Система работы школы по подготовке учащихся к экзаменам по математике

В Концепции развития математического образования в Российской Федерации отмечена роль математики в современном мире и России. Сказано, что «математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе логическое мышление, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математиче...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы школы

по подготовке учащихся к экзаменам по математике

В Концепции развития математического образования в Российской Федерации отмечена роль математики в современном мире и России. Сказано, что «математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе логическое мышление, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе».

Математика - одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету. Перед нашими учителями стоит вопрос: «Как сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя уверенно на уроках, развивал свой творческий потенциал и был успешен на итоговой аттестации по математике?» Рецептов много, каждый выбирает их для себя сам.

На сегодняшний день наблюдается снижение уровня подготовки учащихся, о чем свидетельствуют результаты ЕГЭ. Это заставляет наших учителей пересмотреть свою работу, искать новые, более эффективные формы и методы обучения.

Государственная итоговая аттестация по математике - это результат работы ученика и учителя на протяжении пяти - семи лет обучения в школе, и подготовка к ней является важной составляющей учебного процесса. Поделюсь, как у нас в школе готовят выпускников к ОГЭ и ЕГЭ по этому предмету.

Принимая учащихся в 5 класс, с разным темпом продвижения в обучении, учитель вынужден решать сложную педагогическую задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения. В этих условиях ориентация на максимальный объем усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. Они находятся в дискомфортном положении и не справляются с учебой; развивается чувство собственной неполноценности, которое по законам психологии требует вытеснения, поиска удовлетворения в других сферах.

«В чем же причина низкого качества подготовки по математике?». Одна из них - в низкой мотивации изучения предмета. Практическая деятельность в обучении математике у нас главная часть учебного процесса. Учителя школы позволяют учащимся активно действовать: сравнивать, выявлять сходства и отличия, «придумывать» выход из затруднения, объяснять закономерность, действовать по образцу. В результате развиваются мышление, речь, творческие способности. То есть развивается личность ребенка. В концепции общего среднего образования отмечено, что дифференциация обучения является залогом максимального развития детей с самыми разными способностями.

Выходом из сложившейся ситуации является дифференцированный подход к обучению учащихся на основе выделения уровня математической подготовки, обязательного для каждого ученика школы. Имеем в виду, что ограничение требований к части учащихся, связанное с ориентацией на обязательный минимум знаний, не означает ослабления учебной дисциплины или снижения требовательности к сильным учащимся.

В начале и в конце каждого учебного года мы проводим мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся.

Для того чтобы достичь хороших результатов, наши учителя:

  • на каждом уроке проводят обязательный устный счет. Главное условие здесь - систематичность. Во время устной работы половину повторяемого материала можно отработать в течение 5-7 минут. Устный счет всегда проводят так, чтобы ребята начинали с легкого, затем выполняли более сложное;

  • включают в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным;

  • в содержание текущего контроля включают экзаменационные задачи;

  • итоговое повторение по темам строят исключительно на отработке умений и навыков, необходимых для получения положительной отметки на экзамене;

  • изменяют систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.

При изучении нового материала и закреплении: первый урок проводят одинаково для всех, на следующих уроках проводят разноуровневую работу. Уровень 1 - возвращаются к основным моментам, повторяют снова теоретический материал и решают простейшие задания. Уровень 2 - сосредотачиваются на упражнениях, которые требуют решения, старания и понимания основных положений тем и умений. Задания уровня 3 - переходят от обязательных к творческим.

Карточки-консультанты с зашифрованной на них информацией помогают учащимся эффективнее усваивать новый учебный материал. При этом пассивное обучение сменяется на уроке активной мыслительной деятельностью всех учащихся. Таким образом, карточки как средство индивидуализации обучения могут в корне улучшить условия для сознательного усвоения всеми школьниками изучаемого материала.

Закрепление пройденного материала проводят следующим образом: дети уровня 3 работают по карточкам индивидуально, уровня 2 - работают в группах, а учащиеся уровня 1 работают у доски с учителем.

