- Преподавателю
- Математика
- Развитие познавательной активности школьников при организации внеклассной работы по математике
Развитие познавательной активности школьников при организации внеклассной работы по математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Щёголева Л.Ф. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМАТИЗИРОВАННУЮ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ ПО МАТЕМАТИКЕ
Щёголева Любовь Фатеевна, учитель математики МОУ гимназия № 9 Кировского района г. Волгограда, 2014-15 уч. год
Образовательные стандарты второго поколения, также как и другие важные документы последних лет (национальный проект Образование»; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; новая редакция закона «Об образовании», «Концепция математического образования») призваны обеспечить достижение современного качества математического образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
ФГОС является преемником многих идей, реализованных с различной степенью полноты в предшествующих проектах образовательных стандартов. Его инновационность заключается в том, что математическое образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества.
В Концепции математического образования значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, массовые мероприятия, в ходе которых они научатся логически размышлять, изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это в свою очередь означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого.
Впервые в документах такого уровня уделяется столь значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков. «В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
- духовно-нравственное,
- физкультурно-спортивное и оздоровительное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное.
Основные формы - кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и др.»¹
Внеурочная деятельность по математике относится к общеинтеллектуальному направлению развития личности, осуществляемая через такие формы, как математические кружки, факультативы, элективные курсы, научные конференции, школьные научные общества, олимпиады очные, заочные и дистанционные, поисковые исследования и другие мероприятия, проводимые в форме, отличной от урочной.
Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий по математике и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:
- активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- формировать представление о математике как о методе познания действительности;
- развивать умение самостоятельно планировать пути и способы решения познавательных задач;
- формировать коммуникативность в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Планируемые результаты деятельности:
- расширение общекультурного кругозора;
- формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
- включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
- формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
- развитие социальной активности и желания реального участия в общественно значимых делах;
- создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.
Основными формами внеурочной деятельности по математике являются:
- Кружковые, факультативные, элективные занятия
- Предметные недели (декады)
- Предметные олимпиады, конкурсы, игры
- Творческие конкурсы, соревнования
- Проектно-исследовательские задания
- Обязательная трансляция достижений обучающихся
Факультативы, элективные курсы по математике способствуют формированию готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов. 2009-2012гг разработаны и апробированы программы:
-
практикума «Решение текстовых задач»
-
элективного курса «Проценты. Модули»
-
элективного курса «Использование свойств функции при решении уравнений» для 10кл
-
элективного курса «Решение уравнений и неравенств с помощью функции» для 11кл
-
математического кружка «Любопытные факты»
Основной целью занятий математического кружка «Любопытные факты» является предоставление дополнительных возможностей для индивидуального развития общих качеств личности обучающихся, улучшения их метапредметных и предметных результатов в обучении. Задания математического кружка способствуют поддержанию интереса к знаниям, развивают любознательность и сообразительность.
Совместная подготовка и проведение такого массового мероприятия, как неделя математики, способствует формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми. Ежегодно организуемая неделя математики состоит из традиционного открытого урока, который проводится в игровой форме, конкурса математических кроссвордов, выпуска математических газет. Все мероприятия проводятся в конкурсно-игровой форме с обязательным определением и награждением победителей и призёров.
Например:
Конкурс стихов про математику, конкурсная программа «Семейная математика».
«Судоку» - общеизвестная игра с числами. Я увлекалась этой игрой сама и решила увлечь своих учеников. В 2008-09 учебном году при проведении занятий математического кружка организовала обучение учащихся 5, 7 и 9 классов правилам игры. Учились все играть на поле 4х4, затем тем, кто увлекался, давала поле 6х6. Судоку с такими полями приходилось составлять самой.
В 2009-10 учебном году при проведении недели математики был организован чемпионат по судоку. Он проходил в три этапа: отборочный (поле 4х4), полуфинал (поле 6х6) и финал (поле 9х9). Отборочный тур проходил в кабинете математики на больших переменах и после уроков. Участвовали все желающие. Соревновались парами. Победитель в трех играх выходил в полуфинал. Проигравший мог найти себе другую пару и повторить отбор. полуфинал и финал проводился в виде индивидуальной игры дома. Игроки получали карточки с заданием и на следующий день сдавали заполненное поле учителю. Правильно выполнивший 5 полуфинальных заданий, переходил в финал. Чемпионом по судоку становился игрок, прошедший все этапы и выполнивший правильно наибольшее число финальных заданий. Присуждалось II и III место в этом чемпионате. Увлеченность, неподдельный интерес, дух соревнования, радость победы - эти чувства переполняли учащихся и кабинет математики в течение 10 дней чемпионата.
Система внеклассной работы является одним из важных факторов, влияющих на развитие учащихся и на выявления скрытых способностей. Во время внеурочных занятий проще выявить широту переноса навыка и индивидуальное своеобразие. Начиная с 2008 года, использую во время проведения предметной недели конкурсно-познавательное занятие под условным названием « Испытай радость общения с координатной плоскостью». Задания « Выполни рисунок по точкам координатной плоскости» подбираю такие, чтобы они вызвали интерес у детей, желание увидеть результат своего труда и показать его другим. Дети с удовольствием выполняют задания-загадки и в результате на координатной плоскости появляются забавные рисунки цветов, зверушек, замков, кораблей, человечков. Индивидуальное своеобразие проявится, если позволить ребёнку что-то подрисовать, выполнить рисунок в цвете.
Использование «цифровых» рисунков во внеклассной работе по математике.
Чтобы повысить познавательный интерес учащихся к математике, приходится подбирать задания практической направленности, позволяющие проявить фантазию, сразу увидеть результат своего труда и показать его другим. Задание «Изобразить рисунок, элементы которого должны состоять из цифр» очень подходит для этой цели. Дети заинтересовались этой задачей и большинство из них приняли участие в конкурсе «Цифровые рисунки», который впервые проводился во время Недели математики в 2009-10 учебном году. Результаты превзошли мои ожидания!