- Преподавателю
- Математика
- Открытый урок-игра по математике на тему Решение тригонометрических уравнений
Открытый урок-игра по математике на тему Решение тригонометрических уравнений
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова И.Н. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное учреждение «Профессиональная школа № 5»
УРОК - ИГРА
Преподаватель математики:
Иванова И.Н.
г. Павлодар, 2007-2008 уч.г.
Тақырыбы/Тема: «Решение тригонометрических уравнений».
Задача урока: подготовить учащихся к контрольной работе.
Мақсаты/Цели:
-
Білімділік/Образовательная - создать условия для повторения, закрепления и обобщения знаний учащихся по темам «Формулы тригонометрии», «Свойства тригонометрических функций», «Тригонометрические уравнения».
-
Дамыту/Развивающая - создание мотивационной установки познавательной деятельности учащихся при повторении и закрепле6нии темы, а также способствовать развитию умения выделять главное, сравнивать, анализировать и делать выводы.
-
Тәрбиелеу/Воспитательная - воспитание внимательности, повышение интереса к математике, воспитание настойчивости и упорства в достижении цели, чувства долга, ответственности и товарищества.
Сабақтын түрі/Тип урока: урок-игра.
Формы урока: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Әдісөтәсілдер/Методы урока: учебно-практический.
Материалдықөәдетемелік жабдықтау/Материально-методическое оснащение урока: казахские народные пословицы, карточки-задания, тесты, кроссворд, сообщения учащихся, «гора» (плакат)
Межпредметные связи: физика, астрономия, производственное обучение.
.
Сабақтың мазмүны және барыс/Содержание и ход урока.
I. Себептіөұйымдастыру бөлімі/Организационно - целевой:
1. Приветствие.
2. Настрой учащихся на работу.
3. Постановка учащимися целей урока.
II. Операционно-познавательный:
-
Мотивация учебной деятельности.
-
Распределение учащихся по группам.
-
Назначение экспертной группы.
-
«Восхождение»:
-
Разминка - соотношение острых углов и сторон в прямоугольном треугольнике.
-
Первый участок подъема - повторение формул тригонометрии.
-
Привал - сообщения учащихся об истории тригонометрии и об Эйлере.
-
Второй участок подъема - решение тестов по группам (приложение №1).
-
«Обвал» - помощь отстающей группе.
-
Привал-решение кроссворда (приложение № 2).
-
Инструктаж перед последним восхождением.
-
Последний участок восхождения (приложение № 3).
III. Рефлексивно-оценочный
-
Заключительное слово учителя.
-
Инструктора подводят итоги восхождения.
-
Домашнее задание: повторить свойства тригонометрических функций и написать «резюме» от лица какой-либо тригонометрической функции (по рядам).
-
Рефлексия.
Қайырлы таң, балалар! Отырыңыздар.
Я рада вновь видеть вас на своем уроке. Тем более в такой необычный день. Во-первых, сегодня среда - единый день, когда все говорят на государственном языке. Во-вторых, на нашем уроке присутствуют гости. И, в-третьих, необычным будет и сам урок.
-
Скажите, а вы любите отгадывать сканворды или кроссворды?
-
Тогда скажите, пожалуйста, как называется вершина горы? (ПИК)
Совершенно верно, молодцы. Сегодня я предлагаю вам выступить в роли альпинистов и совершить восхождение на пик «Тригонометрия». У альпинистов есть свое особое снаряжение и различные приспособления, которые помогают им покорять вершины гор.
-
А что вам поможет покорить нашу вершину? (ЗНАНИЯ)
-
Что вы уже знаете из раздела «Тригонометрия»?
Как много всего вы знаете. Но как говорится: «Повторение-мать учения».
-
А поэтому скажите, пожалуйста, с какой целью, для чего вам совершать это восхождение? (учащиеся ставят цель - ПОВТОРИТЬ)
Сейчас я познакомлю вас с правилами «подъема». Подниматься будут три группы (3 ряда). У каждой группы будет свой инструктор, который будет контролировать, направлять и оценивать вашу работу. (Инструктора-это ученики 2 курса)
1 группа - Ф.И. учащегося;
2 группа - Ф.И. учащегося;
3 группа - Ф.И. учащегося.
Результаты оценок вы увидите на плакате с изображением горы. Цветными магнитами эксперты будут показывать, на какой отметке или до какой высоты вы добрались. Каждой группе соответствует свой цвет магнита:
1 группа-красный цвет;
2 группа-желтый цвет;
3 группа-зеленый цвет.
Сегодня мы уже вспоминали пословицу «Повторение-мать учения». Я хочу, чтобы вы прочли казахскую пословицу, которая находится перед вами, над доской.
«Жұмыла көтерген жүк жеңіл»
«Легка ноша, поднятая сообща»
В конце урока каждый для себя определит, какой же высоты он достиг в знаниях по теме «Тригонометрия». А из суммы ваших личных баллов будет складываться успех всей команды (на доске висит лист с баллами: по группе 38-36 баллов-«5», 35-19 баллов-«4», 18-4 балла-«3»; индивидуально 3-9 баллов - «3», 10-25 баллов - «4», 26… - «5»).
Ну, что ж мне остается пожелать вам ни пуха, ни пера, и мы начинаем.
Вы знаете, что ничего нельзя начинать без предварительной подготовки или тренировки. Поэтому
I. РАЗМИНКА - на доске начерчен прямоугольный треугольник - вспомнить
и записать соотношение сторон и углов в прямоугольном
треугольнике, ответив на вопросы:
-
Как называется отношение противолежащего катета к гипотенузе?
