• Преподавателю
  • Математика
  • Рабочая программа элективного курса по математике «Решение задач повышенной сложности» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по математике «Решение задач повышенной сложности» для 9 класса

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


















Рабочая программа

элективного курса по математике

«Решение задач повышенной сложности»

для 9 класса












Учитель математики

В.В. Вострикова

(высшая категория)









г. Воронеж

Пояснительная записка

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний, умений, необходимых в повседневной и трудовой деятельности каждому члену общества. Овладение современными профессиями требует тех или иных знаний по математике. С математикой связана любая сторона жизни современного образованного человека, так как знания по математике необходимы для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире. В современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. На уроках математики учащиеся вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивая логическое мышление.

Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по алгоритму и конструировать новые. При решении задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Изучение математики формирует общую культуру человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Математика является ведущим предметом на вступительных экзаменах в различные учебные заведения по многим специальностям. Чтобы удовлетворить потребности и запросы школьников, проявляющих интерес к математике, необходимо использовать дифференцированный подход в обучении.

Программа составлена для учащихся 9 класса. Программа разработана с учетом того, что в 7,8 классах велось преподавание по общеобразовательной программе.

Первоочередной задачей занятий являются углубление и расширение знаний по основному курсу математики, подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме. С целью углубления знаний в программу включены тема «Задания с параметрами».

Цели курса:

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;

  • приобретение опыта работы с заданиями более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности;

  • развитие логического мышления;

  • формирование математической культуры.

Задачи курса:

  • учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;

  • обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике;

  • приобщить учащихся к работе с математической литературой;

  • создать условия для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;

  • прививать школьникам интерес к самостоятельным занятиям математикой;

  • сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач.

Универсальные учебные действия, формируемые у учеников при изучении данного элективного курса:

  • Сравнивать разные приемы действий;

  • выбирать удобные способы решения;

  • моделировать алгоритм решения в процессе совместного обсуждения и использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • применять изученные способы и приёмы вычислений;

  • анализировать полученные результаты;

  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.

На занятиях могут использоваться разнообразные формы проведения занятий: небольшие лекции (изложение узловых теоретических вопросов учителем), дискуссии, решение задач, рефераты и доклады учащихся и т. д. При этом самостоятельная работа учащихся должна занять ведущее положение.

Лекция предназначена для подачи теоретического материала, необходимого для самостоятельного решения практических заданий. Слушая лекцию, учащиеся будут размышлять над поставленными задачами в свете этой лекции, будет развиваться механизм подсознательного мышления. Во время лекции непременно должна быть обратная связь: необходимо всячески поощрять учащихся, задающих вопросы, участвующих в размышлении над обсуждаемым вопросом.

На практических занятиях проводится целенаправленная работа по выработке у учащихся умений и навыков решения основных типов задач, формированию опыта творческой деятельности. На этих занятиях следует как можно чаще создавать проблемную ситуацию и предоставлять возможность самостоятельно её разрешить.

В ходе изучения материала проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания.

На занятиях применяется безоценочный способ контроля знаний. Обучение осуществляется не ради отметки, у учеников высокая учебно-познавательная мотивация, обусловленная личным выбором, практической значимостью курса и индивидуальной потребностью.

Отметка отсутствует, но содержательная оценка работы каждого ученика обязательно озвучивается в конце каждого урока и строится на анализе мысленной и письменной деятельности, последовательности и эффективности выполненных действий.

Программа элективного курса рассчитана на 0,5 часа в неделю, всего 18 часов в течение года.

Программа включает следующие разделы:

  1. «Преобразование алгебраических выражений» (2 часа);

  2. «Уравнения и системы уравнений» (4 часа);

  3. «Неравенства и системы неравенств» (3 часа);

  4. «Последовательности и прогрессии» (2 часа);

  5. «Графики функций» (2 часа);

  6. «Текстовые задачи» (2 часа);

  7. «Задания с параметром» (2 часа);

  8. Итоговое тестирование. (1 час).

Содержание изучаемого курса

Раздел 1. «Преобразование алгебраических выражений».

Сравнение чисел. Степень с целым показателем. Многочлены. Формулы преобразования многочленов. Действия с алгебраическими дробями. Квадратные корни. Разложение квадратного трехчлена на множители.

Раздел 2. «Уравнения и системы уравнений».

Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Неполные квадратные уравнения. Теорема Виета. Система двух уравнений с двумя неизвестными и её решение.

Раздел 3. «Неравенства и системы неравенств».

Решение неравенства. Равносильные неравенства. Область определения. Свойства решения неравенств. Решение квадратных неравенств. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля и методы их решения. Системы неравенств.

Раздел 4. «Последовательности и прогрессии».

Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Формула n-ого члена. Сумма n первых членов. Геометрическая прогрессия. Формула n-ого члена. Сумма n первых членов. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.

