- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения
Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Федурина М.А. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок-лекция по теме «Arccosα, аrcsinα, аrctgα, аrcctgα»
Учебная задача:
Открыть формулы корней простейших тригонометрических уравнений с помощью числовой окружности;
Диагностируемые цели:
Ученик знает:
-
определение арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса числа;
-
формулы нахождения корней простейших тригонометрических уравнений;
умеет:
-
находить корни уравнений cosx=a, sinx=a и т.д. по формулам;
-
находить значение arccosα, arcsinα, arctgα и arcctgα для табличного значения а
понимает:
-
происхождение нового обозначения;
-
роль видовых отличий понятий: arccosα, arcsinα, arctgα и arcctgα.
Планирование
№ урока
Тема урока
Тип урока
Цели
1
Арккосинус. Решение уравнения cost=a
Урок-лекция
Ввести определение понятия арккосинуса и открыть формулу корней простейшего тригонометрического уравнения cost=a с помощью числовой окружности.
2
Арксинус. Решение уравнения sint=a
Урок-лекция
Ввести определение понятия арксинуса по аналогии с определением понятия арккосинуса и открыть формулу корней простейшего тригонометрического уравнения sint=a с помощью числовой окружности.
3
Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tgt=a, ctgt=a
Урок-лекция
Ввести определения понятий арктангенса и арккотангенса по аналогии с определением понятия арккосинуса и арксинуса, открыть формулу корней простейших тригонометрических уравнений tgt=a, ctgt=a с помощью числовой окружности.
4-5
Решение простейших тригонометрических уравнений
Урок решения задач
Отработать формулы корней простейших тригонометрических уравнений на примерах.
Урок-лекция по теме «Arccosα, аrcsinα, аrctgα, аrcctgα»
Мотивационно-ориентировочная часть:
Актуализация:
- Решим уравнение cost=
- Чтобы решить уравнение cost= , нужно вспомнить, что называется косинусом числа t.
(Косинусом числа t называется абсцисса точки единичной окружности, полученная поворотом точки (1, 0) вокруг начала координат на угол t.)
- Как можно переформулировать данную задачу?
(Найти на числовой окружности точки с абсциссой x= и записать, каким числам t они соответствуют.)
- Значит, мы свели задачу к ранее известной . Решим ее.
(
M
LСтроим единичную окружность. Строим прямую x=, она пересекает
Р
N
числовую окружность в точках M и P . Точка M соответствует числу , а значит и любым числам вида +2πk, kz. Точка P соответствует числу -, а значит и любым числам вида -+2πk, kz. Ответ: t=+2πk, kz.)
- Решим уравнение cost=-. Переформулируйте эту задачу.
(Найти на числовой окружности точки с абсциссой x=- и записать каким числам t они соответствуют.)
-Найдите решение.
(Строим прямую x=-, она пересекает числовую окружность в точках L и N. Точка L соответствует числам вида , z. Точка N - числам вида -, z. Ответ: t=, z.)
-Решим неравенства cost> и cost<. Рассмотрим первое неравенство.
-Переформулируйте задачу.
(Найти на числовой окружности точки с абсциссой x> и записать, каким числам t они соответствуют.)
-Опять свели задачу к уже известной, решение которой не вызывает затруднений.
(Прямая x= пересекает числовую окружность в точках M и P. Неравенству x> соответствуют точки дуги PM с началом в точке P и концом в точке M при движении против часовой стрелки. Значит точка P соответствует числам вида -+2πk, kz,точка M соответствует числам вида +2πk, kz. Тогда решением является неравенство -+2πk <t< +2πk, kz.)
-Рассмотрим неравенство cost<. Нужно найти на числовой окружности точки с абсциссой x< и записать, каким числам t они соответствуют.
(Неравенству x< соответствуют точки дуги MP с началом в точке M и концом в точке P при движении против часовой стрелки. Точка P соответствует числам вида k, kz. Точка M соответствует числам вида +2πk. Тогда решением является неравенство )
Оформление тетради:
cost=
cost>
cost<.
Решение
решение
решение
Мотивация:
-Решим уравнение cost=.
(Строим прямую x=. Она пересекает окружность в двух точках K и S. Ребята понимают, что корни есть и записывают их t=t+2πk,
t=t+2πk.
