- Преподавателю
- Математика
- Программа метакурса «Я – экскурсовод»
Программа метакурса «Я – экскурсовод»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мунасипова Д.Н. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Бардымская гимназия»
Проект разработки и реализации программы метакурса
«Я - экскурсовод» по развитию коммуникативных умений и навыков учащихся в рамках экскурсионной деятельности школьного этнографического музея
(сроки реализации: апрель 2014г.- май 2015г)
Мунасипова Диля Назьмулловна,
учитель высшей категории,
руководитель школьного музея
МБОУ «Бардымская гимназия»
Барда-2014
Методический проект
разработки и реализации программы метакурса «Я-экскурсовод» по развитию коммуникативных умений и навыков учащихся в рамках экскурсионной деятельности школьного этнографического музея
Цель: разработка и апробация программы метакурса по развитию коммуникативных умений и навыков учащихся в рамках экскурсионной деятельности школьного этнографического музея.
Задачи проекта:
-
Изучить опыт работы образовательных учреждений по развитию коммуникативных умений и навыков учащихся на базе музеев;
-
Изучить опыт работы музеев по организации экскурсионной деятельности, в частности по подготовке экскурсоводов;
-
Разработать программу метакурса «Я - экскурсовод»;
-
Реализовать метакурс «Я - экскурсовод» для группы учащихся с 5ого по 11класс в количестве 15 человек;
-
Установить и осуществлять сотрудничество с учреждениями социума;
-
Освещать реализацию проекта в СМИ и на сайтах гимназии, музея.
Целевая аудитория
Метакурс «Я - экскурсовод» ориентирован на учащихся 5-11 классов гимназии, изъявивших желание стать экскурсоводами школьного этнографического музея. Отбор участников проекта будет осуществлен путем анкетирования. Оптимальное количество учащихся в группе 15-20 человек.
Сроки и этапы реализации проекта
-
I этап - подготовительный - апрель-май 2013-14 учебного года (изучение проблемы, информации, создание программы, базы, подготовка педагогов)
-
II этап - реализации - сент-март 2014-15 учебного года (набор целевой группы, организация обучения, разработка и реализация индивидуальных проектов учащихся, оценка их результатов работы)
-
III этап - аналитический - апрель-май 2014-2015 учебного года (анализ, обобщение, распространение)
Описание проекта
По результатам анкетирования будут выявлены учащиеся, которые хотят стать экскурсоводами в школьном музее гимназии. Подразумевается набрать в группу 15 человек. Если желающих будет больше, формируются 2 группы.
Обучение слушателей будет осуществляться по специально разработанной программе. В зависимости от темы занятия будут проводить школьный психолог и учителя, имеющие опыт работы с данной категорией слушателей.
Занятия предполагают обучение учащихся публичному выступлению, работе с аудиторией слушателей, умению отвечать на вопросы. Коммуникативные навыки будут развиваться по нарастающей: выступление перед руководителем, в узком кругу слушателей, перед активом музея.
Для отслеживания результатов в конце обучения будет проведен конкурс экскурсоводов. В состав жюри войдут экскурсоводы и актив музея, сотрудники районного музея, учителя - предметники, социальные партнеры. Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов будут зачислены в актив музея в качестве экскурсоводов. Победителям будет представлена возможность выступить перед посетителями школьного музея.
Партнеры
-
Экскурсоводы и актив школьного музея.
-
Учителя - предметники,
-
Школьный психолог.
-
Сотрудники Бардымского районного краеведческого музея.
-
Редакция районной газеты «Рассвет».
-
Районная и детская библиотеки.
-
Бардымская мечеть.
-
Школьный музей Бардымской СОШ№2.
