- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян
Рабочая программа по геометрии в 9 классе по учебнику Атанасян
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Казиева Т.А. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
02.04. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
-
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №15»
г. Салавата
_______________А.И. Васильев
Приказ от «28»08 2015г. № 220.
Рабочая программа
по предмету Геометрия
для 9а класса
на 2015 - 2016 учебный год
Автор-составитель:
Казиева Танзиля Ахметовна,
учитель
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
ШМО учителей естественно-математического цикла
от «____»________ 2015г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________/Т.Н.Петрова
«_____»___________ 2015г.
Салават
2015
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета геометрия составлена для учащихся 9а класса в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- ФК ГОС (утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 19.10.2009г. № 427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- Примерная программа основного общего образования по математике, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования с учетом авторской программы основного общего образования по математике (Программы общеобразовательных учреждений, Геометрия 7-9 кл, Москва, Просвещение,2011г.)
- учебный план МБОУ «СОШ № 15» г. Салавата на 2015-2016 учебный год (приказ директора МБОУ «СОШ № 15» г. Салавата от 28.08.2015 № 220);
- Положение о рабочей программе (приказ директора МБОУ «СОШ № 15» г. Салавата от 28.02.2014 № 92);
- Реализация учебной программы обеспечивает УМК (приказ по МБОУ «СОШ № 15» г. Салавата от 30.04.2015 № 145 «Об утверждении списка учебников на 2015-2016 учебный год».
СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОГРАММЫ.
Рабочая программа по математике представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, содержание учебного предмета, тематическое планирование, оценка достижения планируемых результатов освоения программы, перечень учебно-методического и материально - технического обеспечения, список литературы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ данного предмета заключается в том, что в настоящее время для усвоения материала у учащихся слабая познавательная активность. Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Поиск методов развития познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время для педагогов существовал всегда, поэтому возникла необходимость в разработке новых подходов к преподаванию математики.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике:
ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ курса геометрии в 7- 9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и курса стереометрии в старших классах).
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
-
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
-
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Цели обучения геометрии:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
9а - общеобразовательный класс.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 15» г. Салавата на 2015-2016 учебный год рассчитана на 68 часов, в том числе 5 контрольных работ.
класс
Количество часов
1 триместр
2 триместр
3 триместр
Итого за год
кол.ч.
кол.к/р
кол.ч.
кол. к/р
кол.ч.
кол. к/р
кол.ч.
кол. к/р
9а
21
1
25
2
22
1
68
5
-
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие формулы;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
-
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Векторы (8ч.)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.
Основная цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.
Метод координат (10ч.)
Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель: познакомить учащихся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (11ч.)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга (12ч.)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
Движения (8ч.)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Начальные сведения из стереометрии (8ч.)
Многогранники, тела вращения, аксиомы планиметрии.
Цель: знакомство с многогранниками, телами вращения, дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
Повторение. Решение задач (9ч.)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.
-
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема урока
Дата проведения
Планируемая
Фактическая
Примечания
Глава 9. Векторы. (8ч.)
1./1.
Понятие вектора.
02.09
2./2.
Понятие вектора.
03.09
3/3
Сложение и вычитание векторов.
09.09
4/4
Сложение и вычитание векторов.
10.09
5/5
Сложение и вычитание векторов.
16.09
6/6
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.
17.09
7/7
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.
23.09
8/8
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.
24.09
Глава 10. Метод координат. (10ч.)
9/1
Координаты вектора.
30.09
10/2
Координаты вектора.
01.10
11/3
Простейшие задачи в координатах.
07.10
12/4
Простейшие задачи в координатах.
14.10
13/5
Простейшие задачи в координатах.
15.10
14/6
Уравнение окружности и прямой.
21.10
15/7
Уравнение окружности и прямой.
22.10
16/8
Уравнение окружности и прямой.
28.10
17/9
Уравнение окружности и прямой.
29.10
18/10
Контрольная работа №1 «Векторы. Метод координат».
05.11
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника (11ч.)
19/1
Синус, косинус, тангенс угла.
11.11
20/2
Синус, косинус, тангенс угла.
12.11
21/3
Синус, косинус, тангенс угла.
25.11
22/4
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
26.11
23/5
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
02.12
24/6
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
03.12
25/7
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
09.12
26/8
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
10.12
27/9
Скалярное произведение векторов.
16.12
28/10
Скалярное произведение векторов.
17.12
29/11
Контрольная работа №2 «Соотношения между сторонами и углами треугольника».
23.12
Глава 12. Длина окружности и площадь круга. (12ч.)
30/1
Правильные многоугольники.
24.12
31/2
Правильные многоугольники.
30.12
32/3
Правильные многоугольники.
13.01
33/4
Правильные многоугольники.
14.01
34/5
Правильные многоугольники.
20.01
35/6
Длина окружности. Площадь круга.
21.01
36/7
Длина окружности. Площадь круга.
27.01
37/8
Длина окружности. Площадь круга.
28.01
38/9
Длина окружности. Площадь круга.