Но ученики не знают какого вида числа соответствуют дуге OK, так как решение находили только для «хороших» углов.
-Вспомним как мы решали уравнение x=4. Корнями данного уравнения являются x=2, и тогда для нас вызывало затруднение решение уравнения x=2, так как мы не могли найти такое число, которое при возведении в квадрат равнялось 2. Тогда мы ввели новое обозначение - арифметический квадратный корень и записали корни в виде x=.
Постановка учебной задачи:
-Значит перед нами стоит следующая задача: ввести новое обозначение чисел, с помощью которых найдем решение уравнения cost=.
Содержательная часть:
-Вернемся к решению уравнения cost=. Заметим,
что одним из корней этого уравнения является . Что такое ? Это число, которое соответствует длине дуги OM и косинус этого числа равен . Введем новое обозначение. - это дуга, дуга по латыни «arcus» и косинус равен . Поэтому появляется запись arccos.
-Какому промежутку числовой окружности принадлежит . ([0, ])
- Значит, arccos находится в промежутке [0,].
-Вернемся к решению уравнения cost=-. Что такое ?
(Число, которое соответствует длине дуги OL и косинус этого числа равен
(-))
-То есть - это arcos(-),
-В каком промежутке числовой окружности находится ? ([, π])
-Значит arccos(-) находится в промежутке [, π].
-Сформулируем определение arccosα=t в общем виде. Для этого выясним, в каком промежутке числовой окружности находится t, заметим, что это будет зависеть от знака.
Если t>0, то t[0,];
t<0, то t[, π]. Значит, t[0, π ].
- Выяснили, что cost=α. Оцените α.
(Из определения косинуса числа следует, что ≤1)
- Таким образом, если ≤1, то arccosα - это такое число t из отрезка [0, π ], косинус которого равен α.
-Запишем определение кратко:
Если ≤1, то
arccosα=t
-Что такое cost=α? ( Уравнение )
-Что называется косинусом t?
(Абсцисса точки единичной окружности, полученная поворотом точки (1, 0) вокруг начала координат на угол t)
-Попробуйте переформулировать задание: решить уравнение cost=α.
(Найти на числовой окружности точки с абсциссой α и записать каким числам t они соответствуют)
-Данное уравнение решается с помощью числовой окружности.
-Как прямая α может быть расположена относительно числовой окружности?
(Пересекать и не пересекать)
-В каком случае прямая α пересекает единичную окружность в двух точках?
( при -1< α< 1)
-В каком случае в одной точке?
(при α=1 и α=-1)
-Прямая α не пересекает окружность при
α>1, α<-1. Значит, при таких значениях α
уравнение cost=α не имеет корней. При -1<α<1 уравнение cost=α имеет корни, запишем их: t=t+2πk, t=t+2πk.
-Что такое t?
(Число, косинус которого равен α)
-Попробуйте записать корни уравнения cost=α с помощью введенного нами нового обозначения arсcos.
( t=arccosα + 2πk,
t=-arccosα + 2πk или объединим серии корней и запишем их одной формулой t= arccosα + 2πk , kz)
-Вспомним, какую мы ставили перед собой учебную задачу?
(Ввести новое обозначение чисел, с помощью которых найдем решение уравнения cost=)
-Теперь вы можете найти решение уравнения cost=, запишите его корни.
(t= arccos + 2πk , kz)
-Решим неравенство cost>. Переформулируйте задачу.
(Найти точки на числовой окружности, удовлетворяющие неравенству x>)
(
KУчитель с учениками обсуждает решение неравенства, пользуясь решением уравнения cost= и готовой числовой окружностью)
S
-Прямая x= пересекает окружность в двух точках K и S. Неравенству x> соответствуют точки дуги SK. Точка S соответствует числам вида -arccos + 2πk, а точка K-числам вида arccos + 2πk. Решением является неравенство -arccos + 2πk< t< arccos + 2πk, kz.
-Найдите решение неравенства cost<.
(Неравенству x< соответствуют точки дуги KS , точка K соответствует числам вида arccos + 2πk, точка S - 2π- arccos + 2πk, решением является неравенство arccos + 2πk< t< 2π- arccos + 2πk,kz.)
