Урок математики «Координатная плоскость»

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по теме: «Координатная плоскость»

Цели урока:

1. Повторение, общение и систематизация материала по данной теме, контроль усвоения знаний, умений и навыков

2. Развитие математического кругозора, мышления и речи,

внимания и памяти.

3. Воспитание интереса к математике и ее приложениям,

активности, умения общаться.

Ход урока

1. Орг. момент

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Координатная плоскость». Выполняя различные задания, вы покажете нам свои знания, умения и навыки, способность применять их в различных ситуациях.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите в них число, классная работа.

2. Мотивация урока.

Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего? Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, Еmail. Суть координат или системы координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта.

Системы координат окружают нас повсюду

  • чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место;

  • система географических координат (широта - параллели и долгота -меридианы);

  • те, кто в детстве играл в морской бой, тоже помнят , что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой:

  • с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов;

  • применяются на туристических схемах для поиска достопримечательности или нужной улицы;

  • при астрономических наблюдениях координатная сетка накладывается на небесный свод с Землей в центре.

Урок у нас будет необычный, мы проведем «Звездный час на координатной плоскости». А фраза - «Жить на плоскости не скучно, веселей, чем на прямой…» - будет эпиграфом нашего урока.

На различных этапах урока, за правильно выполненные задания вы будете получать звезду. Помощь в учете звезд и их раздаче мне окажут сегодня дежурные звездочеты:

Итак, все готовы? Мы отправляемся в звездный путь.

3. «Море загадок»

(слайд 2)

И первым на нашем пути стало «Море загадок».

Давайте посмотрим, из чего состоит это звездное море?

Какие нас ждут испытания?

(слайд 3)

Итак, приступим к разгадыванию кроссворда:

Урок математики «Координатная плоскость»

(учащиеся заполняют маркером кроссворд)

  1. Как называются две координатные прямые в системе координат? (оси)

  2. Как располагаются эти оси на координатной плоскости? (перпендикулярно)

  3. Как называется точка пересечения координатных осей? (начало)

  4. Как называется вертикальная ось? Ось… (абсцисс)

  5. Как называется горизонтальная ось? Ось… (ординат)

  6. Как называются числа, характеризующие местоположение точки в координатной плоскости? (координаты)

  7. Как называются части, на которые делит система координат плоскость? (четверти)

  8. Кто придумал для нас систему координат?(Рене Декарт)

(слайд 4)

Урок математики «Координатная плоскость»

Мы с вами благополучно преодолели море загадок.

И первые 8 человек уже получили свои звездочки. Мы отправляемся дальше и выходим на острове Дракона…

(слайд 5)

«Остров Дракона»

Не бойтесь, он очень дружелюбный и любит задавать каверзные вопросы.

Мы поговорим с ним о том, какими свойствами обладают координаты точек, в зависимости от местоположения в координатной плоскости.

(слайды 6-11)

Урок математики «Координатная плоскость»

Мы выполнили все задания дракончика и отправляемся дальше…

(слайд 12)

4. «Физкультминутка»

(слайд 13)

Работа у нас была очень напряженной, поэтому мы сейчас выполним гимнастику для глаз.

  1. Глубоко вдохните, зажмурьте глаза как можно сильнее. Задержите дыхание и на счет «3» быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. (упражнение повторить 3-5 раз)

  2. Не поворачивая головы, выполняем горизонтальные движения глаз: направо-налево. Представляем, что наши глазки «катаются по оси ОХ». (упражнение повторить 3-5 раз)

  3. Не поворачивая головы, выполняем д.вижение глазными яблоками вертикально вверх-вниз. Представляем, что наши глазки «катаются по оси ОУ». (упражнение повторить 3-5 раз)

  4. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. (упражнение повторить 3 раза)

Ваши глазки отдохнули?

Мы продолжаем свое звездное путешествие и отправляемся навстречу… РАДУГЕ.

(слайд 14)

5. «Радуга»

На каждой парте лежат цветные карточки. Мы будем выполнять «цветовой» радужный тест.

На координатной плоскости вы увидите точку, координату которой нужно выбрать из предложенных вариантов. И по команде «..3» показать карточку такого цвета, который соответствует правильному ответу. Раньше времени карточки не поднимайте, иначе я не буду засчитывать вам ответ и опускайте их по моей команде. Если со всеми заданиями вы справитесь правильно, то получите - звезду.

Приготовились, положили карточки перед собой, все внимание на экран.

(работа с презентацией, 7 слайдов)

(слайды 15-21)

Урок математики «Координатная плоскость»Урок математики «Координатная плоскость»

(слайды 22, 23)

6. «Историческое созвездие»

Как давно системы координат пронизывают практическую жизнь человека?

Более чем за 100 лет до н.э. греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.

Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат. Но эти понятия впервые были систематизированы в 17 веке Рене Декартом.

Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат.

7. «Художники»

По радуге мы поднялись высоко в космос и встретили созвездие «Художники».

Урок математики «Координатная плоскость»

8. «Заморочки»

Последним на нашем пути мы встречаем млечный путь с названием «Заморочки».

(слайд 28)

К сожалению, очень часто наш путь состоит из трудностей, которые надо преодолевать. Я желаю вам успешного преодоления всех «заморочек».

В тетрадях поставьте №2. Постройте небольшую координатную плоскость с единичным отрезком 1 клетка.

(по оси ОУ максимальное значение - 5, по оси ОХ - 5)

Задание: определите координаты вершин четырехугольника. (слайд 29)

Выполните чертеж у себя в тетрадях.

«Заморочка 1»

Урок математики «Координатная плоскость»

Переведите задание на математический язык и закрасьте часть фигуры, точки которой отвечают указанным требованиям:

  • абсцисса и ордината имеют одинаковые знаки (обе положительные или обе отрицательные);

  • ордината меньше 2, но больше -2;

  • абсцисса больше -3, но меньше 3.

«Заморочка 2»

Урок математики «Координатная плоскость»

(слайд 30)

Переведите задание на математический язык и закрасьте часть фигуры, точки которой отвечают указанным требованиям:

  • абсцисса и ордината имеют разные знаки (обе положительные или обе отрицательные);

  • ордината больше 0, но меньше 3;

  • абсцисса меньше 2, но больше -1.

9. Итоги урока

Я думаю, что вы согласны со словами, взятыми сегодня как эпиграф. У нас получился очень интересный урок, на котором вы показали нам свой багаж знаний, а он не маленький и он будет вам необходим в старших классах, он будет еще пополняться и расширяться. А тема «Координатная плоскость», надеюсь, останется для вас любимой.

Рефлексия

- Скажите, какие испытания нам выпали, путешествуя?

- Какие испытания вызвали у вас затруднения?

- Какие задания понравились больше всего?

- Какие знания математики нам пригодились, какими знаниями мы воспользовались, смогли применить на уроке?

-Давайте вспомним понятия, связанные с координатной плоскостью?

10. Домашнее задание

Построить на координатной плоскости свое зодиакальное созвездие, указав координаты точек.



© 2010-2022