Урок для старших классов О символика

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГОУ)

Факультет Физико-математический









«О-символика»





Луценко Евгения Сергеевна

МОСКВА 2014



Содержание

1. Введение

2. Обозначения «О-символики»

3. История вопроса

4. Доказательства свойств «о-малое» и «О-большое»

5. Асимптотика

6. Литература









Введение.

«O» большое и «o» малое (О и о) - математические обозначения для сравнения асимптотического поведения функций.

o(f) «о малое от Урок для старших классов О символика» обозначает «бесконечно малое относительно Урок для старших классов О символика», пренебрежимо малую величину при рассмотрении Урок для старших классов О символика. Смысл термина

O(f) «О большое» зависит от его области применения, но всегда Урок для старших классов О символика растёт не быстрее, чем Урок для старших классов О символика, «O большое от Урок для старших классов О символика»

В частности:

  • фраза «сложность алгоритма есть Урок для старших классов О символика» означает, что с увеличением параметра Урок для старших классов О символика, характеризующего количество входной информации алгоритма, время работы алгоритма не может быть ограничено величиной, которая растет медленнее, чем n!;

  • фраза «функция Урок для старших классов О символика является "о" малым от функции Урок для старших классов О символика в окрестности точки Урок для старших классов О символика» означает, что с приближением Урок для старших классов О символика к Урок для старших классов О символика Урок для старших классов О символика уменьшается быстрее, чем Урок для старших классов О символика (отношение Урок для старших классов О символика стремится к нулю).

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что тема «О-символика» используется в различных разделах математики, но активнее всего - в математическом анализе, теории чисел и комбинаторике, а также в информатике и теории алгоритмов.

Цели работы: расскрыть более подробно смысл и значение символов

«О-символики», обозначить и доказать их свойства, уменьшить сложность понимания темы.

Обозначения.

Для функций f(n) и g(n) при Урок для старших классов О символика используются следующие обозначения:

Обозначение

Интуитивное объяснение

Определение

Урок для старших классов О символика

f ограничена сверху функцией g (с точностью до постоянного множителя) асимптотически

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

f ограничена снизу функцией g (с точностью до постоянного множителя) асимптотически

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

f ограничена снизу и сверху функцией g асимптотически

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

g доминирует над f асимптотически

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика доминирует над g асимптотически

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика эквивалентна g асимптотически

Урок для старших классов О символика

где Урок для старших классов О символика - проколотая окрестность точки Урок для старших классов О символика.







История вопроса.

Обозначение «"O" большое» введено немецким математиком Паулем Бахманом (англ.) во втором томе его книги «Analytische Zahlentheorie» (Аналитическая теория чисел), вышедшем в 1894 году. Обозначение «"о" малое» впервые использовано другим немецким математиком, Эдмундом Ландау в 1909 году.

Эдмунд Георг Герман (Иезекииль) Ландау (14 февраля 1877, Берлин - 19 февраля 1938, Берлин) - немецкий математик родился в семье преуспевающего берлинского врача-еврея, профессора Леопольда Ландау, мать Йоханна Якоби происходила из известного банкирского дома Якоби. До 16 лет учился в берлинской Французской гимназии, который успешно закончил на 2 года раньше положенного.

В 1899 году под руководством Фробениуса подготовил и защитил диссертацию по теории чисел. В 1901 году защитил докторскую о рядах Дирихле в аналитической теории чисел. В 1909 году, после смерти Минковского, занимает его кафедру и становится профессором математики Гёттингенского университета. В конце 1920-х годов посетил Палестину. Был избран профессором Еврейского университета в Иерусалиме.

В 1934 году, под давлением нацистов, Ландау был вынужден уйти в отставку. Он не захотел покинуть Германию и продолжал жить в Берлине. С 1935 преподавал в Кембриджском, в 1937-1938 - в Брюссельском университетах.

Скончался в 1938 году от сердечного приступа.

Основные открытия Ландау относятся к аналитической теории чисел и комплексному анализу. Часть работ касается оснований математики.

