- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока Решение задач на проценты
Конспект урока Решение задач на проценты
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Полякова Л.Н. |
Дата | 01.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План - конспект урока в 5 классе.
Тема: «Решение задач на проценты»
Работу выполнила: Полякова Л. Н./учитель математики/ МБОУ «СОШ №12 МО «Ахтубинский район» пос. Верхний Баскунчак.
Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач.
Планируемые результаты:
предметные: воспроизводить смысл понятия проценты, в процессе реальной ситуации использовать понятие процента, решать основные типы задач на проценты
личностные: проявлять креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении задач; ясно, точно и грамотно выражать свои мысли; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
метапредметные: выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий, работать в парах, группах, слушать собеседника и вести диалог, осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы, выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.
3. Задачи:
образовательные обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создать условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».
воспитательные формировать умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
развивающие способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развить навыки и способности критического мышления (навыки сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развить не только логическое, но и образное мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, карточки самооценивания.
Структура и ход урока
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Время (в мин)
Формируемые УУД
1. Организационный этап
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Включаются в деловой ритм урока.
1
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения
2. Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты.
Участвуют в работе по повторению, отвечают на поставленные вопросы.
3
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Мотивация учащихся, вместе с учащимися определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
Определяют тему и цель урока.
4
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
5. Физкультминутка
Смена деятельности.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
2
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.
Учащиеся анализируют свою работу, обсуждают правильность решения задач, какие затруднения испытали.
4
Личностные: формирование позитивной самооценки
Коммуникативные:
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
7. Рефлексия (подведение итогов урока)
Дать количественную оценку работы учащихся
Подводит итоги работы групп и класса в целом.
Учащиеся сдают карточки самооценивания.
2
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
8. Информация о домашнем задании
Объяснение содержания и способов выполнения домашнего задания
Дает комментарий к домашнему заданию
Учащиеся записывают в дневники задание.
1
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни.
Организация и контроль за процессом решения задач.
Работают в парах над поставленными задачами.
23
Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
1. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:
"+" - справился с задачей без затруднений,
"±" - справился с задачей, но возникали сложности,
"-" - не справился с задачей. Учащиеся сдают карточки в конце урока.
2. Актуализация знаний ( фронтальная работа)
learningapps.org/display?v=pa5sssuq5
Устный счет: 13% 78% 38% 59% 112%
0,05 1,09 0,8 0,85 0,0067
Задание: в первой строке замените проценты десятичными дробями, а во второй строке десятичные дроби процентами.
Давайте вспомним основные задачи на проценты:
а) как найти процент от числа;
Найдите: 1) 9% от 600
2) 120% от 80
б) как найти по проценту целую величину;
Найдите число, если:1) 6% этого числа равны 12
2)18% этого числа равны 54
в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.
Решить задачу
Повторим эти правила в общем виде:
А % от Б А % это С Б от С в %
Б ∙ 0,01А С : 0,01А (Б : С) ∙ 100%
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Рассмотрим следующую задачу:
По данным переписи населения 2010 года численность населения Астраханской области составило 1 010 700 человек.
Женщин - 535671ч., а мужчин - 475029ч. На сколько процентов по данным переписи женщин в области больше, чем мужчин?
- Ответить на этот вопрос помогут проценты.
- Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?
Полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.
Сегодня вы будете работать в статистическом управлении Астраханской области, высчитывающим национальный состав по городам и районам; в роли классного руководителя; бухгалтера, предпринимателя, делегата.
Тема нашего урока: формулировка темы /учащимися/ Решение зада на проценты.
Наша цель на уроке - учащиеся помогают учителю в формулировке цели обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
Учитель разбивает класс на три группы, используя карточки - собери картинку. Учащиеся, собравшие одну картинку, становятся группой. Каждой группе предлагаются задачи. Каждая группа выполняет задание одной карточки; так как в этой группе есть и сильные, и средние, и слабые ученики, то у них работа продвигается. Они друг другу помогают, подсказывают. После того как все выполнят одно задание карточки, сверят и исправят записи, кто-то один должен показать решение этого задания. Учитель задаёт контрольные вопросы группе. Учитель следит за работой группы, наивысший балл получает тот ученик, который быстро и правильно выполняет задание, грамотно отвечает на вопрос.
Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.
1.Статистическое управление Астраханской области.
Вы работаете в отделе статистики Астраханской области.
