Рабочая программа внеурочной деятельности по математике Введение в геометрию 6 класс

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа внеурочной деятельности

«введение в геометрию» 6 класс

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность обучающихся предполагает решение познавательных, увлекательных и интересных задач, способных привить интерес к предмету, развить логику мышления, воображения, способность думать и принимать решения в нестандартных ситуациях. Внеурочная работа создаёт условия для неформального общения учащихся, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Курс «Введение в геометрию» выбран для учеников 6 класса как пропедевтика и подготовка детей к основному курсу геометрии 7 класса. И это не случайно, поскольку геометрия помогает детям приобрести знаний о пространстве, фор­мирует умения описывать объекты окружающего мира, развивает пространственное воображение, интуицию, логику мышления.

Курс «Введение в геометрию» основан на базе основных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  2. Примерной программы среднего (полного) общего образования по алгебре, рекомендованной Министерством образования РФ для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта М. Просвещение 2011, и авторской программе «Математика 5-11 кл.» Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк, от 2010 года, вариативная часть.

  3. Программа составлена на основе материалов книг авторов: Фотин И.В. Введение в геометрию 6 класс-В.: «Учитель»,2010.-143с ; Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. - М.:Айрис-пресс, 2005. - 144 с. - (Школьные олимпиады); Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения); Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. - (Стандарты второго поколения).

Программа базируется на системно-деятельностном подходе. Он создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, компетенций, умений, видов и способов деятельности. Программа формирует такие качества ученика как креативность (логика мышления, гибкость ума, умение отстоять свою позицию), коммуникативность (общение в неформальной обстановке). Данная программа позволяет сформировать у учеников такие способности, как: моделирование (создавать алгоритм, уметь выделять главное); целеполагание (умение поставить цель и достичь её); рефлексия (умение анализировать, видеть трудности, ошибки, радоваться своим успехам и удачам своих товарищей); коммуникативность (умение отстаивать свою точку зрения, принимать мнение других); инициативность (искать несколько путей и способов решения). Данные способности развивают УУД детей, что является важнейшей задачей современной школы.

Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью: знания и умения приобретённые в ходе реализации программы (развитие интеллекта и пространственного мышления) могут дать толчок для организации исследовательской деятельности в будущем, воспитывает математическую грамотность школьника.

В соответствии с требованиями образовательного стандарта к внеурочной деятельности данная Программа относится к научно-познавательной деятельности. Программа позволит раскрыть и реализовать познавательные способности ученика, развить его творческие возможности, что даст возможность воспитать успешного гражданина нашего общества и страны в целом.

В ходе реализации программы дети расширят свой кругозор о геометрии как науки, познакомятся с учёными геометрами, в ходе решения математических задач разовьют логику мышления, познавательный интерес, умение самостоятельно работать, отстаивать свою точку зрения, ИКТ- компетенции.

Цель программы:

  • знакомство с геометрией как с наукой;

  • формирование геометрической грамотности, упорства в достижении цели, трудолюбия, любознательности;

  • развитие пространственного воображения и логического мышления с помощью ознакомления со свойствами геометрических фигур;

  • приобретение умений ясно и точно излагать свою точку зрения, проводить доказательство и обосновывать своё решение,

  • развитие навыков самостоятельной и исследовательской работы.

Задачи программы:

  1. Усвоение геометрической терминологии и символики.

  2. Привитие интереса к геометрии как к науке, расширение знаний, необходимых для продолжения обучения в старшей школе.

2. Сравнение и измерение геометрических величин.

3. Осмысленное запоминание и воспроизведение определений и свойств геометрических фигур и отношений.

4. Наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование абстрактных геометрических фигур исходя из опыта наблюдений.

5. Приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами.

6. Формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.

7. Развитие познавательного интереса.

8. Содействие воспитанию активности личности, культуры общения и нормативного поведения в социуме.

Технологии, формы и методы работы, которые используются для реализации данной программы:

Используются в работе технология развивающего личностно-ориентированного обучения и элементы технологии дифференцированного обучения. Выбор педагогических технологий основан на особенностях психофизического и социально развития ребенка в подростковом возрасте.

На данном уровне основного общего образования для подростка характерно самоутверждение среди сверстников и взрослых в совместной учебной и внеучебной деятельности на базе тех знаний и умений, которые приобретены в начальной школе. В этот период происходит формирование индивидуальных способов реализации тех норм и требований, которые предъявляет окружающий мир. У подростка возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, активно проявляется потребность в утверждении собственных представлений, мнений и оценок, регулирование отношений к нему разных людей.

