Статья на тему Использование современных образовательных технологий на уроках

Аннотация:      Интерес к учебному процессу у детей зарождается  тогда, когда им на уроках интересно. Статья посвящена использованию игровых и компьютерных  технологий в образовательном процессе. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.  Компьютер - это оперативное средство наглядности в обучении. Главная задача школьного учителя – создать условия для раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика, помочь ему реализоваться в учёбе, общении, совместной деятельнос...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему:


«Использование современных образовательных технологий на уроках ».


Автор: Пономарева Любовь Ильинична

учитель математики первой квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Старошешминская средняя общеобразовательная школа» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан



Аннотация:

Интерес к учебному процессу у детей зарождается тогда, когда им на уроках интересно. Статья посвящена использованию игровых и компьютерных технологий в образовательном процессе. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Компьютер - это оперативное средство наглядности в обучении.














Использование современных образовательных технологий на уроках.

Как важно, чтобы в миг той немоты

За сильного тебя хоть кто-то принял,

От широты своей душевной

Придал тебе значенье большее, чем ты.

Е. Евтушенко.

Пожалуй, это и есть главная задача школьного учителя - создать условия для раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика, помочь ему реализоваться в учёбе, общении, совместной деятельности коллектива. Решить эту задачу можно, только тогда, когда ребёнку в школе интересно! Если в классе тепло и уютно, если тебе помогают и поддерживают, радуются каждому твоему успеху, приветствуют инициативу и правдивость, лечат твою душу и согревают сердце - в класс хочется приходить и радоваться совместному общению. Если в самом начале жизненного пути ребята почувствуют, поймут и уверуют, что они что-то могут, на что-то способны, они не свернут с этой тропинки.

Интерес к учебному процессу у детей зарождается так же, когда ему на уроках интересно. Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия.

Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество ,которое характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и умений. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой технологии. Одна из таких технологий - игровая. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. В.А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали еще в древности. На уроке игровые приёмы и ситуации выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирование у них таких основных приёмов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Учитель должен удивляться красоте и мощи математических методов и заражать этим своих учеников, помнить, что встречаясь даже с одарённым учеником, он готовит из него не математика, а прежде всего, всесторонне развитую личность.

Педагогическая игра обладает существенным признаком чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. В играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, формируются вычислительные навыки, нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.

Усталость - одна из причин падения внимания и интереса к учению. Уменьшить усталость учащихся можно с помощью занимательных задач. Занимательная задача-это настоящая математическая задача, только с нестандартным решением. Такие задачи полезны для развития гибкости ума, выработке навыков мышления, повышения интереса к предмету.

Если говорить о творческом развитии учащихся, то огромное значение так же играют дидактические игры, которые можно использовать на различных этапах урока и во внеурочной деятельности. Учёба в школе не всем приносит радость, школьная жизнь интересует ребят , прежде всего с точки зрения общения со сверстниками, поэтому они ожидают от школы организации их досуга. Размышляя над тем, как сделать интереснее то, или иное мероприятие, понимаешь, что не нужно делать внеклассные мероприятия по предмету для детей, надо делать их вместе с детьми, тем более, что подготовка мероприятий позволяет развивать инициативу и творчество учащихся, формирует организаторские и самоуправленческие навыки. Опыт показывает, что даже трудные дети, которые не могут , а зачастую и не хотят отличаться в учёбе, могут приятно удивить и покорить своих одноклассников. Каждый может выглядеть хорошо в том или ином деле, каждый может стать организатором, лидером. Но, качество воспитания определяется не объёмом проведённых мероприятий, а качеством отношений между детьми и окружающими их взрослыми. Я считаю, что воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, образ жизни которого им симпатичен, и , если мы хотим, чтобы дети нас любили, надо говорить не о том, что интересует нас, а о том, что интересует их. А что интересует их? Они сами. Дети хотят, чтобы их любили, чтобы их замечали, чтобы их хвалили даже за очень маленькие достижения.

В процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения, творческие способности. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений » Л.Н.Толстой.

Один из путей поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы - это использование компьютера в учебном процессе. Компьютер - оперативное средство наглядности в обучении.

Использование информационных технологий в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности: в науку, производство, образование, быт - и можно говорить о наступлении новой, компьютерной эры. В настоящее время владение навыками работы с ЭВМ рассматривается как вторая грамотность. Компьютерные технологии можно трактовать в узком смысле слова - применение компьютера только как средства обучения и в широком смысле слова - многоцелевое использование компьютера в учебном процессе.

Всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя! Но, компьютер поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения качества процесса обучения.

Если раньше, например, задачи по готовым чертежам приходилось рисовать на доске, либо распечатывать на каждый стол, то сейчас при помощи проектора можно отобразить это на большом экране! Это может быть и портрет учёного, и задания для устного счёта, и задания программируемого контроля, и т.д. Эффект поразительный: ребята намного лучше запоминают какие-то факты биографии, правила, формулы, темы долго находится в памяти ребёнка. При работе с проектором не требуются расходы на бумагу, исключается зависимость от множительной техники, а, следовательно, денежные затраты «скромного» учителя практически сводятся к минимуму.

Компьютеры могут и должны стать незаменимыми помощниками учителя по любому предмету, ведь компьютерные технологии позволяют:

  • выиграть время для более интенсивного обучения;

  • сделать урок интересным, разнообразным и наглядным;

  • вовлечь всех детей в учебный процесс;

  • развивать творчество и самостоятельность школьников.

Введение компьютера и проектора в учебный процесс - это не ослабление или уменьшение функций учителя: наоборот, они расширяют возможности учителя, обеспечивая такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы: компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться», существенно повышая КПД урока.

И, рано или поздно, каждый педагог в своей деятельности «натыкается» на такой самостоятельный и независимый от школы фактор развития ребёнка, как его семья. Более того, его влияние на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия. Чтобы этого не произошло, необходимо приглашать родителей учащихся, как на уроки, так и на внеклассные мероприятия, проводить мероприятия совместно с родителями. Такие мероприятия сплачивают не только ребят и родителей , но и родителей со школой. В своей работе я исхожу из твёрдого убеждения в том, что вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, умными, успешными и счастливыми. И это желание родителей - основной ключ к успешной совместной деятельности. Надо только его подобрать.

В заключение, всем, кто занимается обучением и воспитанием детей, кто готов помочь детям найти духовно-нравственные ориентиры, советую: не ищите себе никакой награды, кроме той, что заключается в душевном порыве поступка, и пусть ребята знают и видят это. Ведь не зря говорит народная мудрость: «Спеши делать добро, и оно окупится сторицей», и дай нам Бог, уважаемые коллеги, чтобы каждое наше слово, каждый наш шаг совершать на благо наших детей.


© 2010-2022