- Преподавателю
- Математика
- Программа математика 5-6 класс ФГОС
Программа математика 5-6 класс ФГОС
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Емельянова Т.Л. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА»
5-6класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК « Математика-5» и « Математика-6» . Математика.5 , А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В. Буцко; М- Вентана -Граф 2015г. И «Математика.6 , А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В. Буцко; М- Вентана -Граф .
1. Пояснительная записка
Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предметов обусловливает и ее особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. При этом когнитивная составляющая данного курса позволяет обеспечить как требуемый государственным стандартом необходимый уровень математической подготовки, так и повышенный уровень, являющийся достаточным для углубленного изучения предмета.
Вместе с тем ,очевидно, что положение с обучением предмету « Математика» в основной школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания свидетельствует, что школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся.
Для решения этой проблемы в основу настоящей программы положено педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции образовательной программы « Школа 2100».
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения , соответствующая современным представлениям
о целях школьного образования и уделяющая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям, а также:
А.Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса
обучения.
Б. Культурно- ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции
знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культуру стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно -
познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося; принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
-
Цели реализации программы:
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование:
- личностно ориентированных принципов: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.
- культурно-ориентированных принципов: принцип целостной картины мира; принцип целосности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировачной функции знаний; принцип опоры на культуры как мировоззрение и как культурный стереотип.
- деятельностно ориентированного принципа: принцип обучения деятельности; принцип перехода от совместной учебно познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося(зона ближайшего развития);принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества,
как предметных умений ,так и универсальных учебных действий школьников ,а также способствует достижению определенных во ФГОС личностных результатов,
которые в дальнейшем позволяет учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных
задач.
-
Задачами реализации программы учебного предмета являются:
1.обеспечение в процессе изучения предмета условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образование всеми обучающимися ,в том числе обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
2. создание в процессе изучения предмета условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных;
3.создание в процессе изучения предмета условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
4. включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирование у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
5. создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности;
6.создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
7.знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
8.формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и эксперементальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
9. овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод. результат экспериментальной проверки;
10. понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
2. Общая характеристика учебного предмета » Математика».
В основе содержания обучения математики лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной. организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций выделены главные содержательно - целевые направления развития учащихся средствами предмета « Математика».
Предметная компетенция.
Под предметной компетенцией понимается осведомленность школьников о системе основных математических представлений и овладения ими необходимыми предметными умениями. Формируются
Следующие образующие эту компетенцию представления: о математическом языке как средстве выражения математических законов, закономерностей и т.д.; о математическом моделировании как одном из важных методов познания мира. Формируется следующие образующие эту компетенцию умения: создавать простейшие математические модели, работать с ними и интерпретировать полученные результаты: приобретать и систематизировать знания о способах математических задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач.
Коммуникативная компетенция.
Под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и четко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения , вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в тоже время подвергая ее критическому анализу, отстаивать свою точку зрения, выстраивая систему аргументации. Формируются образующие эту компетенцию умения извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая ее при необходимости в другие формы.
Организационная компетенция. Под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу , разбивать ее на составные части, на которых будут основываться процесс ее решения, анализировать результат действия ,выявлять допущенные ошибки и неточности ,исправлять их и представлять полученный результат в форме, легкой и доступной для восприятия других людей.
Общекультурная компетенция.
Под общекультурной компетенцией понимается осведомленность школьников о математике как элементе общечеловеческой культуры, ее месте в системе других наук, а также ее роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: об уровнях развития математики на разных исторических этапах; о высокой практической значимости математики с точки зрения создания и развития материальной культуры человечества, а также о важной роли математики с точки зрения формирования таких важнейших черт личности ,как независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели.
3. Описание место учебного предмета, курса в учебном плане
Базисный учебный ( образовательный) план на изучение математики в 5-6 классах основной школы отводит 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 204 часов( при 34 неделях обучения).Учебное время может быть увеличено до 6 часов в неделю за счет вариативной части базисного плана.