-
Как называется отношение прилежащего катета к гипотенузе?
-
Как называется отношение прилежащего катета к противолежащему катету?
-
Как называется отношение противолежащего катета к прилежащему катету?
-
Какие единицы измерения углов вы знаете?
-
Какую окружность называют единичной?
Разминка прошла успешно. А сейчас
II. ПЕРВЫЙ УЧАСТОК ПОДЪЕМА.
На доске записаны формулы тригонометрии. Задача учащихся определить, какая из формул записана, верно. Формулу, записанную неправильно записать правильно. Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. Используем взаимопроверку.
1
sin2 x + cos2 x = 1
+
2
tg х = cos х/ sin х
-
tg х = sin х /cos х
3
cos х = а
х = arccos a + 2πn
-
cos х = а
х = + arccos a + 2πn
4
sin 2x = 2sin x • cos x
+
5
tg x = a
х = + arctg a + 2πn
-
tg x = a
х = arctg a + πn
6
сos 2x = sin2 x + cos2 x
-
сos 2x = cos2 x - sin2 x
7
sin x = а
x = (-1)arcsin a + πn
-
sin x = а
x = (-1)k arcsin a + πn
Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Баллы фиксируют инструктора в своих листах контроля, и результаты выбрасывают на плакате «Гора».
III. ПРИВАЛ.
Вы все в этом деле новички, поэтому объявляю ПРИВАЛ. Пока вы будете переводить дыхание Ваня и Слава расскажут вам об истории Тригонометрии и о Леонарде Эйлере, который внес большой вклад в развитие тригонометрии.
IV. ВТОРОЙ УЧАСТОК ПОДЪЕМА - «Лесенка».
Прежде, чем продолжить дальше восхождение, ответьте мне, пожалуйста, какими качествами должны обладать люди, идущие в гору?
Читаем пословицу: «Жұмыла көтерген жүк жеңіл» - «Легка ноша, поднятая сообща».
Каждый ряд получает свою карточку. Учащиеся первой парты выписывают первое уравнение, решают, а карточку передают учащимся второй парты и т.д. Решив уравнение, учащиеся получают ответ, которому соответствует определенная буква. Эту букву они выписывают на доску на свою «ступеньку». В результате у учащихся каждого ряда получается свое слово. (ДУМАЙ, РЕШАЙ, ТВОРИ)
За правильно отгаданное слово группа получает 5 баллов.
V. «ОБВАЛ» - помощь отстающей группе.
На вопросы учителя ученики отвечают «да» или «нет». На доске карточки с цифрами от 1 до 10. Ученики отстающей группы по очереди выбирают цифру и отвечают на вопрос. Среди вопросов один вопрос в подарок.
-
sin2 x + cos2 x = 1 - основное тригонометрическое тождество? (да)
-
sin, cos, tg, ctg - тригонометрические функции? (да)
-
Тригонометрия - раздел геометрии? (нет)
-
Сколько корней имеет квадратное уравнение, 2 или 1?
-
5x4 -2x3 =3 - чему равно х? (1)
-
[-1;1] - область значений функции sin? (да)
-
[-π/2; π/2] - область определения функции tg? (нет)
-
(-∞;∞) - область значений функции ctg? (нет)
-
ctg x= sin x / cos x да или нет? (нет)
-
Математика - это мой любимый предмет? Да или нет?
Правильный ответ приравнивается к 1 баллу.
VI. ПРИВАЛ.
Думаю самое время отдохнуть. Итак, ПРИВАЛ. Во время отдыха вам предлагается решить кроссворд. (приложение № 2).
Учащиеся работают в минигруппах по 4 человека. Общий выброс на доску.
Правильный ответ приравнивается к 1 баллу.
Впереди последний этап восхождения, самый тяжелый и ответственный. Поэтому сейчас инструктора дадут вам последние наставления.
VII. ИНСТРУКТАЖ ПЕРЕД ПОСЛЕДНИМ ВОСХОЖДЕНИЕМ.
Инструктора решают уравнения на доске.
1 инструктор: cos 2x = -√3/2, 2tgx - 1=0
2 инструктор: sin(x - π/4) = ½
3 инструктор: 2sin2 x + sin x - 1 = 0
VIII. ПОСЛЕДНИЙ УЧАСТОК ВОСХОЖДЕНИЯ (приложение № 3).
Самостоятельная работа. Каждый учащийся получает индивидуальное задание - тест. Решить тригонометрическое уравнение. Инструктора помогают тем, у кого решение вызвало затруднения. С каждого ряда учащийся, решивший первым уравнение, показывает решение на доске.
За правильное решение 5 баллов.
Заключительное слово учителя.
Наше восхождение окончено. Инструктора подводят итоги. А я бы хотела уточнить, где применяется тригонометрия: землемерие, астрономия, строительство, механика, оптика, электричество, радиомеханика, геометрия.
Нужна будет и вам - станочникам:
- при обработке фасонных и конических поверхностей;
- при расчете угла конуса и угла наклона;
- при наклонном повороте верхних салазок суппорта и смещенного центра задней бабки.
Поэтому, чтобы стать настоящим профессионалом, вам нужно учить и такие предметы, как математика, физика, химия и т. д.
Инструктора готовы подвести итоги.
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
X. РЕФЛЕКСИЯ.
Скажите, что дал вам этот урок? Вспомните цель - повторить. Кто может сказать, что он научился решать тригонометрические уравнения, что стал больше понимать?
Спасибо всем. Урок окончен. Я хочу, чтобы, уходя с урока, вы приклеили стикеры к той мордашке, которая соответствует вашему настроению.