Отчет об опытно-экспериментальной работе учителя

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Концепция программы экспериментально-педагогического исследования

учителя математики МБОУ СОШ № 34 города Смоленска

Даньшиной Ирины Валерьевны

Методологические основы данной работы заданы концепциями развития математического (А. Л. Семенов, И. Ященко, акад. В. А. Козлов, акад. В. А. Садовничий, и др.) и экономического (Л. И. Абалкин, Л. С. Бляхман, А. Н. Пономарев, Г. Н. Соколова, К. А. Улыбин и др.) мышления, а также их взаимосвязью в процессе формирования экономической культуры личности (Левчук З.К., Фадеева Е.А., С.И. Шварцбурд и др.).

Экономическое мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в производственной деятельности, теми связями, в которые они вступают в своей повседневной хозяйственной жизни. Можно рассматривать экономическое мышление как процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений. При этом экономика прочно опирается на умение производить точные математические расчеты, без которых суждения и умозаключения могут быть ошибочными, необоснованными. И это касается не только крупных экономических планов, например, экономического развития предприятия или страны, но и оценки личных финансовых ресурсов, навыков принятия решений о покупке, кредитовании, распределении заработанных средств, то есть гармоническому развитию трех основных сфер экономической деятельности человека - производство, потребление и перераспределение благ. Это становится основой современной социокультурной компетентности, на которой базируется личное (субъективное) благополучие и конкурентоспособность, развитие которой названо одной из целей образования.

Основой развития мышления является процесс взаимодействие объекта и субъекта, непрерывный переход объективного в субъективное и наоборот. Результат мышления объективируется в понятиях, которые при переходе в сознание субъективируются.

Конкретно-методической основой педагогической работы стало использование ситуаций решения задач на проценты как средства развития познавательного, социально-нравственного, деятельностного аспектов мышления и экономической культуры учащихся.

Через решение задач на проценты проходило:

  • формирование экономического мышления на основе разнообразного применения экономических расчетов;

  • формирование комплекса экономических понятий, категорий, законов, доступных возрасту школьника;

  • формирование определенного набора экономических умений и экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, гражданско-общественной и социальной деятельности;

  • формирование экономически значимых качеств личности: обоснованной расчетливости, трудолюбия, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений;

  • формирование психологической готовности к возможным трудностям в разнообразных жизненных ситуациях.

Педагогической задачей, которую мы поставили, стало развитие основ экономической культуры школьников в ходе решения задач на проценты через сближение математического и экономического мышления, а так же через интеграцию нравственного и экономического воспитания.

Тематика используемых задач на проценты, встречающихся в экономической деятельности человека и общества обширна. В работе был использован УМК Г. В. Дорофеева, Л. Г. Петерсон Математика 5 класс, Математика 6 класс, а так же дидактический материал, собранный и апробированный учителем.

Формула, по которой строилась экспериментально-исследовательская работа:

экономическая воспитанность

=

экономические знания

+

экономические умения

+

нравственные качества личности.

Приведенная ниже таблица наглядно иллюстрирует работу формулы.

Сферы

экономического

развития


Блоки


Используемые задачи на проценты

(примеры)

Какой нравственный аспект раскрывает воспитательная составляющая задачи

Производство

Труд

С первого поля собрали на 25% меньше хлопка, чем со второго, а с третьего-на 20% меньше, чем с первых двух. Сколько тонн хлопка собрали с трех полей вместе, если с третьего поля собрали хлопка на 48ц больше, чем со второго?

Воспитание трудолюбия, формирование в ходе беседы нравственного отношения к принципу «Что пожнешь, то и сколотишь, что сколотишь, то и в амбар положишь», формирование роли: я -хозяин.

Профессия

Строители, чтобы сделать бассейн, выкопали в земле котлован в форме прямоугольного параллелепипеда длиной 25м, шириной равной 24% от длины и глубиной, равной половине ширины. Сколько кубических метров земли пришлось вынуть строителям?

