Исследовательский проект на тему Решение задач с использованием старинных единиц измерения

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учреждение «Отдел образования администрации Волжского муниципального района»

МОУ «Карайская средняя общеобразовательная школа»



Урок-проект по теме

«Решение задач с использованием старинных единиц измерения»



Автор: Иванова Анастасия,

ученица 8 класса

Руководитель: Захарова Л.И.,

учитель математики

первой квалификационной категории










2015 год




Урок-проект

«Решение задач с использованием старинных единиц измерения»

Цели: 1) более глубоко изучить и исследовать о единицах измерения в Древней Руси

2) установить взаимосвязь между старыми и новыми мерами

3) способствовать развитию желания углублённо изучать математику, развивать логическое мышление

4)понять, удобны ли старинные русские меры измерения в современной школе

Эпиграфом будут слова:

« Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой»

Оборудование: проектор, ноутбук, верста, безмен, шерсть, моток нитки

Ход защиты проекта

1.Вступительное слово учителя.

Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с метром, с линейкой, весами, а что существовало в старину?

С древности мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку; сколько может поднять его плечи. Довольно часто в нашей жизни встречаются слова, обозначающие старинные единицы измерения. В русском языке их называют устаревшими, но они часто встречаются в нашей речи(пословицах и поговорках). Каждый человек должен знать и современные меры измерения и старинные. Не зная прошлого, нельзя понять настоящее.

Мы с группой учащихся 8 класса проводили исследовательскую работу. Сейчас они вас ознакомят с этой работой.

2. Защита проекта. Выступление Ивановой Анастасии.

Текст защиты проекта

Слайд №1 (Фамилия, имя учащегося)

Вступление:

Мой дед работал председателем сельского совета. Он очень любил математику. Однажды он мне прочитал такие поговорки:

1.От горшка два вершка. 2. Сам с ноготок, а борода с локоток. 3. Не отдать ни пяди земли.

И спросил: В чём смысл этих поговорок? Я не знала даже как ответить на вопрос дедушки. Мне встретились незнакомые слова. Оказывается речь шла о старинных русских мерах измерения. Я задумалась над этим вопросом. Мне стало интересно. Я хотела узнать, как применяются эти единицы измерения в математике, в русском языке и в жизни. На уроках математики мне встретились эти слова. Поэтому я выбрала эту тему. Особо хочу остановиться на решении задач по математике с использованием единиц измерения Древней Руси. А также хочу ответить на вопрос: нужно ли знание старинных русских мер и зачем человеку нужны измерения? Возникла проблема, которую я решаю в своём проекте.

Наш проект называется: «Решение задач с использованием старинных единиц измерения»»

Слайд №2

Цели:

1) более глубоко изучить и исследовать о единицах измерения в Древней Руси

2) установить взаимосвязь между старыми и новыми мерами

3) способствовать развитию желания углублённо изучать математику, развивать логическое мышление

4) понять, удобны ли старинные русские меры измерения в современной школе.

Слайд№3

Предмет исследования:

старинные русские меры

Объект исследования:

единицы измерения в Древней Руси

Слайд№4

Задачи исследования:

- собрать материалы и изучить литературу по данной теме;

- рассмотреть развития и представления чисел в Древней Руси;

- составить банк задач с использованием единиц измерения Древней Руси.

Методы:

- анализ литературы;

- беседы;

- практическая работа

Слайд№5

1) Работа по выбору темы исследования. Составление плана работы.

2) Разработка проекта: изучение и обобщение методов решения задач с использованием старинных русских мер, решение задач и разделение их на группы в соответствии с методами решения.

3) Работа над проектом: оформление результатов работы. Создание презентации. Защита исследовательской работы.

Слайд№6

Меры длины

Слайд №7

Меры площади

Слайд№8

Меры веса

Слайд №9

Меры обьема

Слайд № 10

Единицы измерения в старину

Слайд № 11 (примеры задач)

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, дюйм, локоть и пядь. Я хочу ознакомить вас с некоторыми задачами.

Задача . 1 Аршин = 0,712 м, 1 Пядь = 0,19 м.

Купец привез своим трем дочерям на сарафаны тюк выбойки (бумажная или льняная ткань с отпечатанными на ней узорами в одну краску), в котором было 7 аршинов материи. Если на сарафан первой дочери надо 2 аршина и 3 пяди, второй дочери 2 аршина и 2 пяди, третьей дочери 1 аршин и 1 пядь. Хватит ли выбойки на сарафаны всем дочерям?

Решение:1) Найдем, сколько материи нужно на сарафан всем дочерям:

2 аршина и 3 пяди + 2 аршина и 2 пяди + 1 аршин и 1 пядь = 5 аршинов и 6 пядей

2) Переведем аршины и пяди в метры:(5* 0,7112) + (6*0,19) = 4,696 м 7*0,7112 = 6,6 м

3) Хватит ли выбойки трем дочерям на сарафаны: 6,6- 4,696 = 1,04 м

Ответ: Да, выбойки хватит трем дочерям на сарафаны и останется на рубашку сыну.