После этого можно предложить ученикам в качестве домашнего задания решить уравнение cost=-, неравенства cost<- и cost>- по аналогии.
Также на данном уроке целесообразно будет предложить ребятам несколько примеров на вычисление значения арккосинуса:
-Вычислить:
1. arccos=
-Чтобы найти arccos, необходимо сначала проверить выполнимость условия <1, выполняется, значит, теперь нужно найти такое число , что cos= . Чему равно ?
(cos= arccos=)
-Действительно, [0, ] и cos=,значит, arccos=.
-
arccos(-)=
(=<1. Нужно найти такое, что cos= -; cos= - и [0,π],
значит arccos(-)=.)
-
arccos π= (3,14>1)
-Одно из условий не выполняется, значит, arccosπ не существует.
Рефлексивно-оценочная часть:
-Мы получили новую формулу корней уравнения вида cost=α, для этого ввели новое обозначение и записали решение в виде t = arccosα + 2πk , kz, где <1.
-Какие три условия нужно проверить, чтобы найти arccosα?
(<1, cost=α, 0≤ t≤ π)
-Заметим, что требуется выполнение всех условий одновременно.
-Что нам помогло решить уравнение cost=α ?
(Умение решать задачи для табличных значений)
Содержательная часть:
- Решим уравнение sint=
- Чтобы решить уравнение sint= , нужно вспомнить, что называется синусом числа t.
(Синусом числа t называется ордината точки единичной окружности, полученная поворотом точки (1, 0) вокруг начала координат на угол t.)
- Как можно переформулировать данную задачу?
(Найти на числовой окружности точки с ординатой y= и записать, каким числам t они соответствуют.)
- Значит, мы опять свели задачу к ранее известной. Решим ее.
(Строим единичную окружность. Строим прямую y=, она пересекает
числовую окружность в точках M и P . Точка M соответствует числу , а значит и любым числам вида +2πk, kz. Точка P соответствует числу , а значит и любым числам вида +2πk, kz. Ответ: t=+2πk, t=+2πk, kz.)
- Решим уравнение sint=-. Переформулируйте эту задачу.
(Найти на числовой окружности точки с ординатой y=- и записать каким числам t они соответствуют.)
-Найдите решение.
(Строим прямую y=-, она пересекает числовую окружность в точках L и N. Точка L соответствует числам вида -, z. Точка N - числам вида -, z. Ответ: t=-, t=-, z.)
-Решим неравенства sint> и sint<. Рассмотрим первое неравенство. Переформулируйте задачу.
(Найти на числовой окружности точки с ординатой y> и записать, каким числам t они соответствуют.)
-Опять свели задачу к уже известной.
(Прямая y= пересекает числовую окружность в точках M и P. Неравенству y> соответствуют точки дуги PM с началом в точке P и концом в точке M при движении против часовой стрелки. Значит, точка P соответствует числам вида +2πk, kz,точка M соответствует числам вида +2πk, kz. Тогда решением является неравенство
+2πk <t< +2πk, kz.)
-Рассмотрим неравенство sint<. Нужно найти на числовой окружности точки с ординатой y< и записать, каким числам t они соответствуют.
(Неравенству y< соответствуют точки дуги MP с началом в точке M и концом в точке P при движении против часовой стрелки. Точка P соответствует числам вида k, kz. Точка M соответствует числам вида -+2πk, kz. Тогда решением является неравенство -+2πk< t < k, kz.)
Мотивация:
-Решим уравнение sint=.
(Строим прямую y=. Она пересекает окружность в двух точках K и S. Ребята понимают, что корни есть и записывают их t=t+2πk,
t=t+2πk.
Ученики не знают какого вида числа соответствуют дуге OK. C подобной ситуацией они уже встречались при решении уравнения cost=.
Постановка учебной задачи:
-Перед нами стоит задача: ввести новое обозначение чисел, с помощью которых найдем решение уравнения sint= по аналогии с решением уравнения cost=.
-Вернемся к решению уравнения sint=. Заметим, что одним из корней этого уравнения является . Что такое ? Это число, которое соответствует длине дуги OM и синус этого числа равен . Введем новое обозначение. - это дуга, и синус этого числа равен . Поэтому появляется запись arcsin.
-Какому промежутку числовой окружности принадлежит . ([0, ])
- Значит, arcsin находится в промежутке [0,].
