Статья РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Зыкина Л.В., медицинский колледж железнодорожного транспорта ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения»

Система образования в России кардинально меняется. Все стандарты обучения пишутся с нового листа. Преобразования коснулись всех уровней образования: школы, системы среднего и высшего профессионального образования. В каждой структуре учащийся ставится в центр интересов. Ученик, студент становятся более активными в образовательном процессе (используются проектные формы обучения, моделирования, различные игры).

Ученые и педагоги стремятся решить проблемы, которые возникают в связи с новыми переменами. Решением многих проблем становится компетентностный подход.

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов (Лебедев О.Е.).

В литературе выделяют ряд таких принципов:

1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.

2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить.

3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.

4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций. [4]

На сегодня всё более актуальнее становится известное предание о мудреце и рыбаке («Необходимо научить делать удочку и ловить рыбу»). Таким образом, главная задача образования - научить учащегося пользоваться знаниями для решения различных проблем.

Компетентностный подход строится на необходимых компетенциях, которыми должен обладать учащийся, т.е. общекультурными и профессиональными компетенциями.

Этот подход акцентирует внимание на результате образования, при котором его итогом рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Компетенции - это уровень образованности учащегося. Этот уровень оценивается в зависимости от сферы деятельности и степени неопределенности ситуаций, в которых студент может действовать самостоятельно.

В ФГОС СПО по специальностям «060501Сестринское дело» и «060101 Лечебное дело» по дисциплине «Математика» выделяются как общие компетенции (ОК 1-5, 12,14) так и профессиональные (ПК 1.2-1.5, 1.7, 2.1-2.5, 2.8, 3.1-3-3.5, 3.7, 4.1-4.6, 4.9, 6.1-6.4). [1]

Бесспорно, что изучение математики влияет на развитие таких качеств, как ответственность, аккуратность, самоорганизованность, что в свою очередь способствует развитию компетенций, связанных с организацией собственной деятельности (ОК 2), рабочего места (ОК 12), оформлением различного рода документации (ПК 1.7, 2.8).

Одной из технологий, поддерживающих компетентностно-ориентиро­ванный подход к образованию, является метод проектов. В рамках проектной деятельности создается педагогическое пространство, обеспечивающее как формирование, так и проявление ключевых компетентностей студентов. На занятиях по математике студентам предлагается реализовать ряд проектов, например «Математика и медицина. Точки соприкосновения», «Математическая статистика и её роль в медицине и здравоохранении». Использование проектов способствует развитию, например таких компетенций, как: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; среди профессиональных компетенций можно отметить компетенции ПК 2.2, 3.2, 1.1-1.5, 4.1-4.6, направленных на планирование деятельности, проведение профилактических мероприятий. Аудиторные и внеаудиторные занятия по математике, проводимые в виде дидактических игр, например, по тематике «Математические методы в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала», направлены на развитие как общих (ОК 1-5), так и профессиональных компетенций (1.1-1.5, 2.1-2.5, 3.1-3.4, 4.1-4.6).

Если говорить о студентах, поступивших на базе основного среднего образования, то у них необходимо развивать компетенции, способствующие развитию интереса к выбранной профессии и ряд общих компетенций. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.[3] Анализ особенностей содержания преподаваемой дисциплины математика и возможностей студентов, уровня их развития, позволяет выделить в качестве наиболее актуальных следующие компетенции: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная и компетенция личностного самосовершенствования.

На занятиях по математике решаются следующие задачи, по формированию компетенций:

- учебно-познавательная (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);

- коммуникативная (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);

- информационная (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);

- личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях однокурсников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).[6]

Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.

Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформулированный результат. Меняются так же и подходы к оценке - в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся.

Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий - обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. [5]

Поэтому измениться должны и механизмы доставки знаний от преподавателя к обучающемуся: приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное и сетевое обучение. Все эти формы обучения направлены на то, чтобы ввести студента в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть успешным и в том и в другом. Это поможет ему в дальнейшем самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, обучаться на протяжении всей жизни. [5]

Таким образом, введение понятия компетенций в образования во многом позволяет решать проблему: когда учащиеся хорошо знают теоретический материал, но испытывают затруднения при их практическом применении, особенно не в стандартных, проблемных ситуациях. Компетенции же предполагает усвоение не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, благодаря которой студенты в дальнейшем на практике смогут решить поставленные перед ними задачи, проявив профессионализм, инициативность и ответственность в принятии решений.

Информационные источники:


  1. ФГОС СПО по специальностям «060501Сестринское дело» и «060101 Лечебное дело»

  2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004. - с. 17-22.

  3. Гетманская А.А. Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября. - URL: - eidos.ru/journal/2005/0910-24.htm

  4. В. Нистоцкая. Компетентностный подход - URL: shkolazhizni.ru/archive/0/n-42382/

  5. Ползунов А.Е. «Реализация компетентностного подхода на уроках математики» - URL: referat.ru/referats/view/22588

  6. Компетентностный подход в образовании - URL: otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00003703_0.html


© 2010-2022