Домашняя работа так же разноуровневая: уровню 1 - соответствуют обязательным результатам обучения, уровню 2 - такие же задания плюс еще более сложные задачи и упражнения из учебника, для уровня 3 - задания из учебника дополняются творческими задачами из учебных пособий.

Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить в нужный момент помощь. Этому способствует групповая форма работы. Дети в группах организованы с разным уровнем развития: средний - низкий, высокий - средний. Все группы получают задания. Затем каждая группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу. Таким образом, абсолютно все ученики всё полезное время потратили на достижение главной цели урока.

На уроках большое внимание наши учителя уделяют задачам прикладной математики. Они насыщают рабочие программы практико-ориентированными умениями, выстраивают систему изучения практической, жизненно важной математики во все школьные годы. В последние годы у учителей сформировалось понимание того, какие именно практико-ориентированные задания необходимо включать в повседневную работу.

Наши математики практикуют в своей работе зачёты по темам, что положительно сказывается на подготовке к экзаменам. Зачеты проводят в конце темы в виде теста, который составлен из задач трех уровней.

При этом необходимо помнить, что кроме тестовых заданий на выбор правильного ответа из числа предложенных, существуют и другие виды тестов, требующие от учащихся значительно более тщательной подготовки и осмысления материала. Тестирование не заменяет традиционные методы педагогического контроля, а оптимально их дополняет и преодолевает существующие проблемы.

Уроки итогового повторения строятся следующим образом. На занятиях разбираются типовые задачи по 2-3 темам. На дом задаются аналогичные задания. На следующем уроке выясняются затруднения, которые возникли у учеников, прорабатывают эти задачи. Затем даётся проверочная работа. Ученики, не сдавшие зачёт, обязаны дома проработать новый вариант и сдать зачёт на дополнительном занятии.

После каждой работы информация доводится до родителей. Им сообщаются даты проведения дополнительных занятий, что позволяет следить за подготовкой к диагностическим работам, своевременно принимать меры по коррекции знаний учащегося. Через определённое число уроков проводится тренировочная работа по целому блоку тем, анализируется, корректируется и проводится зачетная работа по данному блоку. Затем цикл повторяется по другим темам. После итогового повторения проводятся (две) предэкзаменационные работы в условиях, приближённых к экзаменационным.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала. Система контроля знаний, умений и навыков учащихся позволяет нашим учителям постоянно получать информацию об уровне усвоения учебного материала по каждой теме, своевременно принимать меры по восполнению пробелов; и повышать мотивацию учащихся к учебе; а также, привлекать внимание родителей непосредственно к учебному процессу, повышать их ответственность за обучение детей. Использование индивидуального рейтинга как основного показателя успехов в обучении, рождает состязательность в учебе, положительно влияет на мотивацию учащихся.

По рекомендации учителей школы многие учащиеся самостоятельно занимаются дома, отрабатывая материал из открытого банка заданий ОГЭ и ЕГЭ по математике (mathege.ru). Здесь есть каталог по заданиям, по содержанию, по умениям. На страницах этого сайта можно выполнять тренировочные и диагностические работы в режиме on-line. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе, независимо от объёма работы и скорости её выполнения остальными.

Несомненно, ведущая роль в конструировании форм организации обучения принадлежит учителю. Он подбирает оптимальное сочетание методов, средств обучения, стиль деятельности в соответствии с особенностями учащихся, целями обучения. Многое зависит от его профессионализма, личностных качеств, умения взаимодействовать с учащимися.

Конечно же, данная система работы требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, проверку работ и проведение дополнительных занятий. Но если педагог заинтересован в улучшении результатов своего труда, ему необходимо совершенствовать систему подготовки и контроля уровня знаний и умений учащихся.

В завершении хочу сказать, что мы не считаем систему обучения, сложившуюся в школе идеальной. Все время что-то изменяется, изучаем новые методы, ищем новые подходы, иногда возвращаемся к прошлому, т.к. в истории преподавания математики немало интересного.

Самое главное - вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься математикой в дальнейшем.

Нового я ничего не сказала. Но уверена. Что любовь к детям, добросовестное отношение учителя к своим обязанностям даст положительные результаты.











© 2010-2022