе Злаки. Задачи:  1).выявить признаки семейства злаки, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение злаков в жизни человека; 2) развить интеллектуальные  умения  учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; развивать гибкость мышления. 3) формировать ценностные ориентации; привить  научные, гуманные взгляды  на природу, правила экологической этики; воспитать гармоничные отношения учащихся с природой;  уважения к хл...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Биология, 7 класс.

Однодольные покрытосеменные растения.

Тема урока: Злаковые. Общие признаки злаковых.

Цель: Формирование понятия о семействе Злаки.

Задачи:

1).выявить признаки семейства злаки, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение злаков в жизни человека;

2) развить интеллектуальные умения учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; развивать гибкость мышления.

3) формировать ценностные ориентации; привить научные, гуманные взгляды на природу, правила экологической этики; воспитать гармоничные отношения учащихся с природой; уважения к хлебу.

Оборудование: 1.Компьютер, проектор, экран, презентация «Семейство Злаки»

2.Дидактический материал по теме "Злаки" (корневой системы, жилкования листьев, строения цветка, плода).

3. Гербарный материал,

4. Семена злаковых культур

5. Модель цветка пшеницы,

6. Проростки растений бобов, фасоли, пшеницы.

7. Выставка злаковых культур и их продукции.

Тип урока: Изучение нового материала

Словарная работа: экспедиция; нива, вставочный рост, кущение

1. Организация начала урока.

Сегодня мы с вами отправимся в экспедицию.

Что такое экспедиция? Работа со словарем.

Экспедиция - (от лат. expeditio - приведение в порядок - поход),..1)отправка, рассылка чего-либо (напр., корреспонденции, грузов и т. п.)...2)Отдел учреждения, предприятия, производящий отправку, рассылку чего-либо...3) Название некоторых учреждений в Российской империи (экспедиция заготовления государственных бумаг, Тайная экспедиция, )...

4) Поездка, поход группы лиц, отряда с каким-либо специальным (научным, военным) заданием;

Отправляемся в экспедицию для изучения растений, а каких? Мы узнаем разгадав загадку .

Картина И.И. Шишкина

1. Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе…

А что такое нива? Объяснения учащихся.

Значит, мы с вами отправляемся в экспедицию на поля, где растут злаковые растения, на школьные поля и поля ЗАО «Марийское»

Дети должны сформулировать тему урока, так как все буквы слиплись.

Злаковыеобщиепризнакизлаковых

Тема урока: Злаковые. Общие признаки злаковых. (запись даты, темы урока в тетрадь)

2. Постановка цели и задач.

На уроке должны мы познакомиться с признаками растений семейства Злаки;

Рассмотреть многообразие растений этого семейства и их биологические особенности;

Выяснить значение в жизни и деятельности человека

3. Актуализация знаний, умений и навыков.

Покрытосеменные или цветковые растения, так как эти растения образуют цветки, делятся на классы.

  1. На какие классы делятся все покрытосеменные растения?

  2. «Строение семян двудольных растений. (Кондратьева Ю)

Семя двудольных растений состоит из : кожуры, семенного рубчика,2 семядолей, где находится запас питательных веществ для зародыша, а зародыш ( зародыш состоит из корешка, стебелька и листочка).

3.Донскова А. познакомит нас со строением семян однодольных растений. Плод зерновка, кожура семени плотно срослась с околоплодником и отделить невозможно, запас питательных веществ находится в эндосперме, а сбоку от него находится зародыш семени, имеется одна семядоля, которая служит для передачи питательных веществ из эндосперма к зародышу семени.Сейчас посмотрим фрагменты видео

(На столах семена растений)

4. Разделить семена растений (практическая работа)

На листке есть граница. В первую половину листа - отложите

семя двудольных растений, во вторую семена- однодольных растений.

5.Видеофрагмент Процесс прорастания семян гороха.

Ответы детей сопровождаются заполнением таблицы.

3.Корневая система: зародышевый корешок прорастает от него отходят боковые корни, придаточные корни образуется стержневая корневая система- двудольных растений.(БеляевД)

4.Корневая система у однодольных растений- главный зародышевый корень отмирает после прорастания, образуются 2,3,5 и т д равносильные придаточные корни и образуют- мочковатую корневую систему. (Филиппова М)

5.Листья- сидячие, с параллельным жилкованием у однодольных растений.

И с сетчатым жилкованием , но разных форм листьев у двудольных растений

6.Раздача гербарного материала:

Разделить на классы. Работа в парах. 6 пар.

Объяснение учителя строение стебля злаковых, что такое вставочный рост стебля, кущение растений?

Стебель - полый с узлами - соломина,

Листья узкие вытянутые с параллельным жилкованием.

В основании листа лист обхватывает стебель вокруг стебля там, где находится узел стебля.

Говоря о злаковых важно отметить то, что стебель растет за счет деления клеток в основании каждого междоузлия - Рост называется вставочный рост.

Стебли ветвятся у основания растения, в зоне кущения.

Цветки невзрачные, собраны в соцветие колос, метелка, початок.

