Рабочая программа элективного курса по математике Решение задач с экономическим содержанием

Программа курса предназначена для учащихся 9 классов, выбирающих в дальнейшем профиль обучения в старшей школе. Цели курса: ·       Обеспечение математической подготовки учащихся к изучению математических моделей экономики. ·       интеллектуальное развитие учащихся, ·       формирование качеств мышления, характерных для экономической деятельности и необходимых для успешной социализации учащихся и адаптации их к реальной жизни; ·       изучение взаимодействия математики и экономики с целью пр...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которые ориентируется учитель, воспитывая личность нового типа. Одно из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, компетентного в сфере социально-трудовой деятельности, а также в бытовой сфере. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик имел развитое экономическое мышление и был готов к жизни в условиях рыночных отношений.

Современная экономическая наука характеризуется широким спектром математики, как общекультурной ценностью человечества, являющейся инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Ориентация на социально-экономические профессии требует экономического мышления, в немалой степени, основанного на специальных математических методах. Доход, прибыль, налог, рентабельность - это все цифры, и без хорошей математики здесь не обойтись: чем правильнее расчет, тем прибыльнее результат. Поэтому математика выступает в качестве предмета, с помощью которого предприниматель может выбрать оптимальный вариант действий из всех возможных.

Развитие рыночных отношений создало объективную потребность создания образовательной среды для формирования экономической культуры подрастающего поколения. Финансовая математика становится неотъемлемой частью общего образования.

Школьные курсы математики почти полностью игнорируют многие элементарные, но очень важные для повседневной жизни приемы анализа экономических процессов.

Одной из таких тем является тема «Проценты». Эта тема является универсальной. Она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы.

Понятие «проценты» буквально вошло в нашу жизнь, оно атакует нас в пору утверждения рыночных отношений в экономике, в пору банкротств, инфляций, финансовых кризисов.

Тема «Проценты» изучается в 5-6 классах, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценное представление о процентах, об их роли в повседневной жизни. На дальнейших этапах обучения возвращения к данной теме не предусматривается, хотя задачи на проценты включены в материал итоговой аттестации за курс основной и средней школы, в конкурсные экзамены.

Понимание процентов и умение выполнять процентные вычисления в настоящее время необходимы каждому человеку. Очень велико прикладное значение этой темы. Она затрагивает финансовую, демографическую, экологическую. социологическую и другие сферы.

Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель, сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело.

Данный курс позволяет учащимся изучить эти методы, научиться применять их к решению экономических задач, а главное, предусматривает развитие математических способностей, ориентацию на профессии, а также выбору профиля дальнейшего обучения.

Программа курса предназначена для учащихся 9 классов, выбирающих в дальнейшем профиль обучения в старшей школе.

Цели курса:

  • Обеспечение математической подготовки учащихся к изучению математических моделей экономики.

  • интеллектуальное развитие учащихся,

  • формирование качеств мышления, характерных для экономической деятельности и необходимых для успешной социализации учащихся и адаптации их к реальной жизни;

  • изучение взаимодействия математики и экономики с целью привития устойчивого интереса, усвоения, углубления и расширения знаний учащихся; профориентация.

Задачи курса:

  • сформировать у школьников понимание значения экономики для общественного прогресса; понимание экономических проблем России и возможных путей их преодоления;

  • сформировать представление об идеях и методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковского дела;

  • познакомить учащихся с терминологией, встречающейся при изучении курса, помочь понять ее и правильно использовать;

  • научить учащихся применять математический аппарат при решении экономических задач;

  • школьники должны овладеть конкретными экономическими знаниями, необходимыми для изучения других школьных предметов, для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и продолжения образования;

  • привить навыки работы в группах, быть их лидером, выступать, вести переговоры, отстаивать свои интересы;

  • познакомить школьников с интересующими их профессиями в области экономики и банковского дела, требованиями, предъявляемыми к работникам этой сферы.

Ожидаемые результаты данного курса:

  • знание основных экономических терминов, необходимых школьнику для адаптации в новых хозяйственно-экономических условиях;

  • умение пользоваться математическим аппаратом для расчета бюджета семьи, выгодности кредитования, составления бизнес-плана и т.п.;

  • адекватная оценка своих потребностей и возможностей учениками;

  • выработка навыков экономии и бережливости;

  • сознательный выбор учениками профиля обучения в средней школе.