3.1.Количество часов по математике в 5-6 классах -6.Всего за год - 210 часов( если 35 рабочих недель). Обязательных контрольных работ- 11.
3.2.В 5-6 классах по новой программе необходимо в начале и в конце учебного года выделять повторение. Необходимо
Ввести промежуточную аттестацию по предмету, чтобы определить качество и успеваемость учащихся.Разработать и проводить диагностические работы с полным их анализом.
1.Диагностическая контрольная работа-1( сентябрь);
2.Контрольная работа за І полугодие -1( декабрь);
3. Итоговая контрольная работа- 1(май).
3.4. В 5-6 классах предусмотрена проектная деятельность ,которая непосредственно связана с основным предметом. Эти два раздела имеют одну базу УМК, т.е учебник: « Математика.5 , А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В. Буцко; М- Вентана -Граф 2015г. В данном учебнике предоставлено большое количество заданий творческого плана, моделированию, а также задач из раздела Мудрая Сова для подготовки учащихся к олимпиадам.
3.5. Данного количества часов достаточно для того ,чтобы ученик в дальнейшем смог прейти к профильному обучению. Данная программа способствует поддержке приоритетного направления обучения по выбору учащихся, организация системы предпрофильной подготовки.
№ п/п
Класс
5
Раздел курса
По программе ( кол-во часов)
По рабочей программе ( кол-во часов)
1.
Натуральные числа
23
23
2.
Сложение и вычитание натуральных чисел.
38
38
3.
Умножение и деление натуральных чисел.
45
45
4.
Обыкновенные дроби.
20
20
5.
Десятичные дроби.
55
55
6.
Повторение и систематизация знаний учебного материала.
29
29
Всего:
210
210
6
1.
Делимость натуральных чисел.
22
22
2.
Обыкновенные дроби.
47
47
3.
Отношения и пропорции.
35
35
4.
Рациональные числа и действия над ними.
79
79
5.
Повторение и систематизация учебного материала.
27
27
Всего:
210
210
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса математики.
Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личостных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма. уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных ученых в развитие мировой науки;
2. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3.осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальности траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4. умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5. критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
6.независимость и критичность мышления;
7.воля и настойчивость в достижении цели;
Средством достижения этих результатов является:
- система заданий учебников;
- представление в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
- использование совокупности технологий ,ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления:
Технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса « Математика» является формирование универсальных учебных действий ( УУД).
Регулятивные УУД:
5-6-й классы
-
Умение самостоятельно определить цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, определять способы действие в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
3. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4.умение устанавливать причинно- следственные связи , строить логическое рассуждение ,умозаключение( индуктивное, дедуктивное и по аналогии0 и делать выводы.
5. развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6. первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7. умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах , в окружающей
жизни;
8. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем,
и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной форме , принимать решение
в условиях неполной или избыточной ,точной или вероятностной информации;
9. умение понимать и использовать математические средства наглядности ( графики, таблицы, схемы и др.).
10. умение выдвигать гипотезы при решении задачи ,понимать необходимость их проверки;
11.понимание сущности алгоритмических предписаний и умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Исходя из этого мы можем более коротко сформулировать регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности , выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать ( и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных , а также искать их самостоятельно;
- составлять ( индивидуально или в группе) план решения проблемы ( выполнения проекта);
- работая по плану ,сверять свои действия с целью и, при необходимости ,исправлять ошибки самостоятельно ( в том числе и коррективать план);
- в диалог с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Пзнавательные УУД:
5-6-й классы
-анализировать ,сравнивать ,классифицировать и обобщать факты и явления;
- осуществлять сравнения, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций; строить классификацию путем дихотомического деление( на основе отрицание);
- строить логически обоснованное рассуждение ,включающее установление причинно- следственных связей;
- создавать математические модели;
- составлять тезисы , различные виды планов ( простых, сложных и т.п.) . Преобразовать информацию из одного вида в другой ( таблицу в текст, диаграмму и пр.).
