Развитие познавательной активности школьников при организации внеклассной работы по математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМАТИЗИРОВАННУЮ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ ПО МАТЕМАТИКЕ

Щёголева Любовь Фатеевна, учитель математики МОУ гимназия № 9 Кировского района г. Волгограда, 2014-15 уч. год

Образовательные стандарты второго поколения, также как и другие важные документы последних лет (национальный проект Образование»; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; новая редакция закона «Об образовании», «Концепция математического образования») призваны обеспечить достижение современного качества математического образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

ФГОС является преемником многих идей, реализованных с различной степенью полноты в предшествующих проектах образовательных стандартов. Его инновационность заключается в том, что математическое образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества.

В Концепции математического образования значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, массовые мероприятия, в ходе которых они научатся логически размышлять, изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это в свою очередь означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого.

Впервые в документах такого уровня уделяется столь значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков. «В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

- духовно-нравственное,

- физкультурно-спортивное и оздоровительное,

- социальное,

- общеинтеллектуальное,

- общекультурное.

Основные формы - кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и др.»¹

Внеурочная деятельность по математике относится к общеинтеллектуальному направлению развития личности, осуществляемая через такие формы, как математические кружки, факультативы, элективные курсы, научные конференции, школьные научные общества, олимпиады очные, заочные и дистанционные, поисковые исследования и другие мероприятия, проводимые в форме, отличной от урочной.

Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий по математике и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:

- активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- формировать представление о математике как о методе познания действительности;

- развивать умение самостоятельно планировать пути и способы решения познавательных задач;

- формировать коммуникативность в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Планируемые результаты деятельности:

- расширение общекультурного кругозора;

- формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

- включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

- формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

- развитие социальной активности и желания реального участия в общественно значимых делах;

- создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.

Основными формами внеурочной деятельности по математике являются:

- Кружковые, факультативные, элективные занятия

- Предметные недели (декады)

- Предметные олимпиады, конкурсы, игры

- Творческие конкурсы, соревнования

- Проектно-исследовательские задания

- Обязательная трансляция достижений обучающихся

Факультативы, элективные курсы по математике способствуют формированию готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов. 2009-2012гг разработаны и апробированы программы:

  • практикума «Решение текстовых задач»

  • элективного курса «Проценты. Модули»

  • элективного курса «Использование свойств функции при решении уравнений» для 10кл

  • элективного курса «Решение уравнений и неравенств с помощью функции» для 11кл

  • математического кружка «Любопытные факты»

Основной целью занятий математического кружка «Любопытные факты» является предоставление дополнительных возможностей для индивидуального развития общих качеств личности обучающихся, улучшения их метапредметных и предметных результатов в обучении. Задания математического кружка способствуют поддержанию интереса к знаниям, развивают любознательность и сообразительность.

Совместная подготовка и проведение такого массового мероприятия, как неделя математики, способствует формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми. Ежегодно организуемая неделя математики состоит из традиционного открытого урока, который проводится в игровой форме, конкурса математических кроссвордов, выпуска математических газет. Все мероприятия проводятся в конкурсно-игровой форме с обязательным определением и награждением победителей и призёров.

Например:

Конкурс стихов про математику, конкурсная программа «Семейная математика».

«Судоку» - общеизвестная игра с числами. Я увлекалась этой игрой сама и решила увлечь своих учеников. В 2008-09 учебном году при проведении занятий математического кружка организовала обучение учащихся 5, 7 и 9 классов правилам игры. Учились все играть на поле 4х4, затем тем, кто увлекался, давала поле 6х6. Судоку с такими полями приходилось составлять самой.

В 2009-10 учебном году при проведении недели математики был организован чемпионат по судоку. Он проходил в три этапа: отборочный (поле 4х4), полуфинал (поле 6х6) и финал (поле 9х9). Отборочный тур проходил в кабинете математики на больших переменах и после уроков. Участвовали все желающие. Соревновались парами. Победитель в трех играх выходил в полуфинал. Проигравший мог найти себе другую пару и повторить отбор. полуфинал и финал проводился в виде индивидуальной игры дома. Игроки получали карточки с заданием и на следующий день сдавали заполненное поле учителю. Правильно выполнивший 5 полуфинальных заданий, переходил в финал. Чемпионом по судоку становился игрок, прошедший все этапы и выполнивший правильно наибольшее число финальных заданий. Присуждалось II и III место в этом чемпионате. Увлеченность, неподдельный интерес, дух соревнования, радость победы - эти чувства переполняли учащихся и кабинет математики в течение 10 дней чемпионата.

Система внеклассной работы является одним из важных факторов, влияющих на развитие учащихся и на выявления скрытых способностей. Во время внеурочных занятий проще выявить широту переноса навыка и индивидуальное своеобразие. Начиная с 2008 года, использую во время проведения предметной недели конкурсно-познавательное занятие под условным названием « Испытай радость общения с координатной плоскостью». Задания « Выполни рисунок по точкам координатной плоскости» подбираю такие, чтобы они вызвали интерес у детей, желание увидеть результат своего труда и показать его другим. Дети с удовольствием выполняют задания-загадки и в результате на координатной плоскости появляются забавные рисунки цветов, зверушек, замков, кораблей, человечков. Индивидуальное своеобразие проявится, если позволить ребёнку что-то подрисовать, выполнить рисунок в цвете.

Использование «цифровых» рисунков во внеклассной работе по математике.

Чтобы повысить познавательный интерес учащихся к математике, приходится подбирать задания практической направленности, позволяющие проявить фантазию, сразу увидеть результат своего труда и показать его другим. Задание «Изобразить рисунок, элементы которого должны состоять из цифр» очень подходит для этой цели. Дети заинтересовались этой задачей и большинство из них приняли участие в конкурсе «Цифровые рисунки», который впервые проводился во время Недели математики в 2009-10 учебном году. Результаты превзошли мои ожидания!


© 2010-2022