Задача №1. По переписи населения 2010 года получены следующие данные:
Всего
Русские
%
Казахи
%
Татары
%
Ногайцы
%
Ахтубинский район
71 249
52 983
11 673
830
8
Сколько процентов в Ахтубинском районе составляют русские, казахи, татары и ногайцы? Вам известны типы задач на проценты.
К какому типу относится эта задача?
Сделать вычисления и заполнить таблицу.
Задача №2
Всего
Русские
%
Казахи
%
Татары
%
Ногайцы
%
Камызякский район
48 647
28 545
15104
904
41
Сколько процентов русских, казах, татар и ногайцев проживает в Камызякском районе? Вам известны типы задач на проценты.
К какому типу относится эта задача?
Сделать вычисления и заполнить таблицу.
Задача №3
Всего
Русские
%
Казахи
%
Татары
%
Ногайцы
%
Черноярский район
20 220
14 906
238
346
2
Сколько процентов русских, казах, татар и ногайцев проживает в Черноярском районе? Вам известны типы задач на проценты.
К какому типу относится эта задача?
Сделать вычисления и заполнить таблицу.
2.Классный руководитель - учащиеся.
Вы классный руководитель. Вами была проведена анкета «Интересы моего класса» с учащимися класса и получены следующие данные:
Задача №1Любимый день недели/пятница/ - 50%, любимый месяц рождения/апрель/ -25%, любимый цвет/бежевый/ - 5%, любимый предмет/математика/ - 20%, а также подсчитано количество учащихся успевающих на «4»и «5» - 11человек.
Сколько учащихся в классе выбрали любимый месяц рождения и любимый предмет? Какой процент качества успеваемости учащихся в этом классе? Ответить на вопросы, если в классе 24 ученика. К какому типу относится эта задача?
Задача №2 Вы классный руководитель. Вами была проведена анкета «Любимая телефонная связь моих учеников» с учащимися класса и получены следующие данные:
Телефонная связь.
Сколько учащихся класса пользуются данными услугами связи? Ответить на вопрос, если в классе 30 учеников. К какому типу относится эта задача?
Задача №3 Вы классный руководитель. Вами была проведена анкета «Мой любимый учебный день недели» с учащимися класса и получены следующие данные:
Любимый учебный день недели:
14%- среда
26%- пятница 26%-пятни40% - суббота
40%- суббота
Какое количество учащихся соответствует каждому пункту анкеты? Ответить на вопросы, если в классе 28 учеников. К какому типу относится эта задача?
3.Банкир. В районе нашего класса существует банк. Посмотрим, как служащие нашего банка владеют понятием «процент», быстро и точно выполняют операции.
1) Что называется процентом?
2) Ученикам предлагаются листы с изображением круга (каждой группе по фигуре). Работа предполагает использование цветных карандашей, активизируя при этом работу зрительной и особенно тактильной памяти детей.
1. Закрасить ту часть фигуры, которая соответствует: 50% круга, 25% круга, 10% круга, 75% круга и 100% круга. (дети сверяются со слайдами)
2. Закрасит ту часть круга, которая составляет: 40%, 35%, 10%, 55%, 100% круга
3. Закрасить ту часть фигуры, которая соответствует: 15%, 60%, 35%, 80% и 100% круга
Физкультминутка Давайте немного передохнем.
Поднимает руки класс - это «раз».
Повернулась голова - это «два».
Руки вниз, вперед смотри - это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать - это «пять».
Всем ребятам надо сесть - это «шесть».
4.Дизайнер, фермер, программист . Группам раздаются подготовленные листы с заданиями, в которых содержится задача практической направленности.
Дизайнер
Вас попросили к новому учебному году покрасить стены вестибюля школы, поверхностью 60 м2. 75% работы уже сделали. Сколько квадратных метров стены покрасили?
Фермер
Фермер имеет 420 га посевных площадей. Из них 48% нужно засеять зерновыми культурами. Сколько гектаров нужно засеять зерновыми культурами?
Программист
Время загрузки антивирусной программы составляет 25 минут. Программа загрузилась на 60 %. Сколько минут осталось до конца загрузки?
5. Делегат встречи, посвященной глобальному изменению климата /самостоятельная работа/ Учащиеся группы, выполнившей работу первой, получают высший балл. Сравните свои результаты с теми, что выставлены учителем.