Используя современные педагогические технологии, получаем возможность обучать учащихся в зоне их ближайшего развития.

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, коллективная.

Виды уроков: уроки - соревнования, уроки - лекции, уроки - практикумы, уроки - аукционы, уроки - путешествия, уроки - зачеты, уроки - деловой игры.

Типы уроков: урок изучения нового материала; урок закрепления изученного материала; урок применения знаний и умений; комбинированные уроки, уроки контроля знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний.

Описание места учебного предмета в базисном плане:

Пропедевтический курс для учащихся 6 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Всего - 35 часов.

Оценивание обучающихся по данному курсу по решению педагогического совета школы не производится.

При подготовке к занятиям использовать энциклопедии, справочники, интернет, СМИ и т. д. Также можно привлекать родителей, в профессии которых требуются знания геометрии, увлеченных учащихся старших классов, историко-математического материала (с целью знакомства с прошлым и настоящим науки), решение жизненных задач, связанных с потребностями практической деятельности человека.

Сроки реализации программы: 1 год.

Возрастные особенности учащихся 6 класса:

Учитывая возрастные особенности шестиклассников необходимо на занятиях проводить физкультминутки, математические игры, создавать игровые ситуации.

Планируемые результаты освоения программы:

Курс «Введение в геометрию» даёт условия для развития личности учащегося, активизирует познавательную деятельность. Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), опыт проектной деятельности, навыки работы с информацией, учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность учащихся.

Личностные результаты:

  • положительное отношение к урокам математики;

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию;

  • мотивация деятельности;

  • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Метапредметные результаты:

  • развитие умений находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и

представлять ее в понятной форме;

  • формирование умения видеть геометрическую задачу в окружающей жизни;

  • развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным

алгоритмом.

Предметные результаты:

  • овладение геометрическим языком, развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира;

  • развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • усвоение элементарных знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также развитие умения на наглядном уровне применять систематические знания о них для решения простейших геометрических и практических задач.

  • формирование умения изображать геометрические фигуры на бумаге.

Виды и формы контроля:

В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет обучающимся возможность самим проверить, как ими усвоен изучаемый материал. В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения вопросов курса. Формой итогового контроля после изучения каждого раздела может стать проверочная работа в виде практической работы, собеседования, реферата, проекта, тестовой работы.

Используется безотметочная система, но дети готовят сообщения, проекты, презентации.

Содержание программы:

1. Введение.

Первые шаги в геометрии. История возникновения и развития геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Пространство и размерность.

2. Геометрические фигуры на плоскости.

Простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, плоскость, прямоугольник, квадрат, треугольник. Понятие отрезка и графика. Координатная плоскость, координатные оси, их взаимное расположение, координатные четверти. Строить точки по заданным координатам, находить точки по заданным координатам, правильно наносить координаты на координатную плоскость.. Задачи на разрезание и складывание плоских фигур.

3. Занимательная геометрия.

Задачи со спичками, головоломки. Понятие «мозаика», кубики Сома понятием «полимино» и их типами: пентамино, состоящее из 5 клеток и гексамино, состоящее из 6 клеток. Понятие «иллюзия зрения». Понятие «топология». Фигуры одним росчерком пера. Лист Мёбиуса, свойства листа Мёбиуса. Зашифрованная переписка. Вид шифровки способом решётки.

4. Измерение геометрических величин.

Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Единицы измерения площади, объема. Объем куба, параллелепипеда. Развертки куба, параллелепипеда. Способы нахождения площади комбинированных фигур.

5. Симметрия.

Осевая и центральная симметрия. Определение фигур, обладающих осью симметрии. Построение симметричных фигур. Использование симметрии в жизни человека. Симметрия в природе. Орнамент.


Учебно-тематический план


Раздел

Количество часов

Всего часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Введение.

1

0

1

2

Геометрические фигуры на плоскости.

3

7

10

3

Занимательная геометрия.

2

7

9

4

Измерение геометрических величин.

3

5

8

5

Симметрия.

2

3

5

6

Заключение.

0

2

2

итого

11

24

35

Календарно-тематическое планирование



Раздел программы

Тема занятия

Описание примерного содержания занятий

Дата

проведения

Практический выход

по плану

факту

1

Введение.

Вводное занятие. Начальные геометрические сведения.

