Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

02.04. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

городского округа город Салават Республики Башкортостан

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №15»

г. Салавата

_______________А.И. Васильев

Приказ от «28»08 2015г. № 220.



Рабочая программа

по предмету Геометрия

для 9а класса

на 2015 - 2016 учебный год



Автор-составитель:

Казиева Танзиля Ахметовна,

учитель

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

ШМО учителей естественно-математического цикла

от «____»________ 2015г. № 1


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________/Т.Н.Петрова

«_____»___________ 2015г.



Салават

2015

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета геометрия составлена для учащихся 9а класса в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

- ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

- ФК ГОС (утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 19.10.2009г. № 427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

- Примерная программа основного общего образования по математике, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования с учетом авторской программы основного общего образования по математике (Программы общеобразовательных учреждений, Геометрия 7-9 кл, Москва, Просвещение,2011г.)

- учебный план МБОУ «СОШ № 15» г. Салавата на 2015-2016 учебный год (приказ директора МБОУ «СОШ № 15» г. Салавата от 28.08.2015 № 220);

- Положение о рабочей программе (приказ директора МБОУ «СОШ № 15» г. Салавата от 28.02.2014 № 92);

- Реализация учебной программы обеспечивает УМК (приказ по МБОУ «СОШ № 15» г. Салавата от 30.04.2015 № 145 «Об утверждении списка учебников на 2015-2016 учебный год».

СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОГРАММЫ.

Рабочая программа по математике представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, содержание учебного предмета, тематическое планирование, оценка достижения планируемых результатов освоения программы, перечень учебно-методического и материально - технического обеспечения, список литературы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ данного предмета заключается в том, что в настоящее время для усвоения материала у учащихся слабая познавательная активность. Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Поиск методов развития познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время для педагогов существовал всегда, поэтому возникла необходимость в разработке новых подходов к преподаванию математики.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике:

ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ курса геометрии в 7- 9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и курса стереометрии в старших классах).

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

  • Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  • Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

Цели обучения геометрии:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

9а - общеобразовательный класс.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 15» г. Салавата на 2015-2016 учебный год рассчитана на 68 часов, в том числе 5 контрольных работ.

класс

Количество часов

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Итого за год

кол.ч.

кол.к/р

кол.ч.

кол. к/р

кол.ч.

кол. к/р

кол.ч.

кол. к/р

21

1

25

2

22

1

68

5



  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

расчетов, включающих простейшие формулы;

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Векторы (8ч.)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

Основная цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.

Метод координат (10ч.)

Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель: познакомить учащихся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (11ч.)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Длина окружности и площадь круга (12ч.)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

Движения (8ч.)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Начальные сведения из стереометрии (8ч.)

Многогранники, тела вращения, аксиомы планиметрии.

Цель: знакомство с многогранниками, телами вращения, дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

Повторение. Решение задач (9ч.)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

Примечания

Глава 9. Векторы. (8ч.)


1./1.

Понятие вектора.

02.09

2./2.

Понятие вектора.

03.09

3/3

Сложение и вычитание векторов.

09.09

4/4

Сложение и вычитание векторов.

10.09

5/5

Сложение и вычитание векторов.

16.09

6/6

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

17.09

7/7

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

23.09

8/8

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

24.09

Глава 10. Метод координат. (10ч.)


9/1

Координаты вектора.

30.09

10/2

Координаты вектора.

01.10

11/3

Простейшие задачи в координатах.

07.10

12/4

Простейшие задачи в координатах.

14.10

13/5

Простейшие задачи в координатах.

15.10

14/6

Уравнение окружности и прямой.

21.10

15/7

Уравнение окружности и прямой.

22.10

16/8

Уравнение окружности и прямой.

28.10

17/9

Уравнение окружности и прямой.

29.10

18/10

Контрольная работа №1 «Векторы. Метод координат».

05.11

Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника (11ч.)


19/1

Синус, косинус, тангенс угла.

11.11

20/2

Синус, косинус, тангенс угла.

12.11

21/3

Синус, косинус, тангенс угла.

25.11

22/4

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

26.11

23/5

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

02.12

24/6

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

03.12

25/7

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

09.12

26/8

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

10.12

27/9

Скалярное произведение векторов.

16.12

28/10

Скалярное произведение векторов.

17.12

29/11

Контрольная работа №2 «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

23.12

Глава 12. Длина окружности и площадь круга. (12ч.)


30/1

Правильные многоугольники.

24.12

31/2

Правильные многоугольники.

30.12

32/3

Правильные многоугольники.

13.01

33/4

Правильные многоугольники.

14.01

34/5

Правильные многоугольники.

20.01

35/6

Длина окружности. Площадь круга.

21.01

36/7

Длина окружности. Площадь круга.

27.01

37/8

Длина окружности. Площадь круга.

28.01

38/9

Длина окружности. Площадь круга.

03.02

39/10

Длина окружности. Площадь круга.

04.02

40/11

Длина окружности. Площадь круга.

10.02

41/12

Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга».

11.02

Глава 13. Движения. (8ч.)


42/1

Понятие движения.