Требования к уровню освоения содержания курса.

Административной проверки материала курса не предполагается. Соответственно задания не будут включаться в административные проверочные работы, выноситься на экзамен. В технологии проведения занятий присутствует элемент самопроверки, который предоставляет учащемся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. Формой итогового контроля может стать защита группового или индивидуального проекта учащихся по теме курса.

Методические рекомендации.

Курс состоит из трех частей.

Первая часть способствует формированию основ экономических знаний. Она является подготовительной для формирования навыков решения задач с экономическим содержанием. Здесь предлагается учащимся самим сформулировать задачи, с которыми они встречаются в жизненных ситуациях.

Вторая часть посвящена решению задач на проценты. Учащиеся обобщают сведения о процентах, подробно знакомятся с историей возникновения термина «процент» и его знака, формируют навыки решения задач на проценты.

Третья часть показывает учащимся, что знание такого понятия, как геометрическая прогрессия, позволяет разобраться в экономических процессах, что школьный курс математики имеет очень большие возможности для анализа многих экономических ситуаций.

На итоговом занятии учащимся предлагается анкета, в которой они должны будут сделать свой выбор профиля дальнейшего образования.

Заинтересовал ли их данный курс, мы узнаем из итоговых работ учащихся, которые они защитят так же на итоговом занятии.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема и содержание

Всего

часов

1.

Наука экономика.

3

2.

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

4

3.

Геометрическая прогрессия в экономике.

4

4.

Итоговое занятие.

1


Итого:

12 часов












СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема 1. Наука экономика. (3 ч.)

Организационное занятие. Основные экономические понятия. Домашняя экономика.

Урок-деловая игра «Бюджет семьи» Экономика в задачах.

Урок-практикум: вопросы экономики в нашей жизни

Тема 2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях. (4 ч.)

Ох, уж эти проценты! Из истории процентов. Понятие процента. Вычисление количеств по процентам. Вычисление процентов по количествам.

Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Распродажа. Тарифы. Штрафы. Голосование.

Тема 3. Геометрическая прогрессия в экономике. (4 ч.)

Несколько задач «про цены». Формула сложных процентов в задачах с финансово-экономическим содержанием. Геометрическая прогрессия в экономике

Итоговое занятие. Тестирование (1 ч.)












3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

элективного курса по математике

«Решение задач с экономическим содержанием»


Тема и содержание

Всего

часов

Дата

план

факт


Наука экономика.


3

1

Организационное занятие

1

2

Урок-деловая игра «Бюджет семьи»

1

3

Урок-практикум: вопросы экономики в нашей жизни

1

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.


4

4

Ох, уж эти проценты!

1

5

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

2

6

Процентные вычисления в жизненных ситуациях


7

Тестирование

1


Геометрическая прогрессия в экономике.

4

8

Несколько задач «про цены»

1

9

Формула сложных процентов в задачах с финансово-экономическим содержанием

1

10

Геометрическая прогрессия в экономике

2

11

Геометрическая прогрессия в экономике


12

Итоговое занятие.

1


Итого:

12 часов





4. ЛИТЕРАТУРА

  1. Виленкин Н.Я. и др. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2002.

  2. Костаева Т. В. Диагностика готовности школьников к профессионально-личностному самоопределению. - Саратов: ГОУ ДПО СарИПКиПРО, 2004

  3. Преображенская Е.В. Домашняя экономика: Тетрадь с печатной основой. - Саратов: «Лицей», 2002. стр. 1-25.

  4. Преображенская Е.В. Основы предпринимательства. Домашняя экономика. Методические рекомендации к проведению практических занятий. - Саратов: «Лицей», 2002. стр. 5-9.

  5. Симоненко и др. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: «Вентана - Граф», 1999. стр. 7-57.

  6. Мищук И.Н. Урок-практикум: вопросы экономии в 5-6 классах. //Математика в школе. №8. 2003. стр. 22-23.

  7. Барабанова О.О. Задачи на проценты как проблема нормы словоупотребления. //Математика в школе. №5. 2003, стр. 50-54




















8

© 2010-2022