Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.

Гринева Л.Н.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Митрофановская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района Воронежской области


Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни. Наиболее острой проблемой современной школы является проблема сохранения здоровья учащихся. Результаты изучения состояния здоровья учащихся, проводимые различными организациями, говорят о том, что в период обучения в школе основные показатели здоровья детей снижаются. Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу инноваций, позволяющих сохранить здоровье детей.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те приемы, применение которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Цели здоровьесбережения ориентируют весь учебный процесс на обязательное выполнение требования: никакие обучающие, развивающие и воспитательные цели не должны достигаться ценой здоровья, а также должны реализовываться через другие компоненты методической системы здоровьесберегающего обучения математике.Содержание обучения математике должно включать не только знания о математических понятиях, утверждениях, правилах - о числе, отношениях и их свойствах, величинах, задачах и т.п., но и рассматривать метазнания (знания о математике, об особенностях математических объектов); смыслы математических понятий и способов действий; язык представления математического знания, форму его выражения.

Можно выделить ряд условий сохранения здоровья учащихся в процессе обучения математике:

- включение в учебный процесс жизненного опыта ребенка, опора на него в обучении; помощь в «присоединении» нового знания к прежнему опыту, обеспечение каждому достаточного уровня понимания нового знания;

- представление математических понятий и способов действий на языке, доступном детям, расширение и развитие способов представления математического знания детьми как естественное обогащение их речи;

- исключение перегрузки учащихся большим количеством информации, равно как исключение «недогрузки» и интеллектуального безделья;

- непротиворечивость учебной информации;

- обеспечение положительного эмоционального состояния школьников, которое служит индикатором общего положительного состояния здоровья;

- использование в процессе обучения групп средств, обеспечивающих все стороны благополучия ребенка комплексно.

Чтобы организация уроков математики выполняла условия здоровьесберегающего обучения математике, она должна обеспечивать: предупреждение и снятие мышечной и умственной усталости; положительное воздействие на эмоциональное состояние учащихся, как через содержание математического учебного материала, так и вне связи с содержанием математики;возможность принимать информацию многосенсорно;создание ситуаций для возникновения и проявления личностных смыслов изучаемого учебного математического материала, собственного мнения по всем вопросам обучения, взаимодействия с другими смыслами и другими мнениями; разнообразие форм учебной деятельности.

Важна правильная здоровьесберегающая организация учебного процесса, а именно:

1) включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании;

2) отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса (кабинета): частичного - на переменах, сквозного - до и после занятий;

3) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

4) обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.);

5) учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс;

6) обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся;

7) обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся;

8) планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередования труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учетом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности учащихся;

9) проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия;

10) постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения;

11) соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами;

12) благоприятный эмоциональный настрой.

Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у школьников. Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио - видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому здоровьесберегающие средства обучения математике необходимо подбирать так, чтобы дети смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом «визуалы» смогли увидеть, «кинестеты» - ощутить, «аудиалы» - услышать. Учитель математики должен поставить перед собой цель - подобрать материал для уроков и внеурочных мероприятий так, чтобы его применение способствовало улучшению здоровья учащихся.


© 2010-2022