Статья «Связь между математикой и литературой»

Широко распространено мнение, что А. С. Пушкин был не совсем в ладах с математикой. Подтверждением этому являются воспоминания старшей сестры Ольги о том, что «арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами». В первом томе «Современника», издаваемого Пушкиным, была напечатана статья князя П.Б. Козловского «Разбор парижского математического ежегодника на 1836 г.», а в третьем томе - статья по теории вероятностей «О надежде» того же автора. Все эти статьи были написаны по заказу Пушкина. В наши дни литературные журналы не помещают научных, а тем более математических статей на своих страницах, но во времена Пушкина это было обычным явлением. Геометрия обладает двумя великими сокровищами. Первое - это теорема Пифагора, второе - деление отрезка в крайнем и среднем отношении, которое носит название «золотое сечение». Золотое сечение математики можно рассмотреть на примере композиции “Пиковой дамы” Пушкина. В повести 853 строчки. Кульминацией является сцена в спальне графини, куда проник Герман в надежде узнать тайну 3-х карт. Смерть графини от испуга случается на 535 строке. Эта строка располагается точно в месте золотого сечения, так ... Высказывание Пушкина сближает две далёкие друг от друга науки: математику и литературу. Оно звучит так: «Вдохновение нужно в геометрии, как в поэзии». Знаменитый роман в стихах “Евгений Онегин” состоит из 8 глав, в каждой главе в среднем 50 стихов (а в 7-ой главе 55), а каждый стих состоит из 14 сточек. Основная схема построения “Евгения Онегина” основана на близости к трём числам Фибоначчи: 8, 13, 55. Интуиция Пушкина была необычайно сильной и плодотворной. Это основа его гениальности.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СВЯЗЬ МЕЖДУ МАТЕМАТИКОЙ И ЛИТЕРАТУРОЙ

Широко распространено мнение, что А. С. Пушкин был не совсем в ладах с математикой. Подтверждением этому являются воспоминания старшей сестры Ольги о том, что "арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами". В воспоминаниях об учёбе в лицее «первый друг» и «друг бесценный» Иван Пущин рассказывал о том, как однажды их учитель по физике и математике Яков Иванович Карцов вызвал Пушкина к доске решать алгебраическую задачу. Переминаясь с ноги на ногу, Пушкин, молча, сделал на доске какие-то записи чисел. На вопрос учителя: «Ну, что же у Вас получилось? Чему ровняется икс?» - ученик улыбнулся и ответил: «Нулю!». «Хорошо, - подытожил Карцов. - У вас, Пушкин, всё в моём классе кончается нулём. Садитесь на место и пишите стихи». Другой лицейский товарищ Пушкина Сергей Комовский подтверждал, что он "охотно занимался науками историческими, но не любил политических и в особенности математику..." Сохранилась также следующая запись в дневнике А.С. Пушкина от 1 января 1834 года: "Меня спрашивали, доволен ли я моим камер-юнкерством? Доволен, потому что государь имел намерение меня отличить, а не сделать смешным, а по мне хоть в камер-пажи, только б не заставили меня учиться французским вокабулам и арифметике". Кажется, что приведенных свидетельств более чем достаточно для того, чтобы сделать вывод о неприязненном отношении Пушкина к математике в течение всей его непродолжительной жизни.

Оказывается, это не совсем так. Уже в первом томе "Современника", издаваемого Пушкиным, была напечатана статья князя П.Б. Козловского "Разбор парижского математического ежегодника на 1836 г.", а в третьем томе - статья по теории вероятностей "О надежде" того же автора. Все эти статьи были написаны по заказу Пушкина. В наши дни литературные журналы не помещают научных, а тем более математических статей на своих страницах, но во времена Пушкина это было обычным явлением. Как это ни странно, в то время среди писателей существовала своего рода мода на математику. В библиотеке А.С. Пушкина имелись два сочинения по теории вероятностей, одно из которых представляет собой знаменитый труд великого французского математика и механика Лапласа (1749-1827) "Опыт философии теории вероятностей", вышедший в Париже в 1825 г. Такое внимание к теории вероятностей связано, по-видимому, с тем глубоким интересом, который проявлял Пушкин к проблеме соотношения необходимости и случайности в историческом процессе.

В 1821 году в стихотворении "Чаадаеву" Пушкин писал:

В уединении мой своенравный гений

Познал и тихий труд, и жажду размышлений.

Владею днем моим; с порядком дружен ум;

Учусь удерживать вниманье долгих дум;

Ищу вознаградить в объятиях свободы

Мятежной младостью утраченные годы

И в просвещении стать с веком наравне...

