- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока математики в 5 классе по теме Угол, измерение углов
Конспект урока математики в 5 классе по теме Угол, измерение углов
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Маяк И.В. |
Дата | 03.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок по теме « Угол. Транспортир. Измерение углов.»
Класс -5.
Учебник- Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Математика.5 класс.- М. Мнемозина, 2008.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, распечатка чертежей для каждого ученика.
Цели урока:
Формирование учебно-познавательной компетенции (выдвижение гипотез, осуществление их проверки, исследование несложных связей и зависимостей, выбор критериев сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов);
Формирование коммуникативной компетенции (ведение диалога, отстаивание точки зрения, работа в парах);
Формирование информационной компетенции ( анализ информации, использование мультимедийных ресурсов в получении, систематизации информации)
Ход урока.
Этап.1. Организационный момент.
На фоне слайда слово учителя об истории геометрии.
Великий немецкий математик Вильгельм Лейбниц сказал: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет».
Заглянем в прошлое, когда зародилась наука геометрия....
Для первобытных людей важную роль играла форма окружавших их предметов. По форме и цвету они отличали съедобные грибы от несъедобных, пригодные для построек породы деревьев от тех, которые годятся лишь на дрова, вкусные орехи от горьких и т.д. Особенно вкусными казались им орехи кокосовой пальмы, которые имеют форму шара. А добывая каменную соль, люди наталкивались на кристаллы, имевшие форму куба. Так, овладевая окружающим их миром, люди знакомились с простейшими геометрическими формами.
Уже 200 тысяч лет тому назад были изготовлены орудия сравнительно правильной геометрической формы, а потом люди научились шлифовать их. Специальных названий для геометрических фигур, конечно, не было. Говорили: «такой же, как кокосовый орех» или «такой же, как соль» и т.д.
А когда люди стали строить дома из дерева, пришлось глубже разобраться в том, какую форму следует придавать стенам и крыше, какой формы должны быть бревна. Сами того не зная, люди все время занимались геометрией: женщины, изготавливая одежду, охотники, изготавливая наконечники для копий или бумеранги сложной формы, рыболовы, делая такие крючки из кости, чтобы рыба с них не срывалась.
Когда стали строить здания из камня, пришлось перетаскивать тяжелые каменные глыбы. Для этого применялись катки. И заметили, что перекатка проще, если взять кусок дерева с почти одинаковой толщиной в начале и в конце. Так люди познакомились с одним из важнейших тел - цилиндром. Скалками цилиндрической формы пользовались и женщины, раскатывая белье после стирки.
Перевозить грузы на катках было довольно тяжело, потому что сами древесные стволы весили много. Чтобы облегчить работу, стали вырезать из стволов тонкие круглые пластинки и с их помощью перетаскивать грузы. Так появилось первое колесо.
Но не только в процессе работы знакомились люди с геометрическим фигурами.
Издавна они любили украшать себя, свою одежду, свое жилище (бусинки, браслеты, кольца, украшения из драгоценных камней и металлов, роспись дворцов).
Для того, чтобы взимать налоги с земли, необходимо было знать их площадь. Гончару необходимо было знать, какую форму следует придать сосуду, чтобы в него входило то или иное количество жидкости. Астрономы, наблюдавшие за небом и дававшие на основе этих наблюдений указания, когда начинать полевые работы, должны были научиться определять положение звезд на небе. Для этого понадобилось измерять углы.
Так практическая деятельность людей привела к дальнейшему углублению знаний о формах фигур, развитию геометрии. Люди стали учиться измерять и площади, и объемы, и длины и т.д.
Древние египтяне были замечательными инженерами. До сих пор не могут до конца разгадать загадки огромных гробниц Египетских царей - Фараонов.
Пирамиды - а они построены более 5 тыс. лет назад - состоят из каменных блоков весом 15 тонн, и эти «кирпичики» так подогнаны друг к другу, что не возможно между ними протиснуть и почтовую открытку. А при строительстве использовали лишь простейшие механизмы - рычаги и катки.
«Все боится времени, но само время боится пирамид».
В Вавилоне при раскопках ученые обнаружили остатки каменных стен, высотой в несколько десятков метров, а высота Вавилонской башни достигает 82 метра.
Этап 2. Актуализация знаний.
Игра» Собери определения»
Задание 1.Закончите каждое определение, выбрав из предложенных вариантов его правильное окончание (слайд3 )
Задания по готовым чертежам.
Задание 2.На рисунке изображён угол (слайд 4 )
А) Назовите стороны угла и его вершину;
Б) Как можно обозначить данный угол? Укажите все возможные варианты ответа.
Задание 3. На рисунке изображён угол( слайд 5 ).
Обозначьте его АТЕ. Отметьте :
А) точку В на стороне ТА ;
Б)точку Р на стороне ТЕ;
В)точку S внутри угла;
Г) точку D за пределами угла;
Д) точку М на луче ТА.
Этап 3. Применение знаний и умений.
Задание 4.
Какие углы называются равными? У вас имеются бумажные модели двух углов. Как выяснить равны ли сами углы?
Задание 5. Имеется восемь углов (слайд 6 ). Выберите из них равные, применив способ наложения. (Ученик работает на доске, остальные работают с набором углов, вырезанных из бумаги).
Этап 4. Повторение.
Устный счёт.
Задание 6.Выполните вычисления, для каждого примера найдите правильный ответ и соответствующую ему букву, из букв составь слово.
( слайд 7).
Транспортир-это слово в переводе с латинского означает перемещать, переносить.
Этап 5. Усвоение новых знаний.
Классификация углов.
Введение новых определений ( острого, тупого углов.) ( слайд 8).
Практическая работа « Виды углов»
Задание 7. Даны углы. Воспользовавшись угольником, распределите углы на три группы.( слайд 9)
Практическая работа « Конструирование углов.»
Задание 8.Дан набор из углов. Сконструируйте из двух углов один угол:
А)тупой; б)прямой, в) острый.( слайд 10).
Этап 6. Применение новых знаний.
Рассказ об устройстве транспортира. Принцип измерения углов.
Практическая работа. « Измерение углов»
Задание 9.Измерьте данные углы и запишите результаты измерений.
( слайд 11).
Практическая работа « Сумма углов треугольника»
Задание 10. Постройте в тетрадях три разных треугольника. Для каждого из них найдите сумму углов. Какой вывод о сумме углов можно сделать?
Этап 7. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
стр. 140, № 516, № 522.