Воспитание уважения к разным профессиям, в частности, к рабочим и строителям. Акцент на понимание того, что каждая профессия нужна и украшает землю и человека. «Птицу узнают в полете, а человека в работе». Формирование роли: я -гражданин.

Личная ответственность за свои действия

Дровосек сегодня срубил на 2 дерева больше, чем вчера, а завтра собирается срубить на 10% меньше, чем сегодня. Сколько он срубит деревьев завтра, если вчера он срубил 8 деревьев?

Активизация эколого-экономического мышления, понимания потребности в бережном отношении к природным ресурсам. «Срубил дерево - посади два», формирование роли: я -гражданин и я- хозяин.

Честный заработок

Помогая летом на уборке овощей, Вадим заработал 1500руб., что составило 60% суммы необходимой ему для покупки гитары. Сколько еще ему необходимо заработать денег, чтобы купить гитару?

Воспитание трудолюбия, выбора в пользу труда с целью получения желаемого у подростков.

«Труд человека кормит, а лень портит», формирование роли: я -гражданин.

Потребление

Покупка-продажа

Килограмм бананов стоит 45руб., что составляет 75% от стоимости персиков. Сколько должен заплатить покупатель, купивший 2 кг бананов и 3 кг персиков?

Формирование роли: я - покупатель.

Распределение бюджета

Рабочий получил за месяц k рублей. 14% этих денег он истратил на ремонт квартиры. Сколько денег ему пришлось заплатить за ремонт?

Понимание значимости культуры быта. Почему людям так важно делать ремонт и обустраивать свой дом? Ради чего это делается?

Обмен благами

Страховка стоит 8% от стоимости автомобиля. Сколько должен заплатить за страховку клиент, если его автомобиль стоит 280 000 руб.?

Воспитание бережливости, экономности, формирование роли: я - потребитель и я- хозяин.

Выбор

За каждый кВт - час электроэнергии мы платим 2,23руб. Один холодильник в среднем за год потребляет 450 кВт - час электроэнергии. При правильной его эксплуатации можно сократить потребление энергии на 15%. Сколько при этом будет сэкономлено денег из семейного бюджета? Ответ округлите.

Воспитание экономности,

бережливости, гармоничное формирование ролей: я - потребитель и я - хозяин.

Перераспределение


Планирование и расчет семейного бюджета

Семья израсходовала 35 % своего месячного дохода на питание, седьмую часть этой суммы - на коммунальные услуги, 80% остатка - на покупки, а остальные 600 руб. были положены в сбербанк. Каков месячный доход семьи?

Воспитание культуры разумного потребления, формирование роли: я -потребитель, я - хозяин. Развитие рационального мышления и готовности к самоограничению.

Выбор и ответственность

В городе Пряничном мэр задумал ввести налог на пряники - каждый, кто покупает пряник, должен заплатить 20% от стоимости пряника в городскую казну. А заместитель мэра предложил поднять цену на пряники на 20%, и забирать в казну 20% дохода продавцов. Какое из двух предложений (мэра или его заместителя) принесет в казну больше денег?

Активизация проблемного мышления и нравственного отношения к экономической выгоде: понимание противоречия между сиюминутной выгодой (измеряемой деньгами) и общественным благом (не измеряемым в деньгах), формирование роли: я - гражданин.

Умение производить процентные расчеты необходимо каждому человеку, а прикладное значение темы исследования «Задачи на проценты в экономической жизни человека и общества» затрагивает финансовую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Учащиеся, решая задачу на проценты, анализируют реальную экономическую ситуацию, учатся быть экономными и бережливыми, быть гражданами страны, экономически мыслить и выстраивать линию своего экономического поведения, при этом руководствуясь моральными принципами.

Концептуальным положением в экспериментальной работе является следующее: формирование экономической культуры невозможно без соразмерного развития прочной нравственной основы, которая позволит гармонизировать стремление к материальным и нематериальным целям.