Таким образом, можно сказать, что, помещая математические статьи П.Б. Козловского в своем "Современнике", А.С. Пушкин стремился "стать с веком наравне" даже по отношению к математике.

Геометрия обладает двумя великими сокровищами. Первое - это теорема Пифагора, второе - деление отрезка в крайнем и среднем отношении, которое носит название «золотое сечение». Золотое сечение математики можно рассмотреть на примере композиции "Пиковой дамы" Пушкина. В повести 853 строчки. Кульминацией является сцена в спальне графини, куда проник Герман в надежде узнать тайну 3-х карт. Смерть графини от испуга случается на 535 строке. Эта строка располагается точно в месте золотого сечения, так как 835:535=1,6. В повести "Пиковая дама" 6 глав. И в каждой главе проявляется правило золотого сечения. Золотое сечение, или золотая пропорция в композиции повести "Пиковая дама" - убедительное подтверждение того, что творчество Пушкина основывалось на интуиции, которая подчиняется точным математическим расчётам.

С историей золотого сечения косвенным образом связано имя итальянского математика монаха Леонардо из Пизы, более известного под именем Фибоначчи (сын Боначчи). В 1202 г вышел в свет его математический труд "Книга об абаке", в котором были собраны все известные на то время задачи. Одна из задач гласила "Сколько пар кроликов в один год от одной пары родится". Если выписать последовательность из числа кроликов в начале каждого из шести месяцев, легко заметим, что каждый третий равен сумме двух предыдущих. Размышляя на эту тему, Фибоначчи выстроил такой ряд цифр: 1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21; 34; 55; 89; 144, и т.д. Удивительно, но многие произведения Пушкина, например стихи, тесно связаны не только с правилом «золотого сечения», но и с числами Фибоначчи. Наиболее часто в творчестве поэта встречаются стихи с таким количеством строк, которые тяготеют к данной числовой последовательности: 5, 8, 13, 21, 34. Наиболее выдающиеся шедевры, состоящие из 8 строчек, - это "Я вас любил", "Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит". 13-14 строчек в стихах "Сонет", "Мадонна", "Няне". По 20 строчек - "Храни меня, мой талисман", "Во глубине сибирских руд", "К Чаадаеву", "Памятник". То, что количество строк в стихах Пушкина соответствует числам Фибоначчи, - вовсе не случайность и не слепая игра вероятности. Это закономерность творческого восприятия поэта, интуитивное чувство гармонии. Хотя сам поэт признавал, что нельзя "алгеброй гармонию разъять", но математические законы действуют в его поэзии независимо от автора.

Другое высказывание Пушкина сближает две далёкие друг от друга науки: математику и литературу. Оно звучит так: «Вдохновение нужно в геометрии, как в поэзии». Знаменитый роман в стихах "Евгений Онегин" состоит из 8 глав, в каждой главе в среднем 50 стихов (а в 7-ой главе 55), а каждый стих состоит из 14 сточек. Основная схема построения "Евгения Онегина" основана на близости к трём числам Фибоначчи: 8, 13, 55. Интуиция Пушкина была необычайно сильной и плодотворной. Это основа его гениальности.

Пушкин никогда не любил математику, но, как известно: талантливый человек талантлив во всем, и поэт исключением из этого «правила» не был. Более подробно изучив произведения А.С. Пушкина, можно заметить связь между математикой и литературой. И эта взаимосвязь не случайна, ведь каждой науке присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Природа совершенна, и у неё есть свои законы, выраженные с помощью математики и проявляющиеся во всех искусствах, независимо от того, литература - это или математика.

Список использованных источников:

  1. Благой Д.Д.: Душа в заветной лире/Очерки жизни и творчества Пушкина.- Москва: Советский писатель,1979. - 624с.

  2. Вересаев В.В.: Пушкин в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников/Предисловие Дм.Урнова и Вл.Сайтанова; вступительные заметки к главам и комментарии Вл. Сайтанова.- Москва: Московский рабочий,1987. - 703с..

  3. Пущин И.И.: Записки о Пушкине. Письма. - Москва: Художественная литература,1988. - 559с.

  4. Скатов Н.Н.: Пушкин: очерки жизни и творчества. - Ленинградское отделение: Детская литература,1990. - 237с.

  5. Тыркова-Вильямс А.В.: Жизнь Пушкина: В 2 т. Т. 1.- Москва: Молодая гвардия,2006. - 471с.

© 2010-2022