• Преподавателю
  • Математика
  • «Формы и методы опроса в личностно-ориентированном обучении на уроках математики, как средство повышения качества знаний учащихся»

«Формы и методы опроса в личностно-ориентированном обучении на уроках математики, как средство повышения качества знаний учащихся»

Творческий отчет  по теме самообразования: «Формы и методы опроса в личностно-ориентированном обучении на уроках математики,как средство повышения  качества знаний учащихся » Личностно-ориентированная направленность обучения. Активные формы работ на уроках математики .Как только возникает чувство недовольства своей работой, вдруг отчётливо осознаёшь, что вокруг тебя всё стремительно меняется, а ты как будто стоишь на одном месте. Кажется, что мог бы достигнуть лучших результатов, скорее бы дошёл... Учитель математики – это человек, который имеет дело с ребёнком пять раз в неделю, преподаёт очень важный предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений.     Каждый ребёнок – уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему – полгода, четвёртый – не воспринимает совсем.  Математика является одной из самых сложных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. Как показывают многочисленные психолого – педа...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий отчет по теме самообразования: «Формы и методы опроса в личностно-ориентированном обучении на уроках математики,как средствоопвышения качества знаний учащихся »

Личностно-ориентированная направленность обучения. Активные формы работ на уроках математики .Как только возникает чувство недовольства своей работой, вдруг отчётливо осознаёшь, что вокруг тебя всё стремительно меняется, а ты как будто стоишь на одном месте. Кажется, что мог бы достигнуть лучших результатов, скорее бы дошёл до поставленной цели, вызвал бы в учениках более живую реакцию, если бы урок был построен иначе. Недовольство собой, своей работой или её результатами неизменно приводит к поиску новых форм урока, методик, систем обучения.
Учитель математики - это человек, который имеет дело с ребёнком пять раз в неделю, преподаёт очень важный предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений.
Каждый ребёнок - уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему - полгода, четвёртый - не воспринимает совсем.
Математика является одной из самых сложных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. Как показывают многочисленные психолого - педагогические исследования, если уровнять многие факторы, которые влияют на уровень усвоения новых знаний, новые знания всё равно будут усвоены по-разному.
Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников, то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм обучения, учитывающих индивидуальные особенности учащихся. И одним из таких подходов является уровневая дифференциация.
В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого предмета. С одной стороны, математика вызывает затруднения у многих учащихся. В то же время большое их число имеют явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса очень велик, ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников.
Различают два уровня дифференциации: уровневая и профильная. Оба вида сосуществуют и взаимно дополняют друг друга на всех ступенях школьного математического образования.
В основной школе преобладает уровневая дифференциация. На старшей ступени приоритет отдаётся профильному обучению. Вместе с тем дифференциация по содержанию может проявляться и осуществляться через кружковые занятия и факультативы.
Уровневая дифференциация - это работа с конкретным ребёнком на его конкретном уровне. Необходима методическая база. Ситуация проста: работаю с сильными, чем же занять в это время слабых? Мною накоплен дидактический раздаточный материал для работы в группах с разным уровнем дифференциации. Активно использую сборники дидактических заданий в каждом классе.
Мною разработана система зачётов. Дети с первого дня изучения новой темы знают, что их ждёт на зачёте. У них в тетради вклеены материалы к зачётам. Хотелось бы организовать работу внутри школьного МО - скрупулёзно передавать все материалы от учителя к учителю. Далее, работа с родителями приобретает новую окраску - контакт с ними становится жизненно необходим для успешного внедрения технологии. Родители должны чётко знать, что даёт зачётная система их ребёнку, как она работает, действительно ли это лучше, удобнее. Их надо убедить и тогда «убеждённый» родитель сделает всё: копии подготовит и проконтролирует подготовку своего ребёнка к очередному зачёту.
Ученику необходимо предоставить возможность выбора той или иной дифференциации в любом возрасте, в любом классе, более того - на каждом уроке. Негуманно заявлять ученику, что он опоздал со своим выбором, что надо было сделать это раньше. При выборе форм дифференциации предпочтение нужно отдавать интенсивным формам обучения. Дифференциацию следует осуществлять за счёт различия в подходах и методах приобретения знаний. Важно опираться на прогрессивные методы обучения, т. е. обучать школьников на наивысшем уровне их познавательных возможностей.
Тема моего самообразования интересна и актуальна. Многие учителя нашей школы и района интересуются проблемой уровневой дифференциации и делятся опытом своей работы с коллегами. Это позволяет поделиться как успехами, так и обсудить неудачи и найти пути решения проблем. На личностно-ориентированном уроке важно помнить некоторые правила:


Радуга из одного цвета - не радуга.

Только поддерживая друг друга, приёмы дают « радужный» эффект, а технология - свой результат.

Терпение и постепенность!

Лучший способ загубить новшество - схватиться за всё сразу.

Каждый новый приём, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма.

Приёмы педагогической техники - каждодневный инструмент учителя.

Инструмент без работы ржавеет, а в работе - совершенствуется.

Обеспечить прочность знаний, повысить интерес к предмету, помогают активные формы работы.

Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения - это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.
В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать или при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть. Чтобы формулы лучше запоминались, а так же для контроля за усвоением их используется на уроках дидактические игры:
Математическое домино - состоит из 12-30 карточек каждая карточка разделена чертой на две части - на одной записано задание, на другой - ответ к другому заданию.
При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Уч-ся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками преподавателя в проведении урока. Следует отойти от такого обучения, когда преподаватель объясняет, рассказывает новый материал, а многие уч-ся пропускают услышанное мимо ушей. Естественно, от такого традиционного урока толку мало. Лучше если урок проводится в основном методом эвристической и поисковой беседы. Это означает, что ни объяснения нового материала, ни опроса уч-ся лично учителем не проводится - всё это делается вместе с уч-ся. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться до сути, вместе устанавливается, кто из них и насколько глубоко подготовлен к новому уроку.
Заметно повышают на уроке познавательный интерес уч-ся, дидактические игры. Как один из видов занимательной игры с успехом применяются учебные кроссворды. Напряжённого внимания и сообразительности требует также игра «в небылицы», которую можно проводить одновременно со всем классом.
Задача преподавателя - не приспосабливать обучение к индивидуальным способностям уч-ся, а максимально способствовать умственному развитию всех. В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» -«Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь - приобщить даже самых пассивных к учёбе.

Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала, определений, выводов, это окупится знанием уч-ся.

Важно будоражить ребят заставить их думать. Уч-ся могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить.В проведение уроков включаются технические диктанты. «Мозговые атаки»,«аукционы идей», пресс - конференции, уроки -конкурсы, викторины, КВН, деловые игры, олимпиады. Невозможно рассмотреть все формы и методы нетрадиционного обучения, поэтому рассмотрим некоторые из них.

.

1.Урок - аукцион.

До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость» идей. Затем идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем. Идея переходит к разработчиком, обосновывающим свои варианты. Аукцион может быть проведён в два тура. Идеи, прошедшие на второй тур, могут быть опробованы в практич. задачах.

2. «Мозговая атака».

Урок имеет сходство с «аукционом». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время уч-ся предлагают различные варианты решения предложенной
задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление уч-ся на уроке возможность предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает доверия к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».

3. Урок типа «что? где? когда?»

Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов.

1. Вступительное слово учителя.

2. Разминка - повторение всех ключевых вопросов темы.

3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и кол-во баллов за ответ.

Выбираются орбиты.

4. Игра «что? где? когда?».

5. Подведение итогов.

6. Заключительное слово преподавателя.

4. Уроки - деловые игры.

Такой урок удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Класс разбивается на группы (2 - 3). Каждая группа получает задание и затем рассказывает их решение. Проводится обмен задачами.

5. Урок - экскурсия.

Или заочное путешествие (может очное).

План проведения.

1. Сообщение темы.

2. Вступительное слово ведущего.

3. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии - проводит

экскурсовод ученик, учитель, родитель, шеф и др.

4. Ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии.

5. Подарки и сувениры на память (готовить за ранее).

6. Уроки типа КВН.

1. Приветствие команд (домашнее задание).

2. Разминка. Команды задают друг другу вопросы.

3. Домашнее задание (проверка на кодоплёнке).

4. Выполнение по 3 - 4 задания членами команды у доски.

5. Задания капитанам команд (по карточкам).

6. Подведение итогов.

9. Урок «за круглым столом».

Выбирается ведущий и 5 - 6 комментаторов по проблемам темы. Вступительное слово учителя. Выбираются основные направления темы и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает урок, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению весь класс.

Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям.

10. Урок семинар.

Уроки такой формы проводятся после завершения темы, разделов. Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на поставленные вопросы семинара, учитель подводит итог урока, и нацеливает учащегося на подготовку к уроку- зачету по данной теме.

11.Урок - зачет.

Проводить его можно в разных вариантах. Первый - когда экзаменато- рами свободные от уроков преподаватели. Второй - экзаменаторами выступают более эрудированные, хорошо усвоившие тему учащиеся, звеньевые каждого звена. В конце урока подводится итог. Используется и коллективный способ обучения. Например, решение упражнений с последующей взаимопроверкой. Класс разбивается на несколько групп, назначается консультант. Каждая группа получает карточки - задания. Первый пример решает и объясняет консультант, а остальные учащиеся выполняют самостоятельно. Консультанты координируют и ведут учет. Учитель следит за работой всех.


13. Урок-лекция.


15.Математический бой .

16.Уроки взаимоконтроля .

Основные известные сегодня педагогические технологии обучения математике решают проблему конструирования процесса обучения, направленного на достижение запланированных результатов.

1.Технология «Укрупнение дидактических единиц».

2.Технология алгоритмизации учебных действий учащихся.

А)урок объяснения;

Б)урок решения задач;

В)урок общения;

Г)самостоятельная работа.

3.Технология обучения математике на основе решения задач.

В системе учебных занятий особое значение имеют урок-лекция, урок решения «ключевых задач»,решения одной задачи разными методами, самостоятельное решение задач, участие в конкурсах и олимпиадах, уроки-зачеты, работа- взаимопомощь в парах.

4.Технология на основе эффективных уроков.

А)уроки теоретического материала;

Б)урок поиска рациональных решений;

В)урок одной задачи;

Г)урок самост.работы;

Урок-бенефис;

Лабораторные работы по геометрическому материалу;

Урок-устная контрольная работа;

Урок-зачёт.

5.Парковая технология обучения предполагает:

1)вводная лекция;

2)работа в парах и малых группах;

3)контрольное занятие.

6.Технология мастерских.

Знания выстраиваются самими учениками,учитель лишь корректирует работу групп.Для мастерских выбираются трудные, но в то же время важные для понимания темы.

7.Интегрированное обучение,т.е. интеграция математики с другими дистиплинами.

Цель такого курса-формировать целостное восприятие мира.


© 2010-2022