Рабочий план реализации Проекта и Программы
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Изучить проблему, информацию, опыт работы других ОУ
апрель
Д.Н.Мунасипова
Разработать программу метакурса «Я - экскурсовод»
май
Д.Н.Мунасипова
Сформировать команду педагогов, ответственных за проведение занятий
май
Д.Н.Мунасипова
Составить договор о сотрудничестве с социальными партнерами
сентябрь
Д.Н.Мунасипова
Составить расписание занятий и индивидуальных консультаций
сентябрь
Администрация гимназии
Организовать учебу, мастер-классов в музеях, сотрудничество с партнерами
Октябрь-март
Д.Н.Мунасипова,
ответственные педагоги
Разработать положение конкурса «Я - лучший экскурсовод»
февраль
Д.Н.Мунасипова, совет музея
Провести школьный конкурс «Я - лучший экскурсовод» с приглашением родителей
март
Д.Н.Мунасипова,
совет музея,
ответственные педагоги
Провести «Посвящение в экскурсоводы» с приглашением родителей
март
Д.Н.Мунасипова,
совет музея,
ответственные педагоги
Провести анализ проделанной работе, откорректировать программу метакурса
апрель-май
Д.Н.Мунасипова,
ответственные педагоги
Ресурсное обеспечение Проекта и Программы
Наименование ресурсов
Наличие ресурсов
Кадровые ресурсы
-
Коллектив педагогов, владеющих навыком музейной педагогики, обладающих достаточной квалификацией.
-
Специалисты Бардымского районного краеведческого музея, руководитель школьного музея БСШ №2, привлекаемые в качестве экспертов в экскурсионной деятельности учащихся.
-
Сотрудники районной и детской библиотеки, мечети в качестве консультантов
Информационные ресурсы
-
Доступ к ресурсам Интернет.
-
Электронный банк экспонатов школьного этнографического музея.
-
Архив исследовательских и творческих работ учащихся школьного музея.
-
Опыт учителей, работающих по развитию коммуникативных навыков учащихся, умений публичного выступления.
Материально-технические ресурсы
-
Архив районной газеты «Рассвет»;
-
фонд районного краеведческого музея;
-
фонд школьного музея БСШ №2;
-
фонд школьного музея гимназии;
-
мультимедиа проекторы и интерактивные доски кабинетов географии и ИВТ;
-
локальная сеть.
Финансовые ресурсы
-
Бюджетные средства гимназии.
-
Добровольное пожертвование родителей.
-
Помощь социальных партнеров
Описание форм организации сетевого взаимодействия с другими учреждениями, организациями социума
-
Заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве.
-
Проведение семинаров, мастер-классов в районном музее и школьном музее БСШ №2.
-
Взаимодействие со средствами массовой информации по публикации статей.
-
Организация встреч с информаторами, краеведами.
-
Организация виртуальных экскурсий по музеям г.Перми и Пермского края.
-
Участие в организации и проведении районных конкурсов музеев, экскурсоводов.
-
Участие в приеме гостей и организаций экскурсии по Барде совместно с районным краеведческим музеем.
Механизм оценки результатов
Результаты развития коммуникативных навыков учащихся, умений выступать перед аудиторией будут отслеживаться во время проведения конкурса «Я - лучший экскурсовод».
Критерий оценивания
Количество баллов
Работа со средствами информации:
-
Использование Интернет-ресурсов
-
Работа с информаторами
-
Использование средств массовой информации
1б
1б
1б
Выступление:
-
Полное раскрытие темы, умение выбирать наиболее значимую информацию
-
Частичное раскрытие темы
5б
3б
Контакт с аудиторией:
-
100% активность аудитории
-
50-70% активность
-
30-50% активность
5б
3б
1б
Умение отвечать на вопросы:
-
Исчерпывающий ответ
-
Неуверенный ответ
-
Отсутствие ответа
5б
3б
0б
Использование речевых средств:
-
Логично выстроенная, грамотная выразительная речь
-
Отсутствие логической связи между предложениями
-
Бессвязная неграмотная речь
5б
3б
0б
Умение использовать демонстрационный материал:
-
Умело демонстрирует предмет
-
Не показал, проигнорировал
5б
0б
Умение запоминать, воспроизвести информацию:
-
Полностью самостоятельное выступление, без использования предварительных записей
-
Частичное использование записей
-
Чтение текста выступления
5б
3б
0б
Сформированность экскурсионных умений (внешний вид, мимика, обаяние, доброжелательность, жестикуляция)
3-5б
Ожидаемые конечные результаты
Результат проекта должен быть положительным:
-
приобретение учащимися социального опыта, развитие их коммуникативных навыков, повышение потребности в самореализации, самовыражении;
-
Освоение учащимися специфических навыков экскурсионной работы;
-
Активизация музейного дела, пополнение совета музея новыми экскурсоводами, фонда школьного музея - новыми экспонатами
-
Активизация сотрудничества с родителями учащихся, организациями социума.
Дальнейшее развитие проекта
Проект будет продолжаться и ежегодно охватывать все большее количество учащихся и учителей гимназии.