-Вернемся к решению уравнения sint=-. Что такое -?
(Число, которое соответствует длине дуги OL и синус этого числа равен -)
-То есть -- это arcsin(-),
-В каком промежутке числовой окружности находится -? ([-,0])
-Значит, arcsin(-) находится в промежутке [-,].
-Сформулируем определение arcsinα=t в общем виде. Для этого выясним, в каком промежутке числовой окружности находится t, заметим, что это будет зависеть от знака.
Если t>0, то t[0,];
t<0, то t[-,]. Значит, t[-,].
- Выяснили, что sint=α. Оцените α.
(Из определения косинуса числа следует, что 1)
- Таким образом, если 1, то arcsinα - это такое число t из отрезка
[-,], синус которого равен α.
-Запишем определение кратко:
Если 1, то
arcsinα=t sint=α,
-< t< .
-Что такое sint=α? ( Уравнение.)
-Что называется синусом t?
(Ордината точки единичной окружности, полученная поворотом точки (1, 0) вокруг начала координат на угол t)
-Попробуйте переформулировать задание: решить уравнение sint=α.
(Найти на числовой окружности точки с ординатой α и записать каким числам t они соответствуют)
-Данное уравнение решается с помощью числовой окружности.
-Как прямая α может быть расположена относительно числовой окружности? (Пересекать и не пересекать)
-В каком случае прямая α пересекает единичную окружность в двух точках?
( при -1< α< 1)
-В каком случае в одной точке?
(при α=1 и α=-1)
-Прямая α не пересекает окружность при α>1, α<-1. Значит, при таких значениях α уравнение sint=α не имеет корней. При -1<α<1 уравнение sint=α имеет корни, запишем их: t=t+2πk, t=t+2πk.
-Что такое t?
(Число, синус которого равен α)
-Попробуйте записать корни уравнения sint=α с помощью введенного нами нового обозначения arcsin.
( t=arcsinα + 2πk, t=π- arcsinα + 2πk, kz)
-Вспомним, какую мы ставили перед собой учебную задачу?
(Ввести новое обозначение чисел, с помощью которых найдем решение уравнения sint=)
-Теперь вы можете найти решение уравнения sint=, запишите его корни.
(t=arcsin + 2πk , t=π- arcsin + 2πk, kz)
-Решим неравенство sint>. Переформулируйте задачу.
(Найти точки на числовой окружности, удовлетворяющие неравенству y>)
(Учитель с учениками обсуждает решение неравенства, пользуясь решением уравнения sint= и готовой числовой окружностью)
-Прямая y= пересекает окружность в двух точках K и S. Неравенству y> соответствуют точки дуги SK. Точка S соответствует числам вида arcsin + 2πk, а точка K-числам вида π-arcsin + 2πk. Решением является неравенство arcsin + 2πk< t< π- arcsin + 2πk, kz.
-Найдите решение неравенства sint<.
(Неравенству y< соответствуют точки дуги KS , точка K соответствует числам вида arcsin + 2πk, точка S - 2π- arccosα + 2πk, решением является неравенство arcsin + 2πk< t< 2π- arcsin + 2πk,kz.)
После этого можно предложить ученикам в качестве домашнего задания решить уравнение sint=-, неравенства sint<- и sint>- по аналогии.
Также на данном уроке целесообразно будет предложить ребятам несколько примеров на вычисление значения арксинуса:
-Вычислить:
1. arcsin=
-Чтобы найти arcsin, необходимо сначала проверить выполнимость условия 1, выполняется, значит, теперь нужно найти такое число , что sin= . Чему равно ?
(sin= sin=)
-Действительно, [-, ] и sin=,значит, cos=.
2. arcsinπ=
(3,14>1)
-Одно из условий не выполняется, значит arcsinπ не существует.
Промежуточная рефлексивно-оценочная часть:
-Мы получили новую формулу корней уравнения вида sint=α, для этого ввели новое понятие и записали решение в виде t = arcsinα + 2πk ,
t = π-arcsinα + 2πk, kz, где 1.
-Какие три условия нужно проверить, чтобы найти arcsinα?
(1, cost=α,- t )
-Заметим, что требуется выполнение всех условий одновременно.
