- Преподавателю
- Математика
- Рабочая прграмма по геометрии 8 класс Атанасян
Рабочая прграмма по геометрии 8 класс Атанасян
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сименяк Л. . |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике (раздел «Геометрия») для 8класса разработана на основе:
- Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее - ФБУП-2004);
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (для V-XI (XII) классов);
- Примерной программы по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев 5-11кл., составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
- Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.01.2007 №99 (с изменениями от 02.10.2008г. №928, 28.12.2010г. № 1019, 22.08.2011г. №662);
-Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 5» на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом директора школы № 401 от 28.08.2015г.;
-Авторской программы и учебно-методического комплекта: Геометрия. 7-9 класс. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. М.: Просвещение, 2013г.
Цели обучения геометрии:
- создание условий для овладения системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- развитие интеллектуальных способностей, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности, ясности и точности мысли, критического мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Геометрия нацелена на формирование аппарата для решения не только математических задач, но и задач смежных предметов, окружающей реальности. Язык геометрии, умение «читать» геометрический чертеж, подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.
Задачи изучения геометрии:
- развитие логического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, физики, овладения навыками дедуктивных рассуждений;
- обучение преобразованию фигур, которое вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству;
- развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания.
При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки способствует разгрузке школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач.
Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации обучения, игровые технологии, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:
-
формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, коллективная работа, групповая работа.
-
методы работы: рассказ, объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий, дифференцированные задания, самостоятельная работа, взаимопроверка, решение проблемно-поисковых задач.
Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала: устный контроль (фронтальный опрос, индивидуальный опрос, устная проверка знаний); письменный контроль (контрольные работы, самостоятельные работы, математические диктанты, тесты). Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме: 1)урок - ознакомления учащихся с новым материалом; 2)урок закрепления изученного; 3) комбинированный урок; 4)урок - проверки знаний, умений и навыков учащихся; Учебно-тематический план 8 класс ( 2 часа в неделю, 70 часов в год )
1.
2.
Повторение
Четырехугольники
2
16
3.
Площадь
11
4.
Подобные треугольники
15
5.
Окружность
12
6.
Векторы
10
7.
Повторение
Итого:
4
70
Содержание тем учебного курса
Повторение
Треугольники. Параллельные прямые
Четырехугольники
Многоугольники. Параллелограмм и трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат.
Площадь.
Площадь многоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора.
Подобные треугольники.
Определение подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применения подобия к доказательству теорем и решении задач.
Окружность.
Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Векторы
Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.
Повторение
Четырехугольники. Площадь. Подобные треугольники. Окружность. Векторы
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
. Четырехугольники
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
-
Знать: определения рассматриваемых четырехугольников; формулировки и доказательства теорем, выражающих признаки и свойства этих четырехугольников; определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки;
-
Уметь: распознавать на рисунке и по определению четырехугольники; применять признаки в решении задач; строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией
Площадь
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
-
Знать: основные свойства площади, формулы площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировки теоремы Пифагора и обратной к ней теоремы;
-
Уметь: применять их в решении задач.
Подобные треугольники
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
-
Знать: определения пропорциональных отрезков, подобных треугольников, формулировки и доказательства теорем, выражающих признаки и свойства подобных треугольников; определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника;
-
Уметь: воспроизводить доказательства признаков подобия треугольников, доказывать основное тригонометрическое тождество, применять их в решении задач.
Окружность
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
-
Знать: случаи расположения прямой и окружности; определение, свойство и признак касательной; определения центрального и вписанного углов, теорему о вписанном угле и следствия из нее; какая окружность называется вписанной, описанной; теоремы о свойствах окружностей.
-
Уметь: доказывать и применять их в решении задач
Векторы
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
-
Знать: определения вектора и равных векторов; какой вектор называется противоположным данному; законы сложения векторов; определение разности двух векторов; какой вектор называется произведением вектора на число; какой отрезок называется средней линией трапеции.
-
Уметь: изображать и обозначать векторы; откладывать от данной точки вектор, равный данному; как определяется сумма двух и более векторов; формулировать свойства умножения вектора на число; формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции и применять при решении задач.
Контроль уровня обученности.
В качестве мониторинга уровня усвоения материала предусмотрено проведение контрольных работ, самостоятельных (в том числе тестовых) работ.
Проверка знаний осуществляется по темам. Четвертные оценки выставляются по контрольным работам, зачётам по теории и тестам. В случае спорности оценки, учитываются оценки за текущие проверочные работы. Все контрольные работы рассчитаны на один урок, тесты - 15 минут, зачёты - 20-25 минут, проверочные работы - 15-30 минут.
Критерии оценки
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Устный ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Литература:
1. Геометрия. 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений .Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- М. : Просвещение, 2013.
2.Геометрия 8 класс. Поурочные разработки. Н.Ф.Гаврилова. М.:ВАКО,2012
3. Геометрия. 7-9 класс. Тематические тесты. М. Мищенко. М.: Просвещение. 2009г
4. Дидактические материалы по геометрии для 7-9 классов. Н.Б.Мельникова, Г.Б.Лудина и др. М. : Мнемозина, 1998.
5. Геометрия. 7-9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. Г.И.Ковалева, Н.И.Мазурова. - Волгоград: Учитель,2008
6. Рабочая программа по геометрии. 8 класс. Г.И.Маслакова. - М.:ВАКО,2014
7. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия. 8 класс. Н.Ф.Гаврилова. М.: ВАКО,2013