Раздел 5. «Функции и их графики».

Область определения функции. Область значений функции. Четность и нечетность функции. Графики функций. Построение графиков функций «механическими» преобразованиями. Наибольшее и наименьшее значения функции.

Раздел 6. «Текстовые задачи».

Задачи на движение. Задачи на проценты. Задачи на работу. Задачи на концентрацию, на сплавы и смеси. Задачи на части. Задачи геометрического содержания.

Раздел 7. «Задания с параметром».

Параметр. Линейные и квадратные уравнения, содержащие параметр. Алгоритмы решения уравнений с параметром. Расположение корней квадратного уравнения, относительно заданных точек.

Учебный план элективного курса

№ п/п

Название разделов и темы занятий.

Кол-во часов

1

Раздел 1. «Преобразование алгебраических выражений».

2

2

Раздел 2. «Уравнения и системы уравнений».

4

3

Раздел 3. «Неравенства и системы неравенств».

3

4

Раздел 4. «Последовательности и прогрессии».

2

5

Раздел 5. «Функции и их графики».

2

6

Раздел 6. «Текстовые задачи».

2

7

Раздел 7. «Задания с параметром».

2

8

Итоговое тестирование

1


Всего

18

Календарно-тематическое планирование

№ п.п.

Название разделов и темы занятий.

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту


Раздел 1. "Преобразование алгебраических выражений".

2



1

Преобразование алгебраических выражений

1

16/01


2

Преобразование алгебраических выражений

1

23/01



Раздел 2. «Уравнения и системы уравнений».

4


3

Уравнения

1

30/01


4

Уравнения

1

06/02


5

Системы уравнений

1

13/02


6

Системы уравнений

1

20/02



Раздел 3. «Неравенства и системы неравенств».

3



7

Неравенства.

1

27/02


8

Системы неравенств

1

06/03


9

Неравенства и системы неравенств.

1

13/03



Раздел 4. «Последовательности и прогрессии».

2



10

Арифметическая прогрессия

1

20/03


11

Геометрическая прогрессия

1

03/04



Раздел 5. «Функции и их графики».

1



12

Функции и их графики.

1

10/04


13

Функции и их графики.

1

17/04



Раздел 6. «Текстовые задачи»

2



14

Текстовые задачи

1

24/04


15

Текстовые задачи

1

01/05



Раздел 7. «Задания с параметром»

3



16

Задания с параметром

1

08/05


17

Задания с параметром

1

15/05


18

Итоговое тестирование

1

22/05



Всего

18



Ожидаемые результаты

В результате проведения занятий учащиеся должны:

  • расширить и углубить знания, связанные с содержанием программы основного курса математики;

  • выработать умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развить логическое мышление и логику рассуждений;

  • иметь элементарные умения решать задачи обязательного и повышенного уровня сложности;

  • точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;

  • правильно пользоваться математической символикой и терминологией, применять рациональные приемы тождественных преобразований;

  • владеть навыками организации своей работы;

  • развить умения точно выражать свои мысли.

Список литературы

  1. А.В. Фарков. «Внеклассная работа по математике. 5-11 классы» Учебное издание. - М.: «Айрис-пресс», 2006 г.

  2. Математика 9 класс. Итоговая аттестация 2013. / Под ред. Д.А. Мальцева. . - М.: «Народное образование», 2013 г.

  3. Математика. Сборник заданий. ГИА-2013 / Под ред. В.В. Кочагин, М.Н.Кочагина. - М.: «Эксмо», 2012 г.

  4. Математика. Подготовка к ГИА-2013 / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону: «Легион», 2012 г.

  5. Математика. Учебно-тренировочные тесты по новому плану ГИА. ГИА-2013 / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону: «Легион», 2013 г.

  6. З.Н. Альхова, А.В.Макеева. «Внеклассная работа по математике». - Саратов: «Лицей», 2001 г.

Информационные интернет-ресурсы

Федеральный портал "Российское образование" - edu.ru

Естественнонаучный образовательный портал - en.edu.ru

Российский общеобразовательный портал - school.edu.ru

Российский портал открытого образования - openet.edu.ru

Портал ВОИПКиПРО - voipkro.vrn.ru

Портал информационной поддержки единого государственного экзамена - ege.edu.ru

Портал единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru

Портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов - fcior.edu.ru

Портал работников системы образования «Педсовет» - pedsovet.org

Портал Сетевых образовательных сообществ «Открытый урок» - openclass.ru

Сайт дистанционного обучения и контроля знаний - uztest.ru

Интернет-журнал «Педагогический мир» - pedmir.ru

Сайт «Всем кто учится» - alleng.ru

Сайт «Математическое образование. Прошлое и настоящее» - mathedu.ru

Сайт «Математические этюды» - etudes.ru/ru/



© 2010-2022