Решение задач является основной учебной деятельностью на уроках математики, развивающей творческую и прикладную стороны мышления школьника. В то же время, мы рассматривали задачи школьного учебника с точки зрения экономического и нравственного содержания. При решении задач на проценты из школьного учебника для 5-6 классов УМК Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон были поставлены следующие педагогические цели:

  • выделить экономический аспект в содержании (например, задача экологического содержания, задача о труде людей, задача историко-краеведческого содержания, задача историко-географического содержания, задачи медицинского содержания задачи на процентные расчеты, и т.д.)

  • раскрыть и использовать нравственный аспект ситуаций (например, воспитание бережливости, экономности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности в принятии решения, деловитости, гордости за страну, бережного отношения ко всему живому, воспитание здорового образа жизни, правовое воспитание, и т.д.)

  • субъективировать освоение социальных ролей, встречающихся в описании задач (например, я - потребитель, я - покупатель, я - производитель, я - хозяин, я - участник финансового рынка и т.д.)

Задача о труде людей :

«В деревне Простоквашино кот Матроскин и пес Шарик вспахали поле прямоугольной формы на тракторе « Митя». Ширина поля 15м, что составляет 75% его длины. Матроскин и Шарик засеяли капустой 2/5 своего поля, а остальную чассть засеяли морковью. Осенью они собрали урожай: по 10 кг моркови с квадратного метра, а капусты-по 12кг. Все овощи Матроскин и Шарик разложили в мешки по 40 кг и увезли на тракторе за 3 рейса.В первый раз «Митя» увез 1/3 всего урожая, а во второй раз - 5/9 остатка. Сколько мешков трактор «Митя» увез в третий раз?
Возможные вопросы для обсуждения:

- Какие профессии мы встретили в этой задаче? (механизатор, полевод, овощевод,…)

- Какие личностные черты проявляют Шарик и Матроскин? (трудолюбие, хозяйственность, ответственность, любовь к земле…)
- В какой роли они выступают? (я - хозяин, я - производитель).

Задача историко - краеведческого содержания:

«В Московском кремле находятся Царь-пушка и Царь-колокол, отлитые русскими мастерами. Вес колокола-200т, а вес пушки составляет 20% веса колокола. Сколько весит Царь-пушка Московского кремля?»
Возможные вопросы для обсуждения:

- О каких мастерах идет речь? (оружейных дел мастер, литейных дел мастер,…)
- Какие чувства у вас вызывают эти российские достопримечательности? (чувство гордости, удивления, уважения, восхищения…)

Мы пришли к выводу, что задачи на проценты позволяют вести воспитательную работу различной направленности. В нашей дидактической копилке собраны не только задачи, но и презентации, конспекты уроков, которые успешно могут применяться учителями математики на уроках.

Так, материалы эколого-краеведческого содержания направленны на сохранение природных богатств, здоровья человека, развитие экологической культуры, в том числе любовь к природе, через возможность увидеть красоту окружающего мира. Второй вопрос для обсуждения или небольшой комментарий в задачах способствуют формированию ценностного эколого-экономического сознания на уроках математики.

«На территории Смоленской области протекает 1150 рек. Что будет, если из этих рек 12% будут пересыхать из-за вырубки деревьев? Сколько рек останется в нашей области? Как это отразится на экологической ситуации Смоленщины?»

«Сотни тысяч птиц прилетают в нашу область. Все знают, какую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы на 200% больше, чем поползни, а скворцы на 400% больше поползней. Насколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет хоть одна пара поползней, дятлов, скворцов?»

Взаимосвязь экономической и нравственной культуры раскрывалась в беседах, самостоятельных рассуждениях и умозаключениях обучающихся, сопутствующих решению математических задач, что ведет к развитию логики мышления и его аргументированности. Любая деятельность человека обусловлена его мышлением, то есть способностью рассуждать и действовать на основе рассудка, способностью отражать действительность в понятиях, суждениях, представлениях, а также способностью находить решения стоящих перед человеком проблем. При характеристике мышления часто говорят: формальное мышление, образное мышление, рациональное мышление, практическое мышление, абстрактное мышление, творческое мышление, критическое мышление, экологическое мышление, проективное мышление, инженерное мышление и т.д. Именно рациональное начало сближает экономическое и математическое мышление.