Правила техники безопасности на занятиях. История возникновения и развития геометрии. Пространство и размерность. Различия между плоскими и объемными фигурами.

1 нед



2

3

4

5

6

Геометрические фигуры на плоскости.

Разрезание и складывание плоских фигур.

Методы решения задач на разрезания, Равновеликость фигур.

Уметь: решать задачи на разрезание, развивать логическое мышление

2 нед

3 нед

4 нед

5 нед

6 нед


Разработка групповых и индивидуальных проектов.

7

Геометрические фигуры на плоскости.

Точки и ломаные.

Простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, отрезок, луч, плоскость. Обозначение точки и ломаной. Взаимное расположение точек на прямой.

Уметь: решать задачи с использованием чертежа, чертить, не отрывая карандаша от бумаги.

7 нед



8

Геометрические фигуры на плоскости.

Сложи квадрат.

Понятие квадрат, свойства квадрата. Разрезать фигуру и складывать из полученных частей квадрат.

Уметь: путём проб отыскивать верное решение.

8 нед



9

10

Занимательная геометрия.

Упражнения со спичками.

Трансформация фигур при перекладывании спичек. Приёмы и правила решения задач со спичками.

Уметь: решать задачи со спичками, практическим путём уметь предвидеть как перекладывая спички добиться нужного результата.

9 нед

10 нед


Разработка групповых и индивидуальных проектов

11

Геометрические фигуры на плоскости.

Отрезок и графики.

Понятие отрезка и графика. Координатная плоскость, координатные оси, их взаимное расположение. Нахождение чисел по их сумме, используя отрезки.

Уметь: решать задачи на нахождение чисел по их сумме, используя отрезки, уметь читать графики.

11 нед



12

Измерение геометрических величин.

Задачи с возможными жизненными ситуациями.

Понятие площади, площадь прямоугольника и квадрата. Единицы измерения площади. Понятие прямоугольного параллелепипеда и его объёма. Единицы измерения объёма. Геометрические фигуры и нестандартные способы нахождения их площадей и объёмов.

Уметь: находить способы решения задач с возможными жизненными ситуациями.

12 нед



13

Измерение геометрических величин.

Площади комбинированных фигур.

Понятие площади, площадь прямоугольника и квадрата. Единицы измерения площади. Способ нахождения площади треугольника с опорой на знание площади прямоугольника. Способы нахождения площади комбинированных фигур.

Уметь: находить площади комбинированных фигур с опорой на знание площади прямоугольника.

13 нед



14

Измерение геометрических величин.

Равные фигуры. Деление треугольника на равные части.

Понятие равных фигур. Построение равных фигур.

Уметь: решать задачи на построение равных фигур, применяя элементы исследования.

14 нед



15

Измерение геометрических величин.

Комбинированные фигуры. Вычисление площади комбинированной фигуры.

Понятие площади, площадь прямоугольника и квадрата. Единицы измерения площади. Определение трапеции, параллелограмма. Способы нахождения площади комбинированных фигур.

Уметь: решать задачи на вычисление площади комбинированной фигуры.

15 нед


Разработка групповых и индивидуальных проектов

16

17

Измерение геометрических величин.

Конструирование фигур из прямоугольных параллелепипедов. Вычисление объемов этих фигур.

Понятие прямоугольного параллелепипеда и его объёма. Единицы измерения объёма. Способ нахождения объёмов твёрдых тел без применения формул.

Уметь: находить объёмы фигур, используя развёртки прямоугольного параллелепипеда.

16 нед

17 нед



18

Занимательная геометрия.

Мозаики. Головоломки Сома.

Понятие «мозаика», кубики Сома, виды фигур, которые можно собрать из кубиков Сома.

Уметь: выполнять мозаичные рисунки.

18 нед


Разработка групповых и индивидуальных проектов

19

20

Занимательная геометрия.

Полимино.

Познакомить с понятием «полимино» и их типами: пентамино, состоящее из 5 клеток и гексамино, состоящее из 6 клеток.

Уметь: решать задачи, связанные с полимино, играть в игры связанные с полимино

19 нед

20 нед



21

Занимательная геометрия.

Иллюзии зрения.

Понятие «иллюзия зрения», представление о параллельных прямых.

Уметь: проверять очевидные с первого взгляда факты, как параллельность прямых.

21 нед



22

Занимательная геометрия.

Задачи комбинаторной геометрии. Покрытия и разрезания.

Представление о комбинаторной геометрии, понятия «покрытие», «пентамино»; методы решения задач на разрезания.

