Нахождение дроби от числа

Цель урока: совершенствовать навыки решения задач на нахождение дроби от числа. Задачи: повторить правила нахождения дроби от числа, числа по его дроби, совершенствовать навыки умножения и деления дробей, перевода процентов в десятичную дробь, воспитывать познавательный интерес к предмету через задачи практической направленности, самостоятельность, активность, развивать вычислительные навыки, расширять кругозор, развивать интерес к окружающему нас миру, логическое мышление, коммуникативные способности учащихся, воспитывать потребность вести здоровый образ жизни, поддерживат...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок

учителя математики МБОУ СОШ № 12
г. Шахты Ростовской обл.
Гоголевой Оксаны Алексеевны


Тема урока: «Нахождение дроби от числа» (5 класс).

Тип урока - изучение нового материала

Цель урока - научить решать задачи на нахождение дроби от числа

Образовательные задачи:

  1. Ознакомить учащихся с основными функциональными понятиями данной темы

  2. Осуществить контроль знаний;

  3. Отработать умения и навыки самостоятельной работы;

  4. Устранить пробелы в знаниях.

Развивающие цели:

1) Формирование интеллектуальных умений: умений анализировать, сравнивать, строить аналоги;
2) Развитие обще трудовых умений: умения применять знания на практике;
3) Развитие воли и самостоятельности, настойчивости, уверенности в своих силах.

Воспитательные цели:

1) Воспитание общечеловеческих ценностей.
2) Содействовать профилактике утомляемости использованием специальных приемов для поддержания работоспособности.

Место данного урока в теме: первый урок.

Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).

Методы и приемы.

По способу приобретенных знаний - словесные, наглядные, практические.

По уровню познавательной активности - проблемный, частично-поисковый, (эвристический), проверка уровня теоретических знаний, решение познавательных задач.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: тетради, доска, проектор, экран.

Длительность урока: 40 минут.


ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

II. Мотивационный этап.

Цель: вызвать интерес к изучению новой темы.

- Учитель: Вы знаете, ребята, когда я сегодня переступила порог вашей школы, меня встретила ваш директор Светлана Анатольевна, и сказала, что я иду в класс, где меня ждет 1/17 золотого запаса вашей школы, и 1/ 820 золотого запаса учащихся г.Шахты.

Я узнала, что в школе 374 учащихся, в г.Шахты 18040 школьников.

И я поняла, что в этом классе меня ждут 22 самых умных и любознательных детей не только школы , но и г.Шахты.

У. Ребята, а вы хотите узнать, как я вычислила сколько вас?

В вашей школе обучается 374 ученика, вы составляете 1/18 часть от всех учащихся. В г.Шахты 18040 школьников, вы составляете 1\820 часть от всех школьников города.

Т.е. вы часть одного большого целого. Значит сегодня на уроке мы учиться находить часть от числа.

У. Ребята, а можно слово часть заменить каким-нибудь другим математическим термином?

-Тогда как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?

( « Нахождение дроби от числа»)

Слайд1 ( тема урока).

Ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

Слайд2. ( математические термины)

Уч.: Обратите внимание, пожалуйста, на экран. Работая в своих группах, на листах которые у вас имеются на столах, попробуйте придумать рифмы к известным математическим терминам. У вас на это 1 мин. После один представитель от группы прочтет слова. (Числитель, знаменатель, умножение, деление)

А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать составить четверостишья из слов, которые у вас получились. Свои результаты необходимо записать на листочках, а после озвучить.

Ребята, а хотите узнать какое четверостишье составила я!

Слайд3. ( стихотворение: Знаменатель и числитель

Умножение и деление

Вечное противоречие и сопоставление)

Ребята, а сейчас я прошу вас обратить внимание на следующее задание на доске.

Нахождение дроби от числа

Нахождение дроби от числа


Нахождение дроби от числа

Уч. Что показывает знаменатель дроби?

Что показывает числитель дроби?

Молодцы, вы все хорошо справились с заданиями.

I I I. Изучение нового материала.

Цель: вместе с учащимися ввести алгоритм нахождения дроби от числа.

Слайд4. « В классе 24 ученика. На 4 и 5 учатся 2/3 от всего класса. Сколько детей учатся на 4 и 5?»