В 1980 году в атмосферу было выброшено 100 миллионов тонн углекислого газа развитыми странами. В 1997 году на встрече в Киото (Япония), посвященной глобальному изменению климата. Делегатами из более 160 стран была принята конвенция, обязывающая развитые страны сократить выбросы углекислого газа к 2008-2012 годам на 5%. Неправительственные организации считают, что такое сокращение очень мало и предлагают сократить выбросы на 60%. Вычислите каковы предполагаемые выбросы при 5% и при 60% сокращениях. К какому типу относится задача?
Думаю, что сейчас мы ответим на вопрос задачи, с которой начался наш урок. «По данным переписи населения 2010 года численность населения Астраханской области составило 1 010 700 человек.Женщин - 535671ч., а мужчин - 475029ч. На сколько процентов по данным переписи женщин в области больше, чем мужчин?» (предлагаю обсудить решение парами). Объясняет решение пара, решившая задачу первой.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?
Рефлексия (подведение итогов урока)
Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.
Собираются карточки самооценивания, тетради учащихся и выставляются оценки за работу на уроке. Оценки не выставляются тем учащимся, которые имеют в карточке "-"/ с этими учащимися проводится дополнительное занятие/. Оценка «5» выставляется тем учащимся, которые первыми решали задачи, правильно отвечали на вопросы, показывали и объясняли решение задач у доски, имели самооценку "+".
Информация о домашнем задании.
Решить любые 3 задачи из 8 предложенных (Задачный лист)
1. Папа получает 18760 р., мама 19240 р. На продукты наша семья тратит 55% всех денег, на оплату коммунальных услуг -15%. Какая сумма остается на другие расходы?
2. Плата за детский сад в месяц составляет 1200 р., а это 6% от бюджета семьи. Найти сумму семейного бюджета?
3. 4% вклада в сберегательный банк составили 1296 к. Найти сумму вклада в рублях?
4. Холодильник стоил 16 тыс. р. После модернизации его цена повысилась на 25%, а через год она была понижена на 20%. Дороже или дешевле 16 тыс. р. Стал стоить холодильник через год?
5. Деньги, положенные в сберегательный банк , может временно использовать государ-ство. За это вкладчику выплачиваются проценты. При обычном вкладе - 2% в год. Вкладчик положил 50000 р. , а через год добавил еще 20000 р. Каков будет размер вклада, когда пройдет еще один год?
6. Предприниматель заплатил налог в сумме 33000 р., что составило 12% его заработка. Какую сумму он заработал?
7. Продавец купил товар на 11000 р. И планирует получить от его продажи прибыль 15%. По какой цене он должен продать этот товар?
8. За год вклад увеличился на 10% и стал равным 88000 р. Сколько денег было в прошлом году?
Интернет - ресурсы:
pedsovet.org›Игра-тренажёр›link_id,4032/Itemid,546
…zadachi…matematike…procenty…klass
uroka-matematiki…klasse…fgos…procenty
proshkolu.ru›user/posh-morgo/blog/171810/
menobr.ru›Тематический рубрикатор›Обучение и воспитание›Якушина
kamlic.ru›ФГОС ООО современный УРОК
matematike…reshenie-zadach…procenty
madam-fonova.ucoz.ru›…5_klass…zadach_na_procenty
nsportal.ru›…matematiki…5-klasse…fgos-na…procenty
vio.uchim.info›Vio_104/cd_site/articles/art…7.htm
Литература:
1. Мухаметзянова Ф.С. Математика в 5 классе в условиях ФГОС: рабочая программа и методические материалы: методические рекомендации. В 3 ч. Часть 1 / Ф.С. Мухаметзянова; под общей ред. В.В. Зарубиной. - Ульяновск: УИПКПРО, 2012.
2. Мухаметзянова Ф.С. Математика в 5 классе в условиях ФГОС: рабочая программа и методические материалы: методические рекомендации. В 3 ч. Часть 2 / Ф.С. Мухаметзянова; под общей ред. В.В. Зарубиной. - Ульяновск: УИПКПРО, 2012.
3. Учебник «Математика. 5 класс» авторы А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рябинович, М.С. Якир - М. : Вентана-Граф, 2013
4. Математика : 5класс: дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рябинович, М.С. Якир. - М. : Вентана-Граф, 2013.-144 с.
Приложение.
Контрольные вопросы:
-
Что такое 1%
-
Как преобразовать процент в дробь?
-
Как преобразовать дробь в процент?
-
В сплаве свинца с оловом содержится 32% свинца. Сколько процентов олова содержит этот сплав?
-
Один процент от какого числа равен 4, 16?
-
Чему равен один процент от числа 3400? Чему равен один процент от пути длиной 3400 м?