-Что нам помогло решить уравнение sint=α ?
(Умение решать задачи для табличных значений)
Содержательная часть:
- Мы рассмотрели уравнения вида cost=a и sint=a, получили формулу для нахождения корней данных уравнений, для этого ввели два понятия: арккосинус и арксинус. Осталось рассмотреть решения уравнений вида tgt=a и ctgt=a.
- Как мы получали формулу корней уравнений cost=a и sint=a?
(с помощью числовой окружности).
- Значит, корни уравнений tgt=a и ctgt=a будем находить с помощью числовой окружности.
- Решим уравнение .
- Сведите данную задачу к уже известной.
(Найти на числовой окружности точки, соответствующие точке на оси тангенсов и записать, каким числам t они соответствуют.)
Учитель совместно с учениками обсуждает решение задачи.
(
А
Строим единичную окружность. Проводим ось тангенсов, отмечаем на ней точку с координатами . Проводим прямую через эту точку и точку, соответствующую началу координат. Она пересекает окружность в двух точках: А и В. Точка А соответствует числу , а значит и любому числу вида . Точка В соответствует числу , а значит и любому числу вида (рис. 1). Получили две серии корней: и . Замечаем, что числа и отличаются на π. Поэтому полученные серии корней можно объединить: . Ответ: t=).
0
В
- Решим уравнение .
- Переформулируйте данную задачу.
(Найти на числовой окружности точки, соответствующие точке на
оси тангенсов и записать, каким числам t они соответствуют.)
- Решим эту задачу.
(Аналогично как мы решали уравнение , на оси тангенсов отмечаем
точку с координатами . Проводим прямую через эту точку и точку, соответствующую началу координат. Она пересекает окружность в двух точках: С и D. Точка С соответствует числу , а значит и любому числу вида . Точка D соответствует числу , а значит и любому числу вида . Получили две серии корней: и . Замечаем, что числа и отличаются на π. Поэтому полученные серии корней можно объединить: . Ответ: t=).
С
0
D
- Решить уравнение .
Ученики решают данное уравнение тем же способом, которым решались два предыдущих уравнения.
(Строим единичную окружность. Проводим ось тангенсов, отмечаем на
ней точку с координатами . Проводим прямую через эту точку и точку, соответствующую началу координат. Она пересекает окружность в двух точках: М и Р.)
(1,2)
y
M
x
P
В результате ученики записывают две серии корней: и , но не знают каким числам они соответствуют.
-На какую величину отличаются числа t1 и t2?
(На π).
-
Поэтому вторую серию значений t запишем как: . Тогда решение этого уравнения примет вид: .
- Мы уже встречались с подобной ситуацией, когда решали уравнения cost= и sint=, для этого вводили новые понятия: арккосинус и арксинус, являющихся «главным» корнем этих уравнений. Значит, чтобы решить данное уравнение, перед нами стоит задача ввести новое понятие числа. Как вы думаете, какое новое понятие можно ввести для числа t1?
(арктангенс).
-
Верно. Число t1 называют арктангенсом числа 2. Итак, t1 = arctg2.
-
Мы нашли обозначение числа t1,. Тогда как можно записать решение
уравнения tgt = 2?
().
- Определим, какие значения может принимать арктангенс?
- Вернемся к уравнению . Мы нашли, что корнями данного уравнения являются t=. , - это главный корень данного уравнения. В каком промежутке он находится?
().
- В каком промежутке находится главный корень уравнения ?
().
- Можно сделать следующий вывод. Решая уравнение tgt=a, мы замечаем, что если a>0, то , если a<0, то .
- Какие значения может принимать ?
().
- Выяснили, что:
-
- это число;
-
;
-
tgt=а.
-Сформулируйте определение арктангенса числа а.
(Арктангенс числа а - это такое число из интервала, тангенс которого равен а).
-
Теперь мы можем сделать общий вывод о решении уравнения tgt=а: уравнение tgt=а имеет решения .
Задание. Вычислить:
1. ;
Решение.
т.к. и
2. ;
Решение.
т.к. и
3. .
Решение.
не существует, т.к. .
- Мы с вами решили уравнение вида tgt=a, нашли его корни с помощью числовой окружности.
- Решим уравнение .