Уметь: решать задачи на разрезание и покрытие.

22 нед



23

Занимательная геометрия.

Введение в топологию. Лист Мебиуса.

Понятие «топология», представление о листе Мёбиуса, свойства листа Мёбиуса.

Уметь: решать топологические задачи, изготавливать лист Мебиуса.

23 нед


Разработка групповых и индивидуальных проектов

24

Занимательная геометрия.

Зашифрованная переписка.

Вид шифровки способом решётки.

Уметь: создавать новые решетки, применять способ решетки при шифровке текста.

24 нед



25

26

Симметрия.

Осевая симметрия.

Понятие равенство фигур, симметрия, осевая симметрия; виды фигур, обладающих осью симметрии; использование центральной симметрии в жизни человека.

Уметь: строить симметричные фигуры относительно оси; распознавать осевую симметрию в архитектуре и природе.

25 нед

26 нед



27

28

Симметрия.

Центральная симметрия.

Понятие симметрии, центральная симметрия; виды фигур, обладающих центром симметрии, центр симметрии прямоугольника; использование центральной симметрии в жизни человека.

Уметь: строить центрально-симметричные фигуры, используя свойство центра симметрии прямоугольника; распознавать центральную и осевую симметрию в архитектуре и природе.

27 нед

28 нед



29

Симметрия.

Орнаменты.

Представление о центральной, осевой симметрии, параллельном переносе. Понятие «орнамент», «бордюр», способы построения орнамента.

Уметь: выполнять орнаменты, бордюры.

29 нед


Разработка групповых и индивидуальных проектов

30

31

Измерение геометрических величин.

Секреты квадрата и куба.

Понятие развёртки куба, метод трёх проекций для изображения объёмных тел.

Уметь: представлять сначала с помощью развёрток куба раскраску граней куба, а потом по раскраске куба с заданными условиями представлять развёртки; раскрашивать развёртки согласно условию задачи.

30 нед

31 нед



32

33

Геометрические фигуры на плоскости.

Координатная плоскость.

Координатная плоскость, координатные оси, их взаимное расположение, координатные четверти.

Уметь: строить точки по заданным координатам, находить точки по заданным координатам, правильно наносить координаты на координатную плоскость.

32 нед

33 нед



34

35

Заключение.

Творческий проект. Зачетное занятие.

Защита творческих заданий, проектов.

Игра «Геометрический лабиринт». Заключительный урок.

34 нед

35 нед


Защита творческих заданий, проектов.






Информационно-методическое обеспечение


Методические пособия:

1.Фотина И.В. Введение в геометрию 6 класс-В.: «Учитель»,2010.-143с.

2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. - (Стандарты второго поколения).


Литература для учителя:

  1. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский [и др.] ; под ред. В. А. Горского. - М. : Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

  2. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. - М. : Просвещение, 2011


Литература для учащихся:

  1. Гарднер, М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки / М. Гарднер ; сокр. пер. с англ. В. С. Бермана ; под ред. Г. Е. Шилова. - М. : Наука, 1978.

  2. Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку : учеб. пособие для 5-6 классов общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. - М. : Просвещение, 2006

  3. Шарыгин, И. Ф. Наглядная геометрия. 5-6 классы : пособие для общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева. - М. : Дрофа, 2010

  4. Рабинович, Е. М. Геометрия. 7-9 классы. Задачи и упражнения на готовых чертежах : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Е. М. Рабинович. - М. : Илекса, 2010

  5. Едуш, О. Ю. Геометрия. 7 класс. Подсказки на каждый день / О. Ю. Едуш. - М. : Владос, 2001.





Интернет-ресурсы:

  1. Григорьев, Д. В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - Режим доступа : tiuu.ru/content/pages/228.htm

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru

  3. Математика : учеб.-метод. газ. - М. : ИД «Первое сентября», 1999, 2003, 2004. - Режим доступа : mat.1september.ru

  4. Методики игровой педагогики. - Режим доступа : summercamp.ru

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - Режим доступа : standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

  6. Физкультпаузы на уроках и дома. - Режим доступа : trud-prk.narod.ru/p59aa1.html



Оборудование:

  1. Набор геометрических фигур;

  2. Компьютер, мультимедийный проектор;

  3. Таблицы по геометрии для 7 класса;

  4. Подборка дидактического раздаточного материала к каждому занятию;

  5. Подборка ЦОР.

6


© 2010-2022