Математический клуб как форма работы с одаренными детьми

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

САДИКОВА Э.Ф., учитель

с. Бураево, МБОУ Гимназия№2, Республика Башкортостан

Сегодня, в период инновационного развития экономики, формируется современная модель образования. Идет процесс принятия федеральных государственных стандартов нового поколения. Гуманитаризация образования является фактором формирования социальных отношений в современном обществе.

Главной среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования является ориентация на развитие личности. Человек будет становиться более творческим и свободным в том случае, если его общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие будут гармоничны. Образование должно быть ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию.

Дети хотят учиться, но необходимо сделать образование более личностно ориентированным. Одно только базовое образование не в состоянии решить все проблемы, поэтому особенно важно использовать большие возможности дополнительного образования, которое может помочь определить стартовые позиции каждого ученика, способствовать выбору его собственного образовательного пути, создать каждому ребенку «ситуацию успеха».

Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется невостребованным.

Цель, которую ставит перед собой педагог, состоит в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей.

Задачи:

  • создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей,

  • включение проблемы работы с одаренными как приоритетного направления в систему научно-методической и экспериментальной работы учителя,

  • создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одаренных детей, как в учебном процессе, так и во внеурочное время,

  • создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности,

  • оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей,

  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей.

Разрабатывая свою систему работы, педагог исходила из следующего содержания понятия «одаренные дети».

Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления,

  • имеют активную познавательную потребность,

  • испытывают радость от умственного труда,

  • для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.

Выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения, поэтому учитель ведет целенаправленное наблюдение за учебной и внеучебной деятельностью школьников.

Для развития математических способностей учащихся учитель использует различные формы работы: подбор интересных, творческих заданий на уроках, активное участие в декаднике математики - выпуск газет, радиолинейка, математическая линейка, творческие конкурсы, математические бои, КВН, брейн-ринги, курсы по выбору, элективные курсы, научно-исследовательская и проектная работы, участие в различных олимпиадах, в работе математического клуба «Пифагоры», подготовка к ЕГЭ.

Особое место занимает работа математического клуба «Пифагоры», которую учитель ведет с 2000 года. Клуб имеет свою символику, гимн, президента, печатный орган. Приняты законы клуба.

Законы клуба:

1. Закон «Успех». Каждый день - успех. Каждый день я поднимаюсь на одну ступеньку выше в своих познаниях нового.

2. Закон «Звезды». Я хочу усилить свет своей звезды не тем, что тушу звезду другого и не тем, что сам сгораю до конца, а тем, что делаю все для зажигания других звезд рядом. Я помогаю другому найти себя и проявить свои способности.

3. Закон «Поиск». Я не боюсь проблем. Мне нужны открытия, чтобы развиваться бесконечно.

4. Закон «Не суди». Я имею право на свое мнение, свой путь решения задачи. Все идеи имеют право на обсуждение, оценивание.

5. Закон «Да». Я за то, чтобы в клубе царили дружба, взаимопонимание, взаимовыручка.

Клуб живет богатой, насыщенной жизнью.

В начале учебного года составляется план работы, план выпуска вестника, определяются ответственные за работу с младшими членами клуба. Внутри клуба ежегодно проводятся олимпиады, КВН, брейн-ринги, большое внимание уделяется изучению интересных тем, биографий известных математиков, решению сложных и оригинальных задач.

Ежемесячно проводятся заседания клуба для старшего и младшего составов. Занятия для младшего состава проводят старшеклассники. На сегодняшний день старшие- это восьмиклассники (третий состав). Они готовятся принять в члены клуба шестиклассников . Это мероприятие происходит в торжественной обстановке с приглашением гостей- администрации гимназии, родителей. Ребятам выдаются членские билеты, подарки, они совершают увлекательное путешествие в мир математики и большинство из них навсегда влюбляются в математику.

У клуба есть свой печатный орган - ежемесячный вестник «Пифагоры», материалы для которого ребята подбирают сами, сами же набирают на компьютере, размножают, постигают азы дизайна. Ребятам это очень нравится. Все это способствует развитию математических способностей учащихся, их познавательной активности, развитию логического мышления. Одно из занятий клуба было показано на районном семинаре учителей математики. Был также приглашен чемпион Башкортостна по быстрым шахматам Якупов Д. М., который провел с ребятами очень интересные занятия.

Вся эта работа стимулирует творческую, исследовательскую активность учащихся. Не случайно на ежегодной НПК «Шаг в будущее» учащихся гимназии, на районном и республиканском этапе НПК МАН школьников РБ больше всего участников - члены данного клуба.

Также члены клуба ежегодно становятся победителями и призерами районного этапа Всероссийской Олимпиады школьников, участвуют на региональном этапе, показывают неплохие результаты на олимпиадах «Кенгуру», «Авангард», во всероссийской дистанционной олимпиаде «Интернет карусель», в дистанционных олимпиадах МФТИ, Акмуллинской олимпиаде и других.

Таким образом, наряду с учебной деятельностью работа математического клуба способствует оптимальному развитию одаренных детей.











© 2010-2022