- вычитать все уровни текстовой информации.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- понимая позиция другого человека, различать в его речи: мнение ( точку зрения),доказательство ( аргументы),факты;
гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения ( изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно - аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задание учебника, позволяющие продвигаться по всем шести линиям развития.
1-я ЛР - Использования математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.
2-я ЛР Совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
3-я ЛР - Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
4-я ЛР - Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
5-я ЛР - независимость и критичность мышления.
6-я ЛР - Воля и настойчивости в достижении цели.
Коммуникативные УУД:
5-6-й классы
- самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе( определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
- отстаивая свою точку зрения ,приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признать ошибочность своего мнения ( если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи; мнение ( точку зрения), доказательство( аргументы, факты; гипотезы,
аксиомы, теории;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога( побуждающий и подводящий диалог ) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
4.2. Предметные результаты
1. осознание значение математики для повседневной жизни человека.
2. представление о математической науке как сфера математической деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
3.развитие умений работать с учебным текстом( анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделом содержания;
5. практически значимые математические умения и навыки, их применения к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:
- выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями,
- решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
- изображать фигуры на плоскости;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объемы фигур;
- распознать и изображать равные и симметричные фигуры;
- проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
- использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
- строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
- читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы ( столбчатой или круговой), в графическом виде;
- решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
5. Содержание курса математики 5-6 классов
Содержание математического образования в 5-6 классах представлено в виде следующих содержательных разделов:
« Арифметика»,» Числовые и буквенные выражения. Уравнения», « Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин»,» Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи»,» математика в историческом развитии».
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных
дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения
пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел.
Содержание раздела « Числовые и буквенные выражения. Уравнения» формирует знания о математическом языке .
Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.
Содержание раздела « Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин» формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической речи, развивает пространственное воображение и логическое мышление.
Содержание раздела « Элемента статистики, вероятности. Комбинаторные задачи»- обязательный компонент
Школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
Раздел « Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников ,для создания культурно-исторической среды
Натуральные числа
- Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округления натуральных чисел.
- Координатный луч.
- Сравнения натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.
- Умножения и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деления с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
- Делители и кратные натуральные числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2,на 3, на 5, на 9,на 10.
- Простые и составные числа. Разложения чисел на простые множители.
- Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
- Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождения числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
- Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
- Десятичные дроби. Сравнения и округления десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
- Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление чисел в данном отношении. Масштаб.
- Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональная зависимости.
- Проценты, нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
- Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа
- Положительные ,отрицательные числа и число нуль.
- Противоположные числа. Модуль числа.
- Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические
действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.
- Координатная прямая. Координатная плоскость.
Величины. Зависимости между величинами.
- Единицы длины, площади, объема, массы, времени, скорости.
- Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисление по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
- Числовые выражения. Значения числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведения подобных слагаемых. Формулы.
- Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи.
- Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков.
- Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
- Случайное событие . Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.
Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин.
- Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины .
Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.
- Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
- Прямоугольник . Квадрат. Треугольник. Виды треугольников. Окружность и круг. Длина окружности. Число П.
- Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
- Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры разверток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объема. Объем прямоугольного параллелепипеда и куба.
- Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые.
- Осевая и центральная симметрии.
Математика в историческом развитии.
-Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначения цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введения метра как единицы длины. Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел.
Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел.
Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н. Колмогоров.
6. Примерное тематическое планирование. Математика .5 класс
(І вариант,5 часов в неделю, всего 175 часов )
( ІІ вариант, 6 часов в неделю, всего 210 часов)
№
п/п
Содержание учебного материала
Количество часов
І
ІІ
Повторение
9
20
Глава 1 Натуральные числа
20
23
№
п/п
Содержание учебного материала
Количество часов
І
ІІ
1.