03.02
39/10
Длина окружности. Площадь круга.
04.02
40/11
Длина окружности. Площадь круга.
10.02
41/12
Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга».
11.02
Глава 13. Движения. (8ч.)
42/1
Понятие движения.
17.02
43/2
Понятие движения.
18.02
44/3
Понятие движения.
24.02
45/4
Понятие движения.
25.02
46/5
Параллельный перенос и поворот.
09.03
47/6
Параллельный перенос и поворот.
10.03
48/7
Параллельный перенос и поворот.
16.03
49/8
Контрольная работа №4 «Движения».
17.03
Глава 14. Начальные сведения из стереометрии. (8ч.)
50/1
Многогранники.
23.03
51/2
Многогранники.
24.03
52/3
Многогранники.
30.03
53/4
Многогранники.
31.03
54/5
Тела и поверхности вращения
06.04
55/6
Тела и поверхности вращения
07.04
56/7
Тела и поверхности вращения
13.04
57/8
Тела и поверхности вращения
14.04
58/1
Об аксиомах планиметрии
20.04
59/2
Об аксиомах планиметрии
21.04
Повторение курса геометрии. (9ч.)
60/1
Повторение темы «Треугольники».
27.04
61/2
Повторение темы «Параллельные прямые».
28.04
62/3
Повторение темы «Четырехугольники».
04.05
63/4
Повторение темы «Площади фигур».
05.05
64/5
Повторение темы «Подобие».
11.05
65/6
Повторение темы «Подобие».
12.05
66/7
Повторение темы «Подобие».
18.05
67/8
Повторение темы «Векторы».
19.05
68/9
Повторение темы «Длина окружности и площадь круга».
25.05
-
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Промежуточная аттестация проходит в форме контрольной работы.
Вариант 1
1. В треугольнике АВС точка D - середина стороны АВ, точка М - точка пересечения медиан.
а) Выразите вектор через векторы и и вектор через векторы и .
б) Найдите скалярное произведение , если
2. Даны точки А(1; 1), В(4; 5), С(-3; 4).
а) Докажите, что треугольник АВС равнобедренный и прямоугольный.
б) Найдите длину медианы СМ.
3. В треугольнике АВС высота ВD равна h.
а) Найдите сторону АС и радиус R описанной окружности.
б) Вычислите значение R, если
4. Хорда окружности равна а и стягивает дугу в 120о. Найдите: а) длину дуги; б) площадь сектора, ограниченного этой дугой и двумя радиусами.
Вариант 2
1. В параллелограмме АВСD диагонали пересекаются в точке О.
а) Выразите вектор через векторы и и вектор через векторы и .
б) Найдите скалярное произведение , если
2. Даны точки К(0; 1), М(-3; -3), N(1; -6).
а) Докажите, что треугольник KMN равнобедренный и прямоугольный.
б) Найдите длину медианы NL.
3. В треугольнике АВС высота ВD равна h.
а) Найдите сторону АD и радиус R описанной окружности.
б) Вычислите значение R, если
4. Хорда окружности равна а и стягивает дугу в 60о. Найдите: а) длину дуги; б) площадь сектора, ограниченного этой дугой и двумя радиусами.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по математике.
Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере; работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Оценка устных ответов учащихся по математике.
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Тестирование
При выставлении оценок желательно придерживаться общепринятых соотношений:
Меньше 50% - «2»;
50-70% - «3»;
71-85% - «4»;
86-100% - «5».
-
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
УМК
-
Программы общеобразовательных учреждений, Геометрия 7-9 кл, Москва, Просвещение,2011г. Геометрия 10-11 кл, Москва, Просвещение,2011г.
-
Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2012.
-
Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. - М.: Просвещение, 2012.
-
Зив Б.Г. Геометрия: Дидакт. материалы для 9 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2011.
Для учителя:
-
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова - М: «Просвещение», 2011 - М: «Просвещение», 2011.)
-
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2012.
-
Геометрия: учеб, для 7-9 кл./[Л. С. Атанасян, В. Ф.Бутузов, С. В.Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2012.
-
Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. - М.: Просвещение, 2012.
-
Зив Б.Г. Геометрия: Дидакт. материалы для 9 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2011.
-
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 9 класс. М.: ВАКО, 2011 - (В помощь школьному учителю)
Для учащихся:
-
Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2012.
-
Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. - М.: Просвещение, 2012.
-
Зив Б.Г. Геометрия: Дидакт. материалы для 9 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2011.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-
Ноутбук, мультимедийное оборудование, экран
-
Доска, столы, стулья
-
Учебники
-
Чертежные инструменты
-
Дидактические раздаточные материалы
-
Стеллажи, стенд
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волина В.В. праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей.-М.: Знание, 1993г.
2. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2006г.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
-
Тестирование online: 5-11 классы: kokch.kts.ru/cdo/
-
ps.1september.ru/
-
proshkolu.ru/
-
matematika-na.ru/
-
openclass.ru/
-
Новые технологии в образовании: edu.secna.ru/main/
-
fipi.ru.