- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа кружка Подготовка к ОГЭ по математике (9 класс)
Рабочая программа кружка Подготовка к ОГЭ по математике (9 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Закирова Р.Ф. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа кружка «Подготовка к ОГЭ по математике» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», основными положениями Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего и среднего общего образования (далее - ФКГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089, требованиями основной общеобразовательной программы общего и среднего общего образования МБОУ СОШ№1 с.Кандры на
2014-2015г., учебным планом МБОУ СОШ №1 с.Кандры на 2014-2015 учебный год, годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №1 с.Кандры на
2014-2015 учебный год, приказом «Об утверждении перечня учебников, допущенных (рекомендованных) для организации образовательного процесса утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014 № 253, в МБОУ СОШ №1 с.Кандры на 2014-2015учебный год.
При составлении рабочей программы были использованы нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089;
- Авторская программа общеобразовательных учреждений «Математика 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы» / авт. - сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович;
- Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.
Цели кружка:
- преодолеть несоответствие количества отведенных на изучение математики часов тем требованиям, которые предъявляются к знаниям учащихся, их умениям и навыкам, выработанным на уроках математики, другими школьными предметами использующими аппарат этой науки;
- подготовка к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Задачи:
- научить учащихся выполнять тождественные преобразования выражений;
- научить учащихся основным приемам решения уравнений, неравенств и их систем;
- научить строить графики и читать их;
- научить различным приемам решения текстовых задач;
- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
- подготовить учащихся к ОГЭ по математике в 9 классе;
- подготовить учащихся к изучению математики в старшей школе или к поступлению в средние учебные заведения, а также к углубленному изучению математики в профильной школе.
Срок реализации рабочей программы - один учебный год.
Математика - предмет, изучающийся с первого по выпускной класс. Объем содержательных единиц, которые должен знать старшеклассник по математике, чрезвычайно велик. Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных знаний, и его цель - систематизировать теоретический багаж выпускника и сформировать у него прочные навыки применения этих знаний, как в стандартных, так и в измененных ситуациях. Данный курс позволит учащимся повторить и систематизировать большое количество материала, необходимое для успешной итоговой аттестации.
Программа предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) и составлена на 34 часа (из расчета 1 час в неделю в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №1 с. Кандры).
Содержание рабочей программы
Тема 1. Структура и содержание КИМ ОГЭ-2015 (2 час). Демонстрационный вариант КИМ ОГЭ-2015. Система оценивания и критерии.
Тема 2. Числа и вычисления (2 часа). Натуральные числа. Делители и кратные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Признаки делимости на 2,3,5,9,10. Нахождение НОД, НОК. Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями. Рациональные числа. Арифметические действия с рациональными числами.
Тема 3. Алгебраические выражения (2 часов). Выражения с переменными. Тождественные преобразования выражений с переменными. Одночлены и многочлены. Действия с одночленами и многочленами. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращённого умножения. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Тождественные преобразования рациональных дробей. Степени с целым показателем и их свойства. Квадратный корень и его свойства.
Тема 4. Уравнения и неравенства (10 часов). Линейные уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Терема Виета. Рациональные уравнения. Системы двух уравнений с двумя переменными. Методы решения систем уравнений: графический, подстановки, сложения. Числовые неравенства и их свойства. Линейные неравенства с одной переменной. Квадратные неравенства. Системы линейных неравенств с одной переменной. Методы решения неравенств и систем неравенств: графический метод, метод интервалов.
Тема 5. Числовые последовательности (1 час). Последовательности. Арифметическая прогрессия. Разность арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии.
Тема 6. Функции и графики (3 часа). Понятие функции. Область определения и область значений функции. Возрастание и убывание функции. Линейная функция и её свойства. Квадратичная функция и её свойства. Обратно-пропорциональная функция и её свойства. Степенная функция. Графики функций. Чтение графиков. Графическая интерпретация уравнений, неравенств и их систем.
Тема 7. Геометрия (9 часов). Треугольники. Виды и элементы треугольников. Признаки равенств и подобия треугольников. Теорема Пифагора. Площадь треугольника. Многоугольники. Виды многоугольников: параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция; их свойства. Площади многоугольников. Окружность. Касательная к окружности и её свойства. Центральные и вписанные углы и их свойства. Вписанные и описанные треугольники и четырёхугольники. Длина окружности и площадь круга. Синус, косинус и тангенс угла. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Векторы на плоскости.