Например, при выполнении таких заданий, как решение задач на расчет экономии электроэнергии в быту.

Усиление нравственно-этического воздействия педагога на учащихся позволяет успешно оказывать воспитательное воздействие и получать отклики учащихся, то есть активизировать процессы развития мышления и культуры личности. Именно поэтому в ходе исследования успешно решались так же и проектные задачи, обеспечивающие развитие предметно-расчетных, социокультурных, информационно-коммуникативных компетенций учащихся.

В самом начале опытно-экспериментальной работы учащимися 5 класса был выполнен исследовательский проект «Экономические задачи на проценты в нашей жизни». Учащиеся в течение месяца работали над ним. Собирали материал экономического содержания: квитанции на уплату налогов, штрафов, коммунальных платежей, газетные и журнальные статьи, статистическую информацию в интернете и справочниках. Пятиклассникам предлагалось воспользоваться и экономическими знаниями родителей. На основании собранной информации учащимися были составлены и решены задачи экономического содержания на проценты. После классификации составленных задач оформлены страницы альбома.

Работа над проектом способствовала формированию аспектов экономической культуры пятиклассников, таких как: владение экономическими терминами и понятиями, умение работать с экономической информацией, экономически значимые качества личности, владение экономическим мышлением и поведением, умение самостоятельно решать практические задачи экономического содержания, встречающиеся в нашей жизни.

В ходе работы над проектом неоспоримо выросло качества знаний учащихся по теме школьного курса математики «Задачи на проценты», решение задач способствовало развитию творческой и прикладной стороны мышления школьников.

После работы над учебным проектом была проведена диагностика творческих способностей учащихся по ряду показателей, с помощью теста Торренса.

  • Беглость, или продуктивность. Этот показатель определяется количеством идей, возникающих в единицу времени.

  • Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому . 0-10 баллов



  • Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.

  • Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Т-балл 0-100

Заметно, что есть тенденция к повышению уровня развития творческих способностей. Наибольшие изменения произошли в способности генерировать большое количество идей и способности применять различные стратегии при решении проблем.

Работая над проблемой интеграции формирования экономической и нравственной культуры, мы постарались найти формы практические работы со школьниками, которые позволят соединить опыт нравственного воспитания с экономическим, развивая экономическую культуру личности.

Реализация поставленных задач и цели шла путем интеграции экономического воспитания с изучаемым предметом математика, где экономические знания нашли практическое подкрепление при решении задач на проценты через математические расчеты, учебные проекты, проявление качеств личности - трудолюбия, предприимчивости, экономности.

Таким образом, проанализировав результаты проведенной работы, мы пришли в воду, что для достижения поставленной в начале работы цели (а именно: интеграция экономического и нравственного воспитания учащихся на уроках математики при решении задач на проценты), необходимо создать ряд основных педагогических условий, обеспечивающих успешность данного процесса:

  • личная позиция, мировоззрение, культура экономического и профессионального мышления самого учителя, поскольку именно педагог принимает решение о готовности учащихся к восприятию изучаемых экономических понятий формированию экономических умений и нравственно-экономических качеств личности, выбирает формы и методы работы, выносит оценочные суждения;

  • психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, взаимодействие учителя со школьным психологом, методистом для определения форм и содержания деятельности, направленных на развитие экономического мышления;

  • тесная связь с родителями: посвящение их в то, что происходит на занятиях, вовлекать в учебно-воспитательный процесс, использовать в работе специальные задания, при выполнении которых необходима помощь родителей;

  • систематический характер педагогического воздействия и контроля;

  • включение детей в различные виды деятельности, особенно самостоятельную и творческую;

  • опора на личный опыт учащегося и учет его индивидуальных способностей, создание ситуаций для проявления воспитываемых качеств личности ребенка.

