Проектная деятельность на уроках математики

Это статья о проектной деятельности на уроках математики напечатана в материалах заочной регианальной  научно- практической конференции "Использование современных технологий в образовательном процессе по предметам естественнонаучного цикла в условиях введения   ФГОС" Эта стаья об организация учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской, проектной деятельности, что способствовало бы формированию выше указанных качеств будущих выпускников.  
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность на уроках математики.

Котенева Светлана Ивановна

Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышение его творческой активности .Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путем включения в активную познавательную деятельность.

Каким должен быть человек 21 века? Как воспитать интерес к предмету математика? Вот основные вопросы, которые требуют ответа. Как разрешить острые противоречия педагогической практики .Между потребностью общества в образованной, развитой личности и падением интереса учащихся к образованию, знаниям .Между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний .Между необходимостью все время увеличивать объемы информаций, включаемой в содержание образования, и возможностями организма в ее усвоении.

Одним из решений этой проблемы может быть организация учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской, проектной деятельности, что способствовало бы формированию выше указанных качеств будущих выпускников.

Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу: Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:

- 10% от того, что они читают;

- 26% от того, что они слышат;

- 30% от того, что они видят;

- 50% от того, что они видят и слышат;

- 70% от того, что они обсуждают с другими;

- 80% от того, что основано на личном опыте;

- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;

- 95% от того, чему они обучаются сами.

Необходимость прогрессивных образовательных технологий - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И он или создает собственную технологию, или перенимает то, что открыто другими и адаптировав для себя и своих учеников. Для меня это стал метод проектов..

Для чего нужен метод проектов?

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.

  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.

  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Основные требования к методу проектов:

  1. Наличие значимого в исследовательском , творческом проблемы(задачи), требующей интегрируемого знания. Исследовательского поиска для его решения.

  2. Практическая, теоритическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная(индивидуальная, парная, групповая )деятельность учащихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта( с указанием поэтапных результатов).

  5. Использование исследовательских методов; определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных ,подведение итогов.[1,с. 6]

При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на информатике - умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь , научить жить вместе.

Первый этап в моей работе - был направлен на изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме, которые необходимо знать для правильной организации работы.

Второй этап - позволил спланировать работу по повышению интереса, самостоятельности, активности учащихся на уроках, психологического благополучия и здоровья детей в учебной деятельности, повышению уровня использования наглядности и визуализации на уроке , привлечению учащихся к использованию ИКТ при самоподготовке, повышению уровня математической грамотности.

На третьем этапе - идёт пополнение методической копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ и проектных работ учащихся, распространение опыта в работе с учащимися нового набора.

Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий:

  1. Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.

  2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

  3. Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки

. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом, стараюсь соблюсти основные этапы проектной деятельности.
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени.


Я использую следующую классификацию проектов.

1.По продолжительности подготовки:

  • краткосрочный это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы);


  • долгосрочный предусматривающие решение достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка.

2. По количеству участников:

  • индивидуальный

  • работа в парах

  • групповой (4-6 человек)

3 По методу:

  • Творческий. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

  • Исследовательский Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов

  • Информационный(ознакомительно-ориентированный) этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: различные сообщения, доклады.

  • Игровой. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: фрагмент урока, кроссворды.

На своих уроках в 5-6 классе я использую информационные проекты в форме докладов . сообщений(старинные меры длины ,математика в Древней Руси,[2,с. 10] удивительный мир чисел, сообщения о свойствах и истории чисел), а также исследовательские краткосрочные (приёмы устного счета )Игровые проекты( составление кроссвордов)и для подготовки к изучению геометрии изучение удивительные свойств геометрических фигур .В 7 .8 классах информационные (как функция может связать воедино окружающий нас мир, в мире симметрии), исследовательские (взаимное расположение графиков линейных функций, формулы сокращенного умножения, теорема Виета, золотое сечение).

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме.

Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например расчет погашения банковского кредита и др.

Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, , электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.

Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.

При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности.

Опыт работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ - это технология не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов.« Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется».

В заключении я позволю себе привести несколько высказываний:

Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь . Но все это нужно делать осторожно, нужно делать так , так чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что это все он делает сам.( Ф Нейман) [1, c.13]

Не так важно , чему учат в школе ,а важно как учат.. Функции школы не в том , чтобы дать специальный опыт, а в том , чтобы выработать последовательное методическое мышление.( А.Н. Теренин)[1,c.12]

Литература :

  1. М.В. Величко .Проектная деятельность учащихся . математика 9-11 классы . Издательство «Учитель». г. Волгоград. 128 стр.

  2. В.А. Крутецкая . Доклады, рефераты, сообщения. Математика 6_8 классы Издательство « Дом « Литера» .Санкт - Петербург 2007 г 64 стр.

Котенева Светлана Ивановна

Место работы: МКОУ «Лещановская СОШ» Воробьёвский район , Воронежская область.

Должность: учитель математики и информатики.

Электронная почта: [email protected]



.



© 2010-2022