Программа внеурочной деятельности 5 класс Развитие интеллектуальных умений ФГОС

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Николайпольская ООШ»










ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

на 2014/2015 учебный год


«Развитие интеллектуальных умений»

Направление: общекультурное.

Возраст школьников: 5-8 классы.

Разработчик:Котова С.Н.






д. Николайполь, 2015год

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной общеобразовательной программы. При этом важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Овладение универсальными учебными действиями в конечном счете ведет к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения. Программа курса «Развитие интеллектуальных умений» направлена на формирование универсальных умений и навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей. Программа указанного курса составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности Н.А. Криволаповой «Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов», ориентирована на 34 часа в год часовых еженедельных занятий для учащихся 5 класса и является формой внеурочной деятельности.

Значимость этого курса заключается в перспективном обеспечении сформированности компетентности в сфере познавательной деятельности.

Цели программы: Создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Задачи программы:

- развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, воображения у обучающейся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;

- формирование учебно-интеллектуальных умений, приемов мыслительной деятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учета индивидуальных особенностей обучающейся;

- формирование собственного стиля мышления;

-формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнообразными источниками информации;

- освоение приемов и методов решения творческих задач.

Общая характеристика курса:

Программа имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приемов и способов деятельности. В рамках этого курса проводятся занятия в форме предметно-ориентированного тренинга- это система развивающих упражнений и заданий, предполагающих формирование способов умственных действий на основе работы с понятиями соответствующего учебного предмета. Каждое занятие ориентировано на формирование определенных умений, т.е. на достижение конкретной цели и включает разминку, мозговую гимнастику, тренинги, задачи на смекалку, логико-поисковые задания и др. В процессе освоения содержания программы ее результативность предполагается проверять с помощью диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса:

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения:

Личностные результаты:

у учащихся будут сформированы:

  • ответственного отношения к учению;

  • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • умения контролировать процесс и результат своей деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативности мышления, инициатива, находчивость, активности при решении задач.

Метапредметные результаты:

учащиеся научатся:

- конструировать определения и выводы на основе изученных правил;

-анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль;

-слушать, владеть приемами рационального запоминания, осуществлять смысловое чтение;

- проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты;

-владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста.

учащиеся получат возможность научиться:

- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения и выводы;

- находить в различных источниках, в том числе контролируемом пространстве Интернета, информацию, необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера, выдвигать гипотезы, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

В результате изучения курса учащиеся получат возможность:

- улучшить результативность участия в творческих конкурсах и олимпиадах;

- успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения;

Содержание курса

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.

Диагностика интеллектуального развития.

Понятие. Отношения между понятиями: род-вид. Обобщение понятий. Более общее и более частные понятия. Составление логической цепочки: общее-менее общее-частное(в прямом и обратном направлении).Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий.

Развивающие игры.

Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулировка определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие)+существенный признак (видовое отличие).

Практические задания и развивающие игры.

Функциональные отношения между понятиями. Часть-целое, последовательности рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей.

Практические задания.

Сравнение понятий. Выявление сходства и различия. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии.

Развивающие игры.

Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям.

Развивающие игры.

Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству.

Практические задания и развивающие игры.

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом).Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы.

Развивающие игры.

Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений.

Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте.

Практические задания и развивающие игры.

Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений.

Практические задания и развивающие игры.

Календарно-тематический план

п.п

Тема

Содержание

Кол-во

часов

Сроки

1

Человек и его интеллект.

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. Практические задания и развивающие игры.

1


2

Диагностика интеллектуального развития.

1


3



4

Обобщение и ограничение понятий.

Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род-вид. Обобщение понятий. Практические задания и развивающие игры.

2


5



6

Обобщение и ограничение понятий.

Тренинг внимания. Ограничение понятий. Практические задания и развивающие игры.

2


7



8

Выделение существенных признаков.

Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Интеллектуальная разминка. Выделение существенных признаков. Практические задания и развивающие игры.

2


9

Обобщение понятий при построении определений.

Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания и развивающие игры.

1


10

Отношения между понятиями. Часть-целое, рядоположности.

Функциональные отношения между понятиями. Часть-целое, последовательности, рядоположности. Практические задания

1


11





12

Сравнение понятий. Установление сходства и различий.


Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть-целое, последовательности, рядоположности. Развивающие игры.

2


13

Сравнение понятий. Отношение противоположности.

Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношение противоположности. Практические задания и развивающие игры.

1


14





15

Установление причинно-следственных связей.

Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания и развивающие игры.

2


16



17

Логические задачи

Установление связей между понятиями. Практические задания и развивающие игры.

2


18



19

Классификация понятий.

Классификация понятий. Правила классификации. Развивающие игры.

2


20

Классификация понятий.

Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Развивающие игры.

1


21

22

Сравнение понятий. Аналогия.

Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Практические задания и развивающие игры.

2


23

Поиск закономерностей.

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей.

1


24

Поиск закономерностей.

Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом).

1


25

Поиск закономерностей.

Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.

1


26



27

Рассуждение.

Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и развивающие игры.

2


28

Рассуждение. Логические задачи

Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и логические задачи.

1


29

Объяснение значения слов.

Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Практические задания и развивающие игры.

1


30

Объяснение понятий в зависимости от контекста.

Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста.

1


31

Роль смысловых сочетаний в тексте.

Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.

1


32









33

Уяснение смысла вербального материала.

Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений.Практические задания и развивающие игры.

2


34

Диагностика интеллектуального развития. Итоговое тестирование

1



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса:

Для реализации программы созданы необходимые материально-технические условия:

1.Кабинет математики укомплектован в соответствии с требованиями;

2.Компьютер имеет персональный доступ к ресурсам сети Интернет;

3. Программа внеурочной деятельности «Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов». Н.А. Криволапова. М. «Просвещение», 2012.

4. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. Н.А. Криволапова. М. «Просвещение», 2013.


© 2010-2022