К дополнительным условиям можно отнести:

  • компетентностный подход в подготовке дидактического материла с точки зрения экономического и нравственного содержания;

  • материально-техническое оснащение учебно-воспитательного процесса;

  • использование современных технологий обучения.

На всех этапах экспериментальной работы мною всесторонне подвергались анализу полученные результаты и приобретенный опыт экспериментальной работы.

Так, в апреле 2011года в выступлении на научно-практической конференции учителей - экспериментаторов МОУ СОШ № 34 был рассмотрен вопрос о возможности применения задач на проценты для развития экономической культуры учащихся посредством учебного проекта.

Методическая разработка урока на тему: «Решение экономических задач на проценты в 5 классе» Даньшиной И.В. была представлена в Приложении 1 пособия для учителей «Формирование экономической культуры и нравственности школьников: теория и практика (материалы муниципальной экспериментальной площадки г. Смоленска)».

Для расширения опыта, апробации и получения отзывав коллег, имеющиеся на тот момент разработки и результаты опытно-экспериментальной работы были использованы в выступлении «Нравственно-экономическое воспитание учащихся на уроках математики при решении задач на проценты» на городской Ярмарке методических идей «Современные формы и методы обучения математике и физике» в апреле 2013 года. Презентация идеи - использовать текстовую задачу на проценты для интеграции экономического и нравственного воспитания школьников, доступная школьным учителям и уместная на уроках математики, была отмечена дипломом Управления образования и молодежной политики города Смоленска и II местом в данном конкурсе.

В феврале 2014 года на семинаре МБОУ СОШ № 34 «Методы психологической диагностики» мною был представлен опыт участника экспериментальной площадки по теме «Методики изучения личности школьников». В выступлении рассмотрены такие моменты мониторинговой деятельности, как проведение диагностики по различным методикам и выявление динамики изменений в сознании и отношениях (Приложение ).

В наиболее широком виде опыт нашей работы обобщен в данной статье. В дальнейшем высказанные идеи могут получить новое творческое развитие.

Литература, использованная в работе:

  1. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. Части 1,2.-М.: «Баласс», «Ювента»,2010.

  2. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 6 класс. Части 1,2.-М.: «Баласс», «Ювента»,2010.

  3. Дорофеев, Г.В., Кузнецова, JI.B., Минаева, С.С. Суворова, С.Б. Изучение процентов в основной школе / Г.В. Дорофеев и др. // Математика в школе. 2002. - № 1. - С. 19

  4. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-kursy-po-vyboru-s-matematicheskim-soderzhaniem-kak-sredstvo-formirovaniya-ekonomicheskoy-kultury-uchaschihsya-ix-klassov#ixzz332QYNdUo

  5. Абалкин Л. К самопознанию России.- М.: ИЭ РАН, 1995

  6. Бляхман Л.С. Перестройка экономического мышления. М.: Политиздат, 1990.

  7. Соколова Г.Н. Экономическая социология. Минск.: Высшая школа, 1998.

  8. Улыбин К.А. Современное экономическое мышление. М.: Политиздат, 1986.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика "Радости и огорчения"

Цель: выявление характера, содержания переживаний школьников.

Порядок исследования.

Ребятам предлагается дополнить два предложения:

"Больше всего я радуюсь, когда...",

"Больше всего я огорчаюсь, когда...".

При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.). Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.

Результат. ОКТЯБРЬ 2011.

Фамилия, имя

Огорчаюсь, когда

Радуюсь, когда

Выводы

1.

Беляев Егор

запрещают компьютерные игры

гуляю на свежем воздухе

Связывает с собственной жизнью

2.

Бороденко Мария

ничего не получается

Отличные отметки в школе

настрой на продуктивный результат

3.

Гурикова Анастасия

меня обижают

я кому-нибудь нужна

Связывает с переживаниями

4.

Комиссаров Илья

мои планы рушатся

у меня все получается

Доминирует настрой на деятельность

5.

