• Преподавателю
  • Математика
  • Компетентностный подход как средство повышения качества математической грамотности учащихся основной школы

Компетентностный подход как средство повышения качества математической грамотности учащихся основной школы

Современное общество меняет взгляд на содержание математического   образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания  умения в жизненных ситуациях.        В международных исследованиях PISA (Programme for International Student Assessment) математическая грамотность определяется как «способность человекаопределять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использова...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

. Компетентностный подход и исследование PISA

В Государственной программе развития Республики Казахстан на 2011-2020 года определены общие ориентиры развития функциональной грамотности, целью которой являются формирование в школах интеллектуальной, духовно развитой личности, способной действовать в обществе эффективно, самосовершенствоваться.

PISA (Programme for International Student Assessment) - международное тестирование 15-летних подростков, является одним из наиболее известных международных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности. Цель этой международной программы является - оценивание способности учащихся 15-летнего возраста добытые в школе знания и опыт в различных сферах человеческой жизнедеятельности.

PISA (аббревиатура читается как "пиза") проводится раз в три года.

Задачи PISA:

- дать развернутый ответ на постановленный вопрос, лучше в свободной форме;

- уметь переходить от одного текста к другому;

- добывать и привлекать дополнительную информацию;

- умение использовать научно-практические задания для решения жизненных ситуаций.

В последний раз в тестировании участвовали 65 стран. Самыми умными оказались школьники из Финляндии, Гонконга, Южной Кореи, Лихтенштейна, Японии, Канады, Бельгии, Швейцарии, Макао и Новой Зеландии. На последнем месте - ребята из Туниса. В общем рейтинге стран, участвовавших в PISA-2009, Казахстан занял 59 место - 49 позицию по математике, 52 - естественнонаучным дисциплинам и 63 - читательской грамотности. Государственной программой развития образования РК на 2011-2020 г. определены целевые индикаторы участия наших школьников в международных исследованиях PISA: 2015 г. - 50-55 место, 2018 г. - 40-45 место. Результаты свидетельствуют, что доля казахстанских школьников, готовых адекватного использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5% от числа участников исследования грамотности чтения (средний показатель по странам ОЭСР - 28,6%).

Результаты участия Казахстана в PISA показывают, что педагоги образовательных школ республики дают сильные знания по предмету, но слабо учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.

Другие страны СНГ, участвующие в этой оценке, распределились следующим образом: Кыргызстан - 65, Азербайджан - 64, Россия - 44.

Казахстан участвует в этом международном исследовании и это позволяет получать сравнительную оценку уровня подготовки наших учеников с уровнем подготовки учащихся других стран мира, доступ к методикам, которые соответствуют последним мировым достижениям в сфере качества образования, разработанными ведущими специалистами мира по проведению национальных исследований, оценке учебных достижений и анализу результатов исследования.

На сегодня исследования PISA в мире рассматривается как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования.

Ключевой вопрос исследования - «Обладают ли учащиеся 15 - летнего возраста, которые имеют основное общее образование, знаниями и умениями, необходимых им для полноценного функционирования в обществе?».

Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые будут полезны учащимся в будущем, а также оценить возможности учащихся самостоятельно приобретать знания для успешной адаптации в современном мире.

Открытые и закрытые формы контроля, включены в тест. Некоторые задания состоят из вопросов различного уровня сложности, которые могут относиться к одной и той же жизненной ситуации.

PISA-уникальное исследование, в нем оценивается не только степень усвоения учебного материала, но и способность использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных задач, то есть функциональная грамотность учащихся. Проверяются три вида такой грамотности: «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественно-научная грамотность».

Каждое задание PISA - это отдельный текст, в котором описывается некая нестандартная ситуация (проблема). К тексту прилагается от одного до шести вопросов разной сложности. Оценивается способность учащихся, используя знания в соответствующей предметной области, понять и решить проблему, которая лежит вне рамок самой этой области.

При компетентностном подходе к оценке результатов обучения в понятие «функциональная грамотность» вкладывается следующий смысл:

  • читательская грамотность - способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Таким образом, термин "грамотность чтения" в исследовании имеет широкий смысл. Как было определено в исследовании, оценивалась не техника чтения, а способность ученика использовать чтение как средство приобретения новых знаний для дальнейшего обучения.

Цели исследования отражали современное представление о "грамотности чтения". Согласно этому представлению, выпускник основной школы должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. Предлагаемые тексты были типичны для различных жизненных ситуаций. Это были тексты разных видов и жанров: отрывки из художественных произведений, биографии, тексты развлекательного характера, личные письма, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, рекламные объявления, товарные ярлыки, географические карты и др. В них использовались различные формы представления информации: диаграммы, рисунки, карты, таблицы и графики. Оценивались различные когнитивные умения, которые можно было объединить в три группы:

- нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде;

- интерпретация текста;

- рефлексия и оценка текста.

  • математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;

Содержание этого понятия уточняется следующим образом.

Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;

- формулировать эти проблемы на языке математики;

- решать эти проблемы, используя математические знания и методы;

- анализировать использованные методы решения;

- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

- формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.

Использование термина "грамотность" позволяет показать, что изучение состояния математических знаний и умений, обычно определяемых в школьной программе, не является первоочередной задачей данного исследования. Основное внимание уделяется проверке способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Очевидно, что для решения поставленных проблем учащимся необходимо иметь значительный объем математических знаний и умений, которые обычно формируются в школе. В исследовании не ставится цель проверить каждое из выделенных предметных знаний и умений в отдельности. В большинстве ситуаций требуется использовать знания и умения из разных тем и разделов не только курса математики, но и других школьных предметов, например, физики, биологии, химии.

  • естественно-научная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности оценивались следующие умения учащихся:

- использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;

- выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;

- выявлять особенности естественнонаучного исследования;

- делать выводы на основе полученных данных;

- формулировать ответ в понятной для других форме.

Задания по естествознанию, так же как по чтению и математике, включали группу вопросов, связанную с текстом, в котором описывалась некоторая ситуация из истории естествознания или из повседневной жизни. Каждый вопрос проверял овладение отдельным знанием или умением, а группа вопросов - некоторой их совокупностью.

Результаты нашей молодежи в этом исследовании вызывают тревогу, свидетельствуя о том, что наша школа не обеспечивает достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе, отвечающую современным международным требованиям.

На охарактеризованные в отчете результаты тестирования казахстанских школьников в проведенном международном исследовании PISA могли повлиять следующие основные причины, которые требуют дополнительного изучения и анализа.

1. Недостаточная практическая ориентированность содержания образования по русскому языку, математике и естественнонаучным дисциплинам, их некоторая оторванность от реалий жизни, окружающей школьника.

2. Перегруженность программ и учебников учебными материалами.

3. Недостаточное внимание к формированию общеучебных умений.

Названные недостатки - следствие крайностей в реализации академического и фундаментального подходов в программах и учебниках среднего образования. На наш взгляд, следует, не отказываясь от этих лучших традиций нашей школы, усилить личностную и практическую ориентированность содержания и процесса образования, повысив развивающий его характер.













Компетентностный подход и

международное исследование PISA

(Programme for International Student Assessment)







Подготовили: Ничкасова Н.В.

© 2010-2022