Тема 8. Реальная математика (5 часов). Практико-ориентированные задачи (6 часов). Текстовые задачи на движение и способы их решения. Текстовые задачи на проценты и способы их решения. Представление зависимостей между величинами в виде формул. Чтение графиков реальных зависимостей. Прикладные задачи геометрии. Элементы статистики. Методы решения комбинаторных задач. Начальные сведения теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения программы кружка ученик должен:
а) знать/понимать:
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства;
- примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
б) уметь:
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики.
в) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Перечень учебно-методического обеспечения (УМК)
1. ОГЭ 2015. Математика. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. / И.В. Ященко, А.В. Семенов, А.С. Трепалин, Е.А. Кукса - Издательство «Национальное образование», 2015. - 224 с.
2. Математика: ГИА: Учебно-справочные материалы для 9 класса (серия «Итоговый контроль: ГИА») / Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, В.А. Булычев, Е.А. Бунимович, Л.О. Рослова, Н.Х. Агаханов. - М.; СПб.: Просвещение, 2012. - 279 с.
3. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2015: учебно-методическое пособие / под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону: Легион, 2014. - 320 с.
4. ОГЭ (ГИА 9) Математика.9 класс. Основной государственный экзамен. Тематические тестовые задания. / Ю.А. Глазков, И.К. Варшавский, М.Я. Гаиашвили. - М.: Издательство «Экзамен», 2015. - 11 с.
5. ОГЭ (ГИА9) 2015. Математика. Основной государственный экзамен. 9 класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. / Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. - М.: Издательство «Экзамен», 2015. - 80 с.
6. Открытый банк заданий ОГЭ [Электронный ресурс] / официальный сайт Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» // fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge.
7. Александр Ларин. Математика. Подготовка к ОГЭ [Электронный ресурс] / материалы для подготовки к ОГЭ по математике 2015 // alexlarin.net/ege15.html.
8. Тренировочные варианты ОГЭ по математике 2015 / Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Сдам ГИА» // sdamgia.ru/
№
Тема урока
Кол-во часов
Сроки
Примечание
План
Факт
1
Вводное занятие. Демовариант ОГЭ-2015. Структура, критерии оценок
1
02.09
2
Вычисления с рациональными числами
1
09.09
3
Проценты
1
16.09
4
Нахождение значения выражения
1
23.09
5
Упрощение выражений. Степени и корни
1
30.09
6
Линейные уравнения
1
14.10
7
Дробно-рациональные уравнения
1
21.10
8
Квадратные уравнения
1
28.10
9
Решение текстовых задач алгебраическим методом
1
04.11
10
Системы уравнений. Способ подстановки
1
11.11
11
Системы уравнений. Метод сложения
1
25.11
12
Решение текстовых задач алгебраическим способом
1
02.12
13
Изображение действительных чисел точками на координатной прямой
1
09.12
14
Общие свойства неравенств
1
16.12
15
Неравенства первой степени и их системы
1
23.12
16
Решение квадратных неравенств
1
30.12
17
Функции и графики. Основные понятия
1
13.01
18
Числовые функции, их графики и свойства
1
20.01
19
Чтение графиков и диаграмм
1
27.01
20
Уравнения прямой, параболы и гиперболы
1
03.02
21
Прямые и углы
1
10.02
22
Равнобедренный и равносторонний треугольники
1
24.02
23
Прямоугольный треугольник
1
03.03
24
Параллелограмм, квадрат, ромб, их свойства и признаки
1
10.03
25
Трапеция. Равнобедренная трапеция. Средняя линия трапеции
1
17.03
26
Площадь прямоугольника, параллелограмма, трапеции
1
24.03
27
Вписанная и описанная окружности
1
31.03
28
Окружность, хорда, касательная, секущая
1
14.04
29
Координаты и векторы
1
17.04
30
Арифметическая и геометрическая прогрессии
1
21.04
31
Теория вероятностей. Классическая вероятностная модель
1
28.04
32
Вероятность и комбинаторика
1
05.05
33
Статистика. Числовые характеристики набора чисел
1
12.05
34
Тренировочная работа в формате ОГЭ
1
19.05
7