Ряд натуральных чисел
2
2
2.
Цифры. Десятичная запись натуральных чисел.
3
3
3.
Отрезок. Длина отрезка.
4
5
4.
Плоскость. Прямая. Луч.
3
4
5.
Шкала. Координатный луч.
3
3
6.
Сравнение натуральных чисел.
3
4
Повторение и систематизация учебного материала
1
1
Контрольная работа №1
1
1
Глава 2 Сложение и вычитание натуральных чисел
33
38
7.
Сложение натуральных чисел. Свойства сложения.
4
5
8.
Вычитание натуральных чисел.
5
6
9.
Числовые и буквенные выражения. Формулы.
3
3
Контрольная работа №2
1
1
10.
Уравнение.
3
4
11.
Угол. Обозначение углов.
2
2
12.
Виды углов. Измерение углов.
5
5
13.
Многоугольники. Равные фигуры.
2
3
14
Треугольник и его виды.
3
4
15
Прямоугольник. Ось симметрии фигуры.
3
3
Повторение и систематизация учебного материала
1
1
Контрольная работа № 3
1
1
Глава 3 Умножение и деление натуральных чисел
37
45
16.
Умножение. Переместительное свойство умножения.
4
5
17.
Сочетательное и распределительное свойства умножения.
3
4
18.
Деление.
7
8
19.
Деление с остатком.
3
3
20.
Степень числа.
2
3
Контрольная работа №4
1
1
21
Площадь .площадь прямоугольника.
4
5
22.
Прямоугольный параллелепипед. Пирамида.
3
4
23.
Объем прямоугольного параллелепипеда.
4
5
24.
Комбинаторные задачи.
3
4
Повторение и систематизация учебного материала.
1
1
Контрольная работа № 5
1
1
Глава 4 Обыкновенные дроби
18
20
25.
Понятие обыкновенной дроби.
5
6
26.
Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей.
3
3
27.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
2
2
28.
Дроби и деление натуральных чисел.
1
1
29.
Смешанные числа.
5
6
Повторение и систематизация учебного материала
1
1
Контрольная работа№6
1
1
Глава 5 Десятичные дроби
48
55
30.
Представление о десятичных дробях.
4
5
31.
Сравнение десятичных дробей.
3
4
32.
Округление чисел. Прикидки.
3
3
33.
Сложения и вычитание десятичных дробей.
6
7
Контрольная работа №7
1
1
34.
Умножения десятичных дробей.
7
8
35.
Деление десятичных дробей
9
10
Контрольная работа №8
1
1
36.
Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
3
3
37.
Проценты. Нахождение процентов от числа.
4
5
38.
Прохождение числа по его процентам.
4
5
Контрольная работа №9
1
1
Повторение и систематизация учебного материала
10
20
Упражнение для повторение курса 5 класса.
18
28
Контрольная работа № 10.
1
1
Примерное тематическое планирование. Математика. 6 класс
( І вариант, 5 часов в неделю, всего 175 часов;
ІІ вариант, 6 часов в неделю, всего 210 часов)
№
п/п
Содержание учебного материала
Количество часов
І
ІІ
Глава 1 Делимость натуральных чисел
17
22
1.
Делители и кратные
2
3
2.
Признаки делимости на 10.на 5 и на 2.
3
3
3.
Признаки делимости на 9 и на 3.
3
4
4.
Простые и составные числа.
1
2
5.
Наибольший общий делитель.
3
4
6.
Наименьшее общее кратное.
3
4
Повторение и систематизация учебного материала
1
1
Контрольная работа №1
1
1
Глава 2 Обыкновенные дроби
38
47
7.
Основное свойство дроби
2
3
8.
Сокращение дробей.
3
4
9.
Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей.
3
4
10.
Сложение и вычитание дробей.
5
5
Контрольная работа№2.
1
1
11.
Умножение дробей.