Он исследовал распределение простых чисел и в 1909 году выпустил двухтомную монографию с первым систематическим изложением этой теории. Ландау сумел связать закон распределения простых чисел и распределение простых идеалов алгебраического числового тела. Ландау внёс существенный вклад в исследование функции Римана. В 1930 году опубликовал книгу «Основания анализа», которая считается классическим изложением предмета и в наши дни.

Имя Ландау носит доказанная им теорема об особых точках целых функций. Так же с работами его связана и популяризация обоих обозначений о-малое и О-большое, в связи с чем их также называют символами Ландау. Обозначение пошло от немецкого слова «Ordnung» (порядок).

В честь Эдмунда Ландау названа также функция Ландау. В 1924 году Ландау был избран почётным членом Лондонского математического общества. Избран иностранным членом многих европейских Академий, в том числе иностранным членом - корреспондентом Российской академии наук (1924) и иностранным почётным членом АН СССР (1932).

Основные свойства:

Транзитивность

Урок для старших классов О символика

Рефлексивность

  • Урок для старших классов О символика

  • Урок для старших классов О символика

  • Урок для старших классов О символика

Симметричность

  • Урок для старших классов О символика



Перестановочная симметрия

Урок для старших классов О символика

Дополнительные свойства символов о-малое и О-большое

1. Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

2. Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

как следствия:

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

3. Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

4. Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

5. Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Свойство 1 и 2

Пусть Урок для старших классов О символика и Урок для старших классов О символика - бесконечно малые функции при хУрок для старших классов О символикаа.

Урок для старших классов О символика= о(β) и Урок для старших классов О символика = о(β)

Урок для старших классов О символика+ Урок для старших классов О символика = о(β)

Урок для старших классов О символика= о(β) т.е. Урок для старших классов О символика Урок для старших классов О символика = о(β) т.е. Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

__________________________________________________________________

Свойство 3

α= о(Сβ)Урок для старших классов О символика , СУрок для старших классов О символика0, С=о(β)-?

Урок для старших классов О символика;( Урок для старших классов О символика

Умножение и деление на СУрок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символикаУрок для старших классов О символика

__________________________________________________________________

Свойство 4

CУрок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика; Урок для старших классов О символика

Свойство 5

о(Урок для старших классов О символика, nУрок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика); Урок для старших классов О символика)) - ?

Урок для старших классов О символика;( Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика=Урок для старших классов О символика =oУрок для старших классов О символика=o

__________________________________________________________________

Свойство 6

(o(Урок для старших классов О символика=o(Урок для старших классов О символика nУрок для старших классов О символикаN

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Пример:

Урок для старших классов О символика(предположим sin x= o(Урок для старших классов О символика, 0<t<1

Урок для старших классов О символика= Урок для старших классов О символика= Урок для старших классов О символика=Урок для старших классов О символика=св-во 8=o(Урок для старших классов О символика(Урок для старших классов О символика

__________________________________________________________________

8 свойство

Урок для старших классов О символика=o(Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

__________________________________________________________________

9 свойство

Урок для старших классов О символика= 0

__________________________________________________________________

10 свойство

o(o(Урок для старших классов О символика; Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика; Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

__________________________________________________________________

11 свойство

o(Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика+Урок для старших классов О символика

__________________________________________________________________

12 свойство

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

__________________________________________________________________

13 свойство

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

__________________________________________________________________

Cвойства «O - большое»

1 свойство

O(o(f(x))=o(f(x))

µ(x) = O(o(f(x)), g(x) = o(f)

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

__________________________________________________________________

2 свойство

o(O(f)x))) = o(f(x))

g(x)=O(f(x)) Урок для старших классов О символика,

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

__________________________________________________________________

3 свойство

O(o(f(x)) = O(f(x)

g(x)=O(f(x))Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

__________________________________________________________________

5 свойство

O(f(x)) + o(f(x) - O(f(x))

g(x) = o(f(x) = 0 Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

__________________________________________________________________

Пример:

1)Sin x-x=o(x) -?

Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

2) cos x - 1 + Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика

Асимптотические обозначения в уравнениях

  • Если в правой части уравнения находится только асимптотическое обозначение (например n = O(n²)), то знак равенства обозначает принадлежность множеству (n ∈ O(n²)).