Задача. Две богомолки отправились из Москвы Троице-Сергиеву лавру. Обе они прошли 60 верст. Сколько верст прошла каждая, если шли они с одинаковой скоростью?

Ответ: каждая богомолка прошла 60 верст.

Система древнерусских мер объема включала в себя следующие основные меры: кадь, половник, четверть, осьмин, бочка, ведро.

Задача . 1 бочка = 40 ведер

Атаман велел к приходу войска сварить сбитень. В большой котел выли 2 ведра меда, 68 ведер воды, 13 ведер давленой малины, ведро хмеля. Сколько бочек напитка получится?

Решение:1)Сколько ведер жидкости в котле:2 + 68 + 13 + 1 = 84 ведра

2) Узнаем, сколько бочек получится:84/40 = 2 бочек 4 ведра

Ответ: 2 бочки и 4 ведра.

Система древнерусских мер площади включала в себя следующие основные меры : соха, выть, четверть , десятина.

Задача. На мельнице имеется три жернова. На первом из них за сутки можно смолоть 60 четвертей зерна, на втором 54 четверти, а на третьем 48 четвертей. Некто хочет смолоть 81 четверть зерна за наименьшее время на этих жерновах. этих трех жерновах. За какое наименьшее время можно смолоть зерно и сколько для этого на каждый жернов надо зерна насыпать?
Решение: Ясно, что все три жернова должны работать одинаковое время, потому что простой любого из них увеличивает время помола зерна. За сутки все три жернова могут смолоть 60+54+48=162 четверти зерна, тогда 81 четверть зерна они смелют за 0,5 суток, т.е. за 12 часов. За это время на первом жернове можно смолоть 30 четвертей зерна, на втором 27 четвертей, а на третьем 24 четверти зерна.
Ответ: за 12 часов,30, 37, 24 четверти зерна.

Система древнерусских мер веса включала в себя следующие основные меры: гривна ,золотник , почка , пирог ,берковец , пуд ,ласт четверть вощаная батман , фунт и др.

Задача. Крестьянину нужно заплатить оброк за свою семью из 12 человек. За каждого нужно отдать 30 фунтов зерна. Сможет ли он увести оброк верхом на лошади, если сам весит 5 пудов, а лошадь поднимает 15 пудов?

Решение: 1)Найдем, сколько весит оброк:30 * 12 = 360 фунтов

2) Так как 1 пуд = 40 фунтам то:360 / 40 = 9 пудов

3) Сколько весит хозяин с оброком:5 + 9 = 13 пудов. Ответ: да

3.Практические задания

Старинные единицы измерения применялись в крестьянском хозяйстве. В старину наши предки сшили платья из холста. Тогда не было ни линейки, ни рулетки. Чтобы узнать, сколько потребуется холста, измеряли длиной локтя. А давайте, мы с вами измерим длины своих локтей и пядей.

а) Все присутствующие измеряют свои локти и пяди.

б) Измерение длины и ширины парты без линеек.

в) Измерение площади классной комнаты двумя способами: шагами (аршином) и линейкой.

Г) Ознакомление с безменом и взвешивание с помощью них шерсти, например для валенки.

д) Измерение длины мотка шерсти для пряжи с помощью локтя.

е) Показывают «версту» - инструмент для измерения площадей земельных участков.

Слайд 12

4.Пословицы и поговорки

Многие старинные единицы измерения не используются в нашей современной жизни, но часто встречаются в нашей речи. Мне было интересно узнать, как звучат некоторые старинные единицы измерения на марийском языке. И какие же существуют пословицы и поговорки?

  1. «Семь пядей во лбу» - когда хотят сказать об очень умном человеке

  2. «Не отдать ни пяди земли» - не отдать, не уступить даже самой малой части своей земли

  3. «От горшка два вершка» - так говорят о человеке небольшого роста

  4. «Косая сажень в плечах» - человек широкоплечий, высокого роста

  5. «Пишешь аршинными буквами» -крупно и другие.

Слайд № 13

А итогом исследовательской работы является то, что использование старинных единиц измерения в решении практических задач способствует повышению интереса к изучению математики у учеников, учителей, родителей. Таким образом, включение элементов истории о старинных мерах в образовательный процесс способствует укреплению познавательного интереса к математике, углублению понимания изучаемого фактического материала; расширению кругозора, повышению общей культуры и воспитанию учащихся в почитании старины и любви к Родине.

Возможно использование банка задач на уроках, факультативах и т.д.

Слайд №14

Представляем список литературы.

5.Заключительное слово учителя.

На этом наша исследовательская работа не остановится. Мы в дальнейшем хотим изучать другие старинные единицы измерения, применяемые народом.


© 2010-2022