17.02

43/2

Понятие движения.

18.02

44/3

Понятие движения.

24.02

45/4

Понятие движения.

25.02

46/5

Параллельный перенос и поворот.

09.03

47/6

Параллельный перенос и поворот.

10.03

48/7

Параллельный перенос и поворот.

16.03

49/8

Контрольная работа №4 «Движения».

17.03

Глава 14. Начальные сведения из стереометрии. (8ч.)


50/1

Многогранники.

23.03

51/2

Многогранники.

24.03

52/3

Многогранники.

30.03

53/4

Многогранники.

31.03

54/5

Тела и поверхности вращения

06.04

55/6

Тела и поверхности вращения

07.04

56/7

Тела и поверхности вращения

13.04

57/8

Тела и поверхности вращения

14.04

58/1

Об аксиомах планиметрии

20.04

59/2

Об аксиомах планиметрии

21.04

Повторение курса геометрии. (9ч.)


60/1

Повторение темы «Треугольники».

27.04

61/2

Повторение темы «Параллельные прямые».

28.04

62/3

Повторение темы «Четырехугольники».

04.05

63/4

Повторение темы «Площади фигур».

05.05

64/5

Повторение темы «Подобие».

11.05

65/6

Повторение темы «Подобие».

12.05

66/7

Повторение темы «Подобие».

18.05

67/8

Повторение темы «Векторы».

19.05

68/9

Повторение темы «Длина окружности и площадь круга».

25.05







  1. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Промежуточная аттестация проходит в форме контрольной работы.

Вариант 1

1. В треугольнике АВС точка D - середина стороны АВ, точка М - точка пересечения медиан.

а) Выразите вектор Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян через векторы Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасяни Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян и вектор Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян через векторы Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян и Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян.

б) Найдите скалярное произведение Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян, если Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян

2. Даны точки А(1; 1), В(4; 5), С(-3; 4).

а) Докажите, что треугольник АВС равнобедренный и прямоугольный.

б) Найдите длину медианы СМ.

3. В треугольнике АВС Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян высота ВD равна h.

а) Найдите сторону АС и радиус R описанной окружности.

б) Вычислите значение R, если Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян

4. Хорда окружности равна а и стягивает дугу в 120о. Найдите: а) длину дуги; б) площадь сектора, ограниченного этой дугой и двумя радиусами.

Вариант 2

1. В параллелограмме АВСD диагонали пересекаются в точке О.

а) Выразите вектор Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян через векторы Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасяни Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян и вектор Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян через векторы Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян и Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян.

б) Найдите скалярное произведение Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян, если Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян

2. Даны точки К(0; 1), М(-3; -3), N(1; -6).

а) Докажите, что треугольник KMN равнобедренный и прямоугольный.

б) Найдите длину медианы NL.

3. В треугольнике АВС Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян высота ВD равна h.

а) Найдите сторону АD и радиус R описанной окружности.

б) Вычислите значение R, если Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян

4. Хорда окружности равна а и стягивает дугу в 60о. Найдите: а) длину дуги; б) площадь сектора, ограниченного этой дугой и двумя радиусами.


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по математике.


Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

- работа выполнена полностью;

- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

- допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере; работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Оценка устных ответов учащихся по математике.

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Тестирование

При выставлении оценок желательно придерживаться общепринятых соотношений:

Меньше 50% - «2»;

50-70% - «3»;

71-85% - «4»;

86-100% - «5».


  1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

УМК

  1. Программы общеобразовательных учреждений, Геометрия 7-9 кл, Москва, Просвещение,2011г. Геометрия 10-11 кл, Москва, Просвещение,2011г.

  2. Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2012.

  3. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. - М.: Просвещение, 2012.

  4. Зив Б.Г. Геометрия: Дидакт. материалы для 9 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2011.

Для учителя:

  1. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова - М: «Просвещение», 2011 - М: «Просвещение», 2011.)

  2. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2012.

  3. Геометрия: учеб, для 7-9 кл./[Л. С. Атанасян, В. Ф.Бутузов, С. В.Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2012.

  4. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. - М.: Просвещение, 2012.

  5. Зив Б.Г. Геометрия: Дидакт. материалы для 9 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2011.

  6. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 9 класс. М.: ВАКО, 2011 - (В помощь школьному учителю)

Для учащихся:

  1. Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2012.

  2. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. - М.: Просвещение, 2012.

  3. Зив Б.Г. Геометрия: Дидакт. материалы для 9 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2011.




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Ноутбук, мультимедийное оборудование, экран

  2. Доска, столы, стулья

  3. Учебники

  4. Чертежные инструменты

  5. Дидактические раздаточные материалы

  6. Стеллажи, стенд





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волина В.В. праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей.-М.: Знание, 1993г.

2. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2006г.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

  1. Тестирование online: 5-11 классы: kokch.kts.ru/cdo/

  2. ps.1september.ru/

  3. proshkolu.ru/

  4. matematika-na.ru/

  5. openclass.ru/

  6. Новые технологии в образовании: edu.secna.ru/main/

  7. fipi.ru.



© 2010-2022