5
6
12.
Нахождение дроби от числа.
3
4
Контрольная работа №3
1
1
13.
Взаимно обратные числа.
1
1
14.
Деление дроби
5
6
15.
Нахождение числа по значению его дроби.
3
4
16.
Преобразование обыкновенных дробей в десятичные.
1
2
17.
Бесконечные периодические дроби.
1
2
18.
Десятичные приближения обыкновенной дроби.
2
2
Повторение и систематизация учебного материала.
1
1
Контрольная работа №4
1
1
Глава 3 Отношения и пропорции
28
35
19.
Отношения
2
3
20.
Пропорции
4
5
21.
Процентное отношение двух чисел.
3
4
22.
Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
2
3
23.
Деление числа в данном отношении.
2
2
24.
Окружность и круг.
2
3
25.
Длина окружности. Площадь круга.
3
4
26.
Цилиндр, конус, шар.
1
1
27.
Диаграммы
2
3
28.
Случайные события. Вероятность случайного события.
3
3
Повторение и систематизация учебного материала.
2
2
Контрольная работа №6
1
1
Глава 4 Рациональные числа и действия над ними
70
79
29.
Положительные и отрицательные числа.
2
2
30.
Координатная прямая.
3
3
31.
Целые числа. Рациональные числа.
2
2
32.
Модуль числа
3
4
33.
Сравнение чисел.
4
4
Контрольная работа №7.
1
1
34.
Сложение рациональных чисел.
4
4
35.
Свойства сложения рациональных чисел.
2
3
36.
Вычитание рациональных чисел.
5
3
Контрольная работа №8
1
1
37.
Умножение рациональных чисел.
4
4
38.
Свойства умножения рациональных чисел.
3
3
39.
Коэффициент. Распределительное свойство умножения.
5
6
40.
Деление рациональных чисел.
4
5
Контрольная работа № 9.
1
1
41.
Решение уравнений.
4
5
42.
Решение задач с помощью уравнений.
5
6
Контрольная работа № 10.
1
1
43.
Перпендикулярные прямые.
3
3
44.
Осевая и центральная симметрии.
3
4
45.
Параллельные прямые.
2
2
46.
Координатная плоскость.
3
4
47.
Графики.
2
3
Повторение и систематизация учебного материала.
2
2
Контрольная работа №11
1
1
Повторение и систематизация учебного материала.
22
27
Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса.
21
26
Контрольная работа 12.
1
1
7. Учебно- методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение.
Оснащение процесса обучения обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно- коммуникативными средствами, экранно-звуковыми приборами, техническими средствами обучения, учебно - практическим и учебно - лабораторным оборудованием.
Нормативные документы.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
-
Примерные программы основного общего образования. Математика. (Стандарты второго поколения.) - М. : Просвещение,2010.
-
Формирование универсальных учебных действий в основной школе : система заданий / А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова.- М.: Просвещение,2010.
Учебно- методический комплект.
1.Основным учебником курса « Математика.5 , А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В. Буцко; М- Вентана -Граф 2015г. Данный учебник соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
2. Математика:5 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.- М.:- Вентана -Граф,2012.
3. Математика:5 класс: методическое пособие/ Е.В.Буцко,А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.- М.:- Вентана -Граф,2013.
4. Основным учебником курса « Математика.6 , А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В. Буцко; М- Вентана -Граф 2013г. Данный учебник соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
5. Математика:6 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, Е.М.Рабинович, М.С.Якир.- М.:- Вентана -Граф,2013
6. Математика:6 класс: методическое пособие/ Е. В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.- М.:- Вентана -Граф,2013.
Справочные пособия, научно- популярная и историческая литература.
-
Депман И.Я, .Виленкин Н.Я.За страницами учебника математика: 5-6 классы.- М.:Просвещение,2004.
-
Фарков А.В.математические олимпиады в школе:5-11 классы.- М.: Айрис-Пресс,2005.