Строение цветка: Ц2 +2, Т3, П1.

2 колосковые чешуи, которые могут покрывать несколько цветов (2- рожь, 3- пшеница и т. д.), 2 цветковые чешуи, 2 цветковые пленки, 3 длинные тычинки и 1 пестик.

Опыление - ветром и у пшеницы самоопыление.

Плод зерновка.

  1. Какие растения относятся к злаковым культурам.

  2. Найти в учебнике и выписать в тетрадь. Самостоятельная работа

  3. Кроме этих растений имеются и другие.

  4. Бамбук- Сообщение К. Чиркова

  5. Физминутка. Проведет с вами забавный панда

  6. Сорго-сообщение Н. Шулеповой

  7. Сахарный тростник- сообщение Р. Таланцева

  8. Просо- сообщение Смирновой А.

Показать на витрине

Хлебные злаки-Что из чего получают?

Рожь- мука, хлеб

Пшеница- мука, хлеб, макароны, кондитерские изделия., манная, пшеничная крупы.

Овес-хлопья, геркулес.

Ячмень- перловая крупа, ячневая крупа, сусло, солод.

Рис- во всех видах

Кукуруза- мука, крупа, хлопья, палочки

Бамбук, сах. тростник - строительные материалы, сахар

  1. Первичное закрепление.

1. Почему злаковые растения относят к однодольным?

2 Как называется плод злаковых?

3. О каких особенностях строения стебля вы узнали ?

Стебли злаков нарастают в длину в результате деления клеток в основании каждого междоузлия. Как называют такой рост? (Вставочный.)


4 Как устроен цветок злаковых ?

Как называют соцветие кукурузы, состоящее из пестичных цветков? (Початок.)


2 Анаграмма.

- ЦЕНШИПА. (Пшеница.)
- Ь ОРЖ (Рожь.)
- МУКБАБ. (Бамбук.)

3«Исправь ошибку».

Узнай по описанию семейство, найди и исправь допущенную ошибку:

однолетние, двулетние и многолетние травы, стебель - соломина, Ц2+2Т3П1, соцветие - сложный колос или метелка, плод - семянка.

(Дана характеристика семейства злаков, но плод у злаков - зерновка, а не семянка.)

вы должны отгадать какие растения перечислены в данных художественных произведениях.

Ребята зачитывают отрывки из художественных произведений.

1. Балда говорит:

"Буду служит тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай вареную полбу" (А.С. Пушкин "Сказка о попе и его работнике Балде)

2.В долгом времени аль скоро
Приключилось им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить. (П.П. Ершов "Конек-Горбунок")

Подумайте, к какому семейству относятся эти растения? Правильно, к семейству злаковые (

3.В предлагаемых цепочках названий растений найти лишнее звено.

1. Мятлик, тимофеевка, астра, рожь, ковыль.

(Астра, т.к. перечислены растения семейства злаков, а астра относится к семейству сложноцветных.)

2. Ячмень, просо, горох, кукуруза, рис.

(Горох, т.к. перечислены растения семейства злаков, а горох относится к семейству бобовых.)

3. Бамбук, ежа, ковыль, шиповник, мятлик.

(Шиповник, т.к. перечислены растения семейства злаков, а шиповник относится к семейству розоцветных.)

Игра «Самый умный»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Поле, на котором выращивают рожь. (Ржаное поле.)

Поле, на котором выращивают пшеницу. (Пшеничное поле.)

Колос пшеницы. (Пшеничный колос.)

Мука из пшеницы. (Пшеничная мука.)

Мука из ржи. (Ржаная мука.)

Хлеб из пшеницы. (Пшеничный хлеб.)

Хлеб из ржи. (Ржаной хлеб.)

Домашнее задание: Прочитать учебник на стр. 96-97.Выполнить задания.

«Шифр».

Выпишите номера признаков, присущих представителям семейства злаков.

  1. Мелкие цветки собраны в соцветие корзинку.
    2. Мелкие цветки собраны в соцветия колоски, которые в свою очередь соединяются в более сложные соцветия.
    3. Плод - семянка.
    4. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков.
    5. Листья длинные, с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.
    6. Плод - ягода.
    7. Плод - зерновка.
    8. Цветок имеет две цветковые чешуи, три тычинки и один пестик.
    9. Стебель - соломина с узлами.
    10. Цветки могут быть трубчатыми язычковыми или воронковидными.

(Ответ: 2-5-7-8-9.)

6. Подведение итогов урока

- Хлеб - батюшка, вода - матушка.

Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол, и, я думаю, тоже будете с уважением относится к хлебу:

-его нужно обязательно доедать; старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье;

- хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

Хлеб - главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Ребята, выберете к каждому вопросу ответ:

1

На занятии я работал

активно / пассивно

2

Своей работой на занятии я

доволен / не доволен

3

Занятие для меня показалось

коротким/ длинным

4

За занятие я

не устал / устал

5

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6

Материал урока мне был

понятен / не понятен полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным









© 2010-2022