- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока геометрии «Египетский треугольник »
Конспект урока геометрии «Египетский треугольник »
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бусева О.А. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Выполнила:
Бусева О.А.
Учитель математики
Конспект урока геометрии «Египетский треугольник »
ТЕМА « ТЕОРЕМА ПИФАГОРА»
Цели урока:
Образовательная - изучить теорему Пифагора, создав проблемную ситуацию и решить проблему, используя практические навыки работы с моделями, научить учащихся применять теорему при решении задач,
Воспитательная - развитие интереса к математике через знакомство с деятельностью Пифагора .
Развивающая - учить детей рассуждать, выдвигать гипотезы и разрешать их, изобретать, анализировать, сравнивать, то есть активизировать их процесс мышления.
Оборудование к уроку:
-
компьютер, м/м установка , инструменты,
-
презентации,
-
газета о "Пифагоре",
-
модели, верёвка, .
Структурный элемент урока
Используемые методы
Роли преподавателя
Позиции учащихся
Результат
Погружение
ЗУХ, проблемное обучение.«мозговой штурм»
Проектировщик и организатор проблемной творческой ситуации
Субъект групповой творческой деятельности
Таблица с частично заполненными столбцами
Осмысление
Частично-поисковый
метод, .«мозговой штурм»
Модератор
Субъект самостоятельной учебно-исследовательской деятельности
Самостоятельно доказанная теорема
Закрепление
Частично-поисковый
метод
Консультант
Субъект самостоятельной учебно-исследовательской деятельности
Изобретение инструмента
Рефлексия
ЗУХ
Эксперт
Субъект самостоятельной проектной деятельности
Таблица с заполненными столбцами
Ход урока
1. Организационный момент.(Погружение)
Здравствуйте ,дети. Прежде чем начать урок, я хочу увидеть вашу готовность к уроку: сколько предметов у вас на парте?
Мне интересно, какое у вас настроение?
Хорошо , теперь можно начинать урок . В тетради построим таблицу из трёх колонок.
В конце урока она должна быть заполнена.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Теперь давайте поиграем. Представьте , что мы попали на необитаемый остров, что бы нас спасти , лётчик поставил условие что бы взлётная площадка была строго прямоугольной формы и с размерами 30м. на 40м.Вы считаете, что это просто, давайте повторим тот материал , который нам понадобиться при решении данной задачи и заполним колонки таблицы.(слайд)
У нас возникла проблемная ситуация : чтобы построить прямоугольник надо построить прямой угол., Как?
- Давайте разберемся в ситуации, исследуем её, и определим, что надо знать , что бы справиться с проблемой..
2. Новый материал. (Осмысление)
Пришли к выводу , что нам не хватает знаний, даю вам подсказку в виде Т. Пифагора.
Открываем учебник на странице 126 и читаем предложенную формулировку теоремы Пифагора:
"В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов".
Таким образом подошли к теме урока, которую вы без труда сформулируете сами.
Открываем тетради и записываем тему урока « Теорема Пифагора»(слайд)
Эпиграфом к уроку я выбрала слова И.Кеплера «…Геометрия владеет двумя сокровищами - теоремой Пифагора и золотым сечением….»(слайд)
С одним из сокровищ мы и будем с вами работать.Но прежде чем с этой теоремой работать м ыдолжны быть уверены, что она правильная. Пифагор её доказал , теперь попробуем доказать и мы.
Проведём практическую работу , постройте с помощью циркуля и линей прямоугольный треугольник по двум катетам ( 1-ряд :3 и 4, 2ряд: 6 и 8 , 3ряд:4.5 и 6) (слайд)
1.Измерьте гипотенузу.
2.Запишите в строчку данные. 3 4 5
6 8 10
4,5 6 7,5
3.Возведите в квадрат все значения.
4. Найдите закономерность. ( )
5.Кто сможет сделать вывод?( В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов
А какой треугольник мы рассматриваем? ( Да., эта теорема только для прямоугольных треугольников.)
Вернёмся к нашей задаче. Скажите, чему же будет равна диагональ нашего прямоугольника? ( 5 м.)
Следовательно нам сейчас достаточно построить прямоугольный треугольник и половина прямоугольника построен. Не просто так вам дана верёвка. С помощью этой верёвки и Т. Пифагора изобретите устройство, которое позволит нам проверить , что построенный угол прямой. Работа в группах 1 и 2 парта, 3и 4парты и т. Д.)
Да. Правильно. Это устройство носит название «Египетский треугольник»
Истор. справка: Землемеры Древнего Египта для построения прямого угла пользовались следующим приёмом. Бечёвку узлами делили на 12 равных частей и концы связывали. Затем бечёвку растягивали на земле так, что получался треугольник со сторонами 3, 4 и 5 делений. Угол треугольника, противолежащий стороне с 5 делениями, был прямой. ) В связи с указанным способом построения прямого угла треугольник со сторонами 3, 4 и 5 ед. иногда называют египетским.(слайд)
Интересна история Т. Пифагора.
Хотя эта теоремами связывается с именем Пифагора, она была известна задолго до него. В Вавилонских текстах эта теорема встречается за 1200 лет до Пифагора. Возможно , что тогда ещё не знали её доказательства , а соотношение между гипотенузой и катетами было установлено опытным путём на основе измерений. Пифагор по видимому нашёл доказательство этого соотношения. Сохранилось древнее предание, что в честь своего открытия Пифагор принёс в жертву богам быка, по другим свидетельствам 100 быков (слайд)
На протяжении последующих веков были найдены ещё более 100 доказательств.
Вернёмся к задаче, теперь вы без труда построите прямоугольник и сможете доказать, что угол у фигуры построен правильно.
Для закрепления теоремы решите следующие задачи. Теорема Пифагора имеет большое практическое значение. Очень часто она применяется при решении задач и чтобы решать сложные задачи, надо научиться решать задачи простые. Я предлагаю вам задачи, в которых надо найти неизвестные катет или гипотенузу, используя теорему.
Задача 1.Заполнить таблицу.
a
c
6
8
1
1
12
15
12
20
Задача 2. Найти х.
Задача3: В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС=16см. высота ВН=6см.Найдите боковую сторону.
Задача 4. Используя данный рисунок докажите Т. Пифагор
Историческая справка «Теорема Невесты»
3. Итоги урока. (Рефлексия)Наш урок подходит к концу. Осталось подвести итог. Для этого вернёмся к таблице ЗУХ и заполним третью колонку.
Узнали: терему Пифагора, её применение, о Пифагоре, как построить прямой угол.
-
Домашнее задание. 1. Найти ещё 3 доказательства теоремы.
2.Придумать задачу, в решении которой применяется
Т. Пифагора.