- Заметим, что любое уравнение вида ctgt=a можно привести к виду , кроме ctgt=0. Но в этом случае можно воспользоваться тем, что и можно перейти к уравнению .
- Попробуем найти корни данного уравнения с помощью числовой окружности. Для этого переформулируем данную задачу.
(Найти на числовой окружности точки, соответствующие точке на оси котангенсов и записать, каким числам t они соответствуют.)
(Строим единичную окружность. Проводим ось котангенсов, отмечаем на ней точку с координатами . Проводим прямую через эту точку и точку, соответствующую началу координат. Она пересекает окружность в двух точках: А и В. Точка А соответствует числу , а значит и любому числу вида . Точка В соответствует числу , а значит и любому числу вида (рис. 1). Получили две серии корней: и . Замечаем, что числа и отличаются на π. Поэтому
полученные серии корней можно объединить: . Ответ: t=.)
С
А
x
y
-
В
Решим уравнение .
Аналогично ребята находят корни уравнения: t=.
- Как вы думаете, какие корни имеет уравнение ctgt=a?
()
-
Правильно. А какие значения может принимать число а.
(Положительные, отрицательные, равное нулю). -
Определим, какие значения может принимать арккотангенс?
-
В каком промежутке находится «главный» корень уравнения ctgt =а, если а>0.
()
-
В каком промежутке находится «главный» корень уравнения ctgt =а, если а<0.
().
- Тогда какие значения может принимать «главный» корень?
-
То есть «главный» корень - это корень t=arcctga уравнения ctgt =а, принадлежащий интервалу от 0 до π.
- Итак, какие же значения может принимать arcctgа ?
- Таким образом:
-
arcctgа - это число;
-
;
-
ctgt=а.
-Сформулируйте определение арккотангенса числа а.
(Арккотангенс числа а - это такое число из интервала , котангенс которого равен а).
Задание.
-
Какие из следующих выражений являются верными?
a)
б)
в)
Ответ: а), б); в) не является верным, так как .
Данные задания предназначены для осознания определения арккотангенса числа.
- Когда мы решали уравнения cost=a и sint=a, мы также решали и неравенства cost>a, cost<a и sint>a, sint<a. Посмотрим как решаются уравнения tgt>а, tgt<а.
-
Решить неравенство tgt>2.
-
Чтобы решить данное неравенство, надо найти на числовой окружности точки, расположенные выше точки (1,2) на оси тангенсов и записать каким числам t они соответствуют.
- Видим, что точки расположенные выше точки (1,2) принадлежат дуге MN и LK, т.е. решением данного неравенства является .
(1,2)
M
N
L
K
-
Решить неравенство tgt<2.
-
Как решить данное неравенство?
( надо найти на числовой окружности точки, расположенные ниже точки (1,2) на оси тангенсов и записать каким числам t они соответствуют.)
Из рисунка ребята убеждаются, что решением будут являться точки дуг MN и LK, т.е. .
y
(1,2)
M
K
х
N
L
-
Решить неравенство сtgt>-2.
-
Как решить это неравенство?
( надо найти на числовой окружности точки, расположенные правее точки (-2,1) на оси котангенсов и записать каким числам t они соответствуют.)
-Где находится решение данного неравенства?
(точки расположенные правее точки (-2,1) принадлежат дуге MN и LK, т.е. решением данного неравенства является )
(-2,1)
-
Решить неравенство сtgt>-2.
-
Чтобы решить данное неравенство, надо найти на числовой окружности точки, расположенные левее точки (-2,1) на оси котангенсов и записать каким числам t они соответствуют.
Рефлексивно-оценочная часть:
- Подведем итог урока.
- Сегодня на уроке мы рассмотрели четыре вида тригонометрических уравнений: cosx=a, sinx=a, tgx=a, ctgx=a и соответствующие неравенства, для решения которых ввели новые понятия: . Вывели формулы для решения простейших тригонометрических уравнений.
- Как мы находили корни этих уравнений?
(с помощью числовой окружности)
- По какой формуле находятся корни уравнения cosx=a ( sinx=a, tgx=a, ctgx=a)?
- Какие условия необходимо проверить, чтобы найти arccosα ( arcsinα, arctgα и arcctgα)?
- Какие знания помогли нам решить простейшие тригонометрические уравнения?
28