Краснобаев Владислав

Плохие отметки в школе

У меня появляются новые друзья

Связывает с собственной жизнью

6.

Морковкина Анастасия

меня обижают

Все хорошо в моей жизни

Связывает с переживаниями

7.

Романенкова Елизавета

Ничего не получается

меня ценят

настрой на деятельность и продуктивный результат

8.

Селезнев Илья

Плохие отметки в школе

Хорошие отметки в школе

настрой на положительный результат учения

9.

Федоров Никита

Плохие отметки в школе

Различные праздники



Методика "Составление расписания на неделю"

(С.Я.Рубинштейн, модификация В.Ф.Моргуна)

Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом.

Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы (лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели). Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать, какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием "школы будущего", составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.

В реальном школьном расписании: математика-5часов, технология- 2 часа, физкультура-3 часа, русский язык - 6 часов, литература - 3 часа, ИЗО, музыка- 1 час, история-2, информатика - 1

Результат. ОКТЯБРЬ 2011.

Предпочтение отдельным предметам

Отношение к учению в целом

выводы

Фамилия, имя

Математике

другим предметам (каким)

1.

Беляев Егор

7

Технология-3

Физкультура-6

Настрой на деятельность, серьезную учебу по 5-6 уроков в день, все шесть дней в неделю

Предпочтение математике

2.

Бороденко Мария

6

Русский язык-8

Технология-4

Музыка-3

Предпочтение математике

3.

Гурикова Анастасия

5

Технология-4

ИЗО-3

музыка-5

Предпочтение эстетическим предметам

4.

Комиссаров Илья

12

История-6

Технология-12

Явное предпочтение математике

5.

Краснобаев Владислав

6

Технология-6

Физкультура-6

Предпочтение математике

6.

Морковкина Анастасия

5

Технология-5

ИЗО-5

музыка-3

Предпочтение эстетическим предметам

7.

Романенкова Елизавета

10

Технология-4

Явное предпочтение математике

8.

Селезнев Илья

6

Информатика-3

Технология-4

ИЗО-3

музыка-3

Предпочтение математике

9.

Федоров Никита

6

Математика -8

Изо-5

Музыка-2

Предпочтение математике

Методика «Мой герой»

Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать.

Порядок исследования:

Детям предлагаются вопросы письменно:

- на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь?

- есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему?

- на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему?

Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.

Учащиеся репрезентативной группы

Кто пример для подражания

Почему

Комиссаров Илья

Образованный человек

-

-

Я - самостоятельная личность

Романенкова Елизавета

сама

Хочу быть индивидуальной и самой собой

Бороденко Мария

сама

Я - достойна подражания, хочу быть сама собой

Федоров Никита

Отец

-

-

Достойная жизнь, я его уважаю

Моисеев Егор

Солдат, футболист

Одноклассник - Комиссаров Илья

Асасин

Бесстрашный, мечтает быть футболистом

Развитый, с хорошим словарным запасом

Хорошо дерется и бесстрашный

Краснобаев Влад

Дядя

Ни на кого

-


Гурикова Анастасия

Старшая сестра-студентка

Одноклассница -Коростылева Лиза

Таня Гроттер - девочка-волшебница из фантастических романов

Отличница, активистка, общительная и хороший друг

Хорошее поведение и независимость

Спасает мир и меняет его к лучшему

Селезнев Илья

Отец

Ни на кого

-

Близкий и надежный друг

Беляев Егор

Отец

-

-

Результат. МАЙ 2013.

Методика "Неоконченные предложения"

(М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова)

Порядок исследования. Для младших школьников экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник, т.е. работа идет с каждым учащимся индивидуально. Учащимся средних и старших классов в довольно быстром темпе (чтобы они были вынуждены сразу дать наиболее привычный для них ответ) предлагается закончить (дописать) предложения или рассказ.

Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

Методика неоконченных предложений может использоваться для изучения иных ценностных отношений и мотивации деятельности. Например, по отношению к деньгам.