  • Если в уравнении асимптотические обозначения встречается в другой ситуации, они рассматриваются как подставляемые взамен их некоторые функции. Например, при x → 0 формула Урок для старших классов О символика обозначает, что Урок для старших классов О символика, где Урок для старших классов О символика - функция, о которой известно только то, что она принадлежит множеству Урок для старших классов О символика. Предполагается, что таких функций в выражении столько, сколько раз встречаются в нём асимптотические обозначения. Например, Урок для старших классов О символика - содержит только одну функцию из класса Урок для старших классов О символика.

  • Если асимптотические обозначения встречаются в левой части уравнения, используют следующее правило:
    какие бы мы функции ни выбрали (в соответствии с предыдущим правилом) взамен асимптотических обозначений в левой части уравнения, можно выбрать функции вместо асимптотических обозначений (в соответствии с предыдущим правилом) в правой части так, что уравнение будет правильным.

Например, запись Урок для старших классов О символикаУрок для старших классов О символика обозначает, что для любой функции , существует некоторая функция g(x)Урок для старших классов О символика такая, что выражение x+ f(x) = g(x) - верно для всех Урок для старших классов О символика.

  • Несколько таких уравнений могут быть объединены в цепочки. Каждое из уравнений в таком случае следует интерпретировать в соответствии с правилом.
    Например: Урок для старших классов О символика. Отметим, что такая интерпретация подразумевает выполнение соотношения Урок для старших классов О символика.

Приведенная интерпретация подразумевает выполнение соотношения:

Урок для старших классов О символика, где A, B, C - выражения, которые могут содержать асимптотические обозначения.

Примеры использования:Урок для старших классов О символика при Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика при Урок для старших классов О символика (следует из формулы Стирлинга:Урок для старших классов О символика Формула Стирлинга является первым приближением при разложении факториала в ряд Стирлинга: Урок для старших классов О символика

Урок для старших классов О символика при Урок для старших классов О символика.

При Урок для старших классов О символика выполнено неравенство Урок для старших классов О символика.

Поэтому положим Урок для старших классов О символика.

Отметим, что нельзя положить Урок для старших классов О символика, так как Урок для старших классов О символика и, следовательно, это значение при любой константе Урок для старших классов О символика больше Урок для старших классов О символика.

Функция Урок для старших классов О символикаУрок для старших классов О символика при Урок для старших классов О символика имеет степень роста .

Чтобы это показать, надо положить Урок для старших классов О символика и Урок для старших классов О символика. Можно, конечно, сказать, что Урок для старших классов О символика имеет порядок Урок для старших классов О символика, но это более слабое утверждение, чем то, что Урок для старших классов О символика.

Докажем, что функция Урок для старших классов О символика при Урок для старших классов О символика не может иметь порядок Урок для старших классов О символика.

Предположим, что существуют константы Урок для старших классов О символика и Урок для старших классов О символика такие, что для всех Урок для старших классов О символика выполняется неравенство Урок для старших классов О символика.

Тогда Урок для старших классов О символика для всех Урок для старших классов О символика. Но Урок для старших классов О символика принимает любое, как угодно большое, значение при достаточно большом Урок для старших классов О символика, поэтому не существует такой константы Урок для старших классов О символика, которая могла бы мажорировать Урок для старших классов О символика для всех Урок для старших классов О символика больших некоторого Урок для старших классов О символика.

Урок для старших классов О символика.

Для проверки достаточно положить Урок для старших классов О символика. Тогда Урок для старших классов О символика для Урок для старших классов О символика



























Литература

  • В. Н. Крупский Введение в сложность вычислений.

  • Бугров, Никольский Высшая математика, том 2.

  • ru.wikipedia.org/wiki/%C2%ABO%C2%BB_%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B5_%D0%B8_%C2%ABo%C2%BB_%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B5

  • ru.math.wikia.com/wiki/%C2%ABO%C2%BB_%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B5_%D0%B8_%C2%ABo%C2%BB_%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B5



© 2010-2022