-
www/kvant/info/ Научно - популярный физико - математический журнал для школьников и студентов »Квант».
Печатные пособия.
1.Таблицы по математике для 5-6 классов.
2.Портреты выдающихся деятелей в области математики.
Информационные средства
-
Коллекция медиаресурсов, электронные базы данных.
-
Интернет.
Экранно - звуковые пособия
Видеофильмы об истории развития математики, математических идей и методов.
7.1. Материально- техническое обеспечение
1. Компьютерная техника и интерактивное оборудование, проектор, локальная интернет- система.
2. Мультимедиапроектор.
3.Экран ( на штативе или навесной).
4. Интерактивная доска.
7.2 Основные электронные образовательные ресурсы , применяемые в изучении предмета ( курса)
1.В ходе изучения математики используются электронные общеобразовательные программы и ресурсы, Интернет-ресурсы, системы дистанционного тестирования, позволяющие реализовать технологии электронного обучения.
2. www/kvant/info/
7.3.Учебно - практическое и учебно - лабораторное оборудование.
1. Комплект чертежных инструментов: линейка,транспортир,угольник.циркуль.
2. Наборы геометрических тел.
8. Планируемые результаты обучения математике в 5-6 классах
Арифметика
По окончании изучения курса учащийся научится:
- понимать особенности десятичной системы счисления;
- использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
- выражать числа в эквивалентных формах , выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
- сравнить и упорядочивать рациональные числа;
- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений,применять калькулятор;
- использовать понятие и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами. В ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты;
- анализировать графики зависимостей между величинами ( расстояние, время, температура и т.п.)
Учащийся получит возможность:
- познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
- углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
- научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения.
По окончании изучения курса учащиеся научиться:
- выполнить операции с числовыми выражениями;
- выполнять преобразования буквенных выражений ( раскрытие скобок, приведения подобных слагаемых);
- решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:
- развивать представления о буквенных выражениях и их преобразованиях;
- овладевать специальными приемами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин.
По окончании изучения курса учащиеся научиться:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
- строить углы, определять их градусную меру;
- распознавать и изображать развертку куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
- определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
- вычислять объем прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность:
- научиться вычислять объем пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
- углублять и развивать представления о пространственных геометрических фигурах;
- научиться применять понятия развертки для выполнения практических расчетов.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи.
По окончании изучения курса учащиеся научиться:
- использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
- решать комбинаторные задачи на нахождения количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
- приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения , осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
- научиться некоторым специальным приемам решения комбинаторных задач.
- Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
- Десятичные дроби. Сравнения и округления десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
- Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление чисел в данном отношении. Масштаб.
- Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональная зависимости.
- Проценты, нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
- Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа
- Положительные ,отрицательные числа и число нуль.
- Противоположные числа. Модуль числа.
- Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические
действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.
- Координатная прямая. Координатная плоскость.
Величины. Зависимости между величинами.
- Единицы длины, площади, объема, массы, времени, скорости.
- Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисление по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
- Числовые выражения. Значения числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведения подобных слагаемых. Формулы.
- Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи.
- Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков.
- Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
- Случайное событие . Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.
Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин.
- Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины .
Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.
- Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
- Прямоугольник . Квадрат. Треугольник. Виды треугольников. Окружность и круг. Длина окружности. Число П.
- Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
- Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры разверток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объема. Объем прямоугольного параллелепипеда и куба.
- Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые.
- Осевая и центральная симметрии.
Содержание
1.Пояснительная записка.с. - .
2. Общая характеристика учебного предмета « Математика». с. -
3.Общая характеристика курса математики 5-6 класс. с. - .
4.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса математики. с. - .
5.Содержание курса математики 5-6 классов. с. - .
6. Примерное тематическое планирование. Математика 5-6 классы. с. - .
7. Учебно- методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение. с. - .
8. . Планируемые результаты обучения математике в 5-6 классах. с. - .