  1. - Я считаю, что деньги - это…

  2. - Если человек ради денег ведет себя нечестно, то…

  3. - Если человек получил большое наследство от родителей, а не заработал деньги сам, …

  4. - Важнее денег…

  5. - Даже за деньги не купишь…

  6. - Больше всех должны зарабатывать…

  7. - Многие люди, у которых много денег…

  8. - Если у человека мало денег, …

  9. - Если бы я нашел на улице кошелек, полный денег, то я…

  10. - Чтобы заработать много денег, надо быть…

  11. - От родителей я слышу, что деньги…

  12. - Я считаю, что родители могут давать деньги детям…

  13. - Давать деньги школьникам за полученные пятерки - это…

  14. - Школьники могут заработать сами некоторую сумму денег, занимаясь такой деятельностью, как…

  15. - Самое главное, что с помощью денег…

Обработка и анализ результатов. Если произвести оценку высказываний, то можно выявить: 1) текущий уровень сформированности самого понятия денег (по своему мнению и родителей - вопросы 1,11); 2) отношение к нечестным способам получения денег и их использованию (вопросы 2,3,9); 3) ценностную иерархию (что может быть важнее - вопросы 4,5,15); 4) уровень самостоятельного мышления и зрелости суждений (вопросы 6,7,8,10), 5)представления о назначении карманных денег для школьников как способе вознаграждения за учебный труд (отметим информативную значимость данной проблемы для работы с родителями и коллективным мнением - вопросы 12,13,14).

Результат. МАЙ 2013.

Учащиеся репрезентативной группы

текущий уровень сформированности понятия денег

отношение к нечестным способам получения денег и их использованию

ценностная иерархия

уровень самостоятельного мышления и зрелости суждений

представления о назначении карманных денег для школьников как способе вознаграждения за учебный труд

Комиссаров Илья

Основа современного мира

Негативное, неожиданное наследство будет мешать, найденные деньги отдать родителям

Семья, деньги для жизни

высокий

Стимул, мотивация, но работать грузчиком и уборщиком стоит

Романенкова Елизавета

Достаток и счастье

Негативное, но неожиданное наследство-везение

Счастье, дружба, любовь, деньги обеспечивают богатую жизнь

хороший

Нормальное, но можно и листовки раздавать

Бороденко Мария

Средство для оплаты покупок

Негативное, но неожиданное наследство-везение

Любовь, дружба, здоровье уважение, деньги для покупок

хороший

Нечестно, так как я бы разбогатела, но денежные призы за олимпиады справедливо

Федоров Никита

Средств оплаты, но самое главное в жизни

Негативное, неожиданное наследство будет мешать, найденные деньги не брать

Здоровье, дружба, семья, счастье , деньги для покупок необходимых вещей

высокий

нечестно

Моисеев Егор

Условия жизни, но не тратить попусту

Негативное, неожиданное наследство будет мешать, найденные деньги не брать

Здоровье, семья, деньги для покупок необходимого

хороший

Не правильно, дети могут сами заработать сдачей макулатуры или работая дворником

Краснобаев Влад

Зло и все в жизни

Негативное, но найденные деньги потратил

Доброта, дружба, счастье, деньги для содержания себя

средний

Глупость, листовки лучше

Гурикова Анастасия

Нужная материальная потребность

Негативное, неожиданное наследство-потратить на других, найденные деньги не брать

Счастье в семье,

Для счастливой жизни много денег не надо

хороший

Это мотивация для хорошей учебы

Селезнев Илья

Зло, которое кончается

Негативное, но неожиданное наследство-богатство

Жизнь, семья, деньги для покупок

средний

Плохо, лучше клеить объявления

Беляев Егор

Средства платежа, но самое главное в жизни

Негативное, но неожиданное наследство-везение, найденные деньги вернуть

Семья, друзья, любовь, дружба, деньги для покупок нужных вещей

хороший

Этого делать нельзя, так ка приведет к вранью о пятерках



© 2010-2022