- Преподавателю
- Математика
- ОТКРЫТЫЙ УРОК «ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК «ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мачнева В.В. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытый урок «Показательные уравнения»
Тема урока: «Показательные уравнения» 1 КУРС (2 ч.)
Цели:
а) образовательные:
▪ актуализация опорных знаний при решение показательных уравнений; ▪обобщение знаний и способов решения;
▪ контроль и самоконтроль знаний.
б) развивающие:
▪ развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации;
▪ развитие навыков реализации теоретических навыков в практической деятельности;
▪ развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли;
▪ развитие интереса к предмету через содержание учебного материала.
в) воспитательные:
▪ воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
▪ воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи;
▪ воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
Технологии, используемые на уроке:
-
технология дифференцированного и разно-уровневого обучения;
-
технология обучения в сотрудничестве, индивидуально-групповая технология.
Оборудование: проектор, доска, портреты математиков, оценочные листы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Урок я хочу начать притчей: "Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», - ответил юноша. «Произнеси это 5 раз.». «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз.. «Вот видишь», -сказал мудрец, «повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…» Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку.
Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.
2. Постановка цели и задач.
Тема урока «Решение показательных уравнений».А эпиграфом к нашему уроку станут слова С. Коваля: «Уравнения - это золотой ключ, открывающий все математические сезамы». Т.е другими словами можно сказать, что если вы будите уметь решать уравнения, то экзамена по математике вам не стоит бояться.
А какие вообще виды уравнений вы знаете? Рациональные, дробно - рациональные, тригонометрические, иррациональные, показательные).
И так как тема нашего урока «решение показательных уравнений», то, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке и какие поставите вы цели? Повторить и отработать и обобщить способы решения показательных уравнений.
3. Проверка домашнего задания.
Индивидуальный опрос учащихся по карточкам (разно-уровневые). У доски работают трое учащихся.
Карточка № 1 (уровень 0)
Карточка № 2 (уровень 1)
Карточка № 3 (уровень 2)
Уровень 0 на «3».
Уровень 1 на «4» .
Уровень 2 на «5».
Остальные учащиеся работают устно.
Устный счет.
Устно решить уравнения.
Оценки выставляются в оценочный лист.
4. Решение показательных уравнений из ЕГЭ.
Решить уравнение.
Несколько учеников решают с обратной стороны доски, остальные выборочно по 3 уравнения. Взаимопроверка. Оценки в оценочный лист.
5. Закрепление знаний
М.В.Ломоносов говорил «Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения».
И вот теперь вы должны проявить свои умения при решении различных показательных уравнений. Посмотрите, пожалуйста, на доску, и скажите: каким способом были решены уравнения.
1. Работа в группах. Из каждой группы по одному человеку выходят к доске, выбирают уравнения, комментируют решения и указывают, каким способом решается уравнение.
Оценки в оценочный лист.
Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что «математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». Поэтому будем сейчас работать самостоятельно.
2. Самостоятельная работа (дифференцируемая)
Уровень 0 на «3»
Уровень 1 на «4»
Уровень 2 на «5»
Самостоятельно проверить правильность решения уравнений по ключу с ответами на доске, и поставить себе оценку в оценочный лист.
3. А. Эйнштейн говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно. И решать их нужно правильно». (Портрет ученого вывешивается на доску). Учителем предлагается решить уравнения. Ученики должны проверить, не обманывают ли их. Работа выполняется в парах (задание - найти ошибку).
После объяснения ребятами решения уравнений на экране появляется правильное решение. Оценки в оценочный лист.
4. Работа в группах.
Самостоятельно в группах решить уравнения.
Итак, корнями последних уравнений стали числа 11 и 19, 15 и 21. Об этих числах можно сказать следующее:
-
11 часов - время наивысшей трудоспособности;
-
15 часов - время наибольшего утомления;
-
19 часов - вечерний подъем трудоспособности;
-
21 час - время прекращения всякой трудоспособности.
Использование полученных знаний о биологических ритмах при составлении режима позволит достичь максимальной трудоспособности и повысить сопротивляемость организма к утомлению, так что «будьте здоровы и не утомляйтесь!».
Домашнее задание.
В заключение урока хочется процитировать слова великого математика Г. Лейбниц: «Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть - и далее подтвердить это, - что следуя этому методу, мы достигнем цели».
Сейчас для выполнения домашнего задания вам необходимо заполнить таблицу, расположив уравнения, в зависимости от способа, которым вы будете решать дома. Раздаются карточки: с таблицами и заданиями.
Таблица (вариант 1, 2)
№
Способы решения
№ уравнения
1
Приведение обоих частей уравнения к степени с одинаковым показателем
2
Вынесение за скобки степени с наименьшим показателем
3
Деление обеих частей уравнения на выражение, стоящее правой части
4
Ведение новой переменной
5
Построение графиков (графический способ)
6
Исследование свойств монотонной функции
Карточка (вариант №1)
Какое из чисел -2, 0, 1 является корнем уравнения?
Решить уравнения:
Карточка (вариант №2)
Какое из чисел 3, 0, -1 является корнем уравнения?
Решить уравнение:
Итоги урока
Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока «Решение уравнений это золотой ключ, открывающий все сезамы».
Мне хотелось бы вам пожелать , чтобы каждый из вас нашел в жизни свой «золотой ключик», с помощью которого перед вами открывались любые двери.
Достигнуты ли цели урока? Оценка работы класса и каждого ученика в отдельности, проверка оценочных листов и выставление оценок.
Рефлексия
Учителю необходимо знать, насколько самостоятельно и с какой уверенностью решал ученик задания. Для этого ученики ответят на вопросы теста (опросный лист), а затем учитель обработает результаты.
Опросный лист
№
Вопрос
Варианты ответа (поставьте галочку)
1
На уроке я работал
-
активно
-
пассивно
2
Своей работой на уроке я
-
доволен
-
не доволен
3
Урок для меня показался
-
коротким
-
длинным
4
За урок я
-
не устал
-
устал
5
Моё настроение
-
стало лучше
-
стало хуже
6
Материал урока мне был
-
понятен
-
не понятен
-
полезен
-
бесполезен
-
интересен
-
скучен
7
Домашнее задание мне кажется
-
легким
-
трудным
-
интересным
-
не интересным