Ребята я хочу предложить вам решить задачу, которая представлена на экране. Обсудите, в своих группах решение, запишите его, а потом один представитель от группы запишет его у доски.

Решение: 1 сп. 24:3*2=16 ( уч).

Ответ. На 4 и 5 учатся 16 учеников.

Уч. Молодцы, здорово. Все справились с этим заданием.

- Во все способах вы использовали знания из нач.школы. Но вы ведь уже взрослые и мы просто обязаны решить эту задачу по взрослому?

- Ребята, обратите внимание на условие задачи. В условии была дана дробь, куда она делась?( Что показывает знаменатель? Что показывает числитель?)

_Ну и тогда как же можно решить эту задачу другим способом, используя дробь?

Запишите, пожалуйста, 2-ой способ тоже в тетрадь.

Уч. Так как же можно найти дробь от числа?

- Как можно сформулировать правило нахождения дроби от числа?

Далее учащимся предлагается самим сформулировать правило нахождения дроби от числа.

Чтобы найти дробь от числа нужно умножить число на эту дробь.

Слайд5. ( схемы с правилами)

Обратите внимание на экран. Здесь представлены схемы, изображающие уже известные вам правила, с помощью геометрических фигур.

Уч. Ребята, я предлагаю вам сейчас попробовать самостоятельно в своих группах составить аналогичную схему, с использованием геометрических фигур, для нахождения дроби от числа. Для этого у вас на столах имеются маркеры и листы. После, один представитель выходит и защищает свою схему.

Слайд6. ( схема)

- Ребята, а вы хотите узнать как я составила схему?

Как вы думаете, что я выделила одним цветом?

Обратите внимание на экран. В рус.языке предлог ОТ и существительное УМНОЖЕНИЕ начинаются на один звук- гласный.

Я сейчас говорю об этом, потому что чуть позже мы будем с вами находить число по его дроби. И оно потребует действие деление . Т.о. По и ДЕЛЕНИЕ будут начинаться на согласный звук.

И лишь по этому я акцентировала ваше внимание на этом моменте.

Уч. Ребята, давайте, еще раз проговорим правило нахождения дроби от числа.

IV. Проверка усвоения алгоритма.

Цель: проверить усвоение алгоритма и умение решать задачи.

Уч. Ребята, а сейчас обратите внимание, пожалуйста, на экран. Вам предлагается выбрать одну из тем и попробовать решить задачу из этого цикла.

Слайд-7- 10. ( задачи Компьютерные игры.

Здоровое питание

Режим дня)

V. Физкультминутка

А теперь проведём физкультминутку, которая поможет не только отдохнуть от сидячей работы, но заодно вспомнить признаки делимости, нужные при работе с дробями. (Вспомним признаки делимости на "2"; "3"; "4"; "5")

Дети встают в исходное положение: пятки вместе, носки врозь. Учитель называет числа. (Слайд №8)

Если число делится на "2", то учащиеся поднимают руки вверх.

Если на "3" - руки разводят в стороны.

Ели на "5" - руки на пояс.

Нахождение дроби от числа Нахождение дроби от числа Нахождение дроби от числа

Учитель называет числа: 94; 111; 125; 57; 305; 108; 206; 145; 918,13

VI. Итог урока.

-Уч. Ребята, давайте вернемся к началу нашего урока.

Вспомните с чего начался наш урок? С чего началось наше знакомство?

Слайд-11

- Так как же я узнала, сколько вас в классе. Мне было известно, что в гимназии 900 учеников, вы составляете 1\36 часть, а в городе 18000 школьников, и вы составляете 1\720 золотого запаса школьников.

- Давайте запишем решение в тетрадь.

_И вот теперь вы не только узнали как я вас высчитала, но и научились сами.

VII. Рефлексия.

Слайд-12 ( Рефлексия)

Как найти дробь от числа?

Чтоб дробь от числа найти

Не надо никого тревожить

Нам надо данное число на эту дробь УМНОЖИТЬ!

Спасибо за урок!

И уходя с урока, я попросила бы вас, ребята, оценить наш с вами урок! Разместите в области круга красные стикеры, если урок вам понравился и стикеры синего цвета, если урок не понравился.

VIII. Домашнее задание.

п.19 (стр. 183) № 580 (2) № 585 № 589*

© 2010-2022