Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-лекция по теме «Arccosα, аrcsinα, аrctgα, аrcctgα»

Учебная задача:

Открыть формулы корней простейших тригонометрических уравнений с помощью числовой окружности;

Диагностируемые цели:

Ученик знает:

  • определение арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса числа;

  • формулы нахождения корней простейших тригонометрических уравнений;

умеет:

  • находить корни уравнений cosx=a, sinx=a и т.д. по формулам;

  • находить значение arccosα, arcsinα, arctgα и arcctgα для табличного значения а

понимает:

  • происхождение нового обозначения;

  • роль видовых отличий понятий: arccosα, arcsinα, arctgα и arcctgα.

Планирование

№ урока

Тема урока

Тип урока

Цели

1

Арккосинус. Решение уравнения cost=a

Урок-лекция

Ввести определение понятия арккосинуса и открыть формулу корней простейшего тригонометрического уравнения cost=a с помощью числовой окружности.

2

Арксинус. Решение уравнения sint=a

Урок-лекция

Ввести определение понятия арксинуса по аналогии с определением понятия арккосинуса и открыть формулу корней простейшего тригонометрического уравнения sint=a с помощью числовой окружности.

3

Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tgt=a, ctgt=a

Урок-лекция

Ввести определения понятий арктангенса и арккотангенса по аналогии с определением понятия арккосинуса и арксинуса, открыть формулу корней простейших тригонометрических уравнений tgt=a, ctgt=a с помощью числовой окружности.

4-5

Решение простейших тригонометрических уравнений

Урок решения задач

Отработать формулы корней простейших тригонометрических уравнений на примерах.


Урок-лекция по теме «Arccosα, аrcsinα, аrctgα, аrcctgα»

Мотивационно-ориентировочная часть:

Актуализация:

- Решим уравнение cost=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

- Чтобы решить уравнение cost=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения , нужно вспомнить, что называется косинусом числа t.

(Косинусом числа t называется абсцисса точки единичной окружности, полученная поворотом точки (1, 0) вокруг начала координат на угол t.)

- Как можно переформулировать данную задачу?

(Найти на числовой окружности точки с абсциссой x=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и записать, каким числам t они соответствуют.)

- Значит, мы свели задачу к ранее известной . Решим ее.

(Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

M

LКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияСтроим единичную окружность. Строим прямую x=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, она пересекает

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

Р

N

числовую окружность в точках M и P . Точка M соответствует числу Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, а значит и любым числам вида Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz. Точка P соответствует числу -Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, а значит и любым числам вида -Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz. Ответ: t=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz.)

- Решим уравнение cost=-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Переформулируйте эту задачу.

(Найти на числовой окружности точки с абсциссой x=-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и записать каким числам t они соответствуют.)

-Найдите решение.

(Строим прямую x=-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, она пересекает числовую окружность в точках L и N. Точка L соответствует числам вида Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz. Точка N - числам вида -Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz. Ответ: t=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz.)

-Решим неравенства cost>Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и cost<Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Рассмотрим первое неравенство.

-Переформулируйте задачу.

(Найти на числовой окружности точки с абсциссой x>Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и записать, каким числам t они соответствуют.)

-Опять свели задачу к уже известной, решение которой не вызывает затруднений.

(Прямая x=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения пересекает числовую окружность в точках M и P. Неравенству x>Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения соответствуют точки дуги PM с началом в точке P и концом в точке M при движении против часовой стрелки. Значит точка P соответствует числам вида -Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz,точка M соответствует числам вида Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz. Тогда решением является неравенство -Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk <t< Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz.)

-Рассмотрим неравенство cost<Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Нужно найти на числовой окружности точки с абсциссой x<Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и записать, каким числам t они соответствуют.

(Неравенству x<Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения соответствуют точки дуги MP с началом в точке M и концом в точке P при движении против часовой стрелки. Точка P соответствует числам вида Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz. Точка M соответствует числам вида Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk. Тогда решением является неравенство Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения)

Оформление тетради:

cost=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

cost>Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

cost<Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

Решение

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

решение

решение

Мотивация:

-Решим уравнение cost=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

(Строим прямую x=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Она пересекает окружность в двух точках K и S. Ребята понимают, что корни есть и записывают их t=tКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk,

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияt=tКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk.

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияНо ученики не знают какого вида числа соответствуют дуге OK, так как решение находили только для «хороших» углов.

-Вспомним как мы решали уравнение xКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения=4. Корнями данного уравнения являются x=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения2, и тогда для нас вызывало затруднение решение уравнения xКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения=2, так как мы не могли найти такое число, которое при возведении в квадрат равнялось 2. Тогда мы ввели новое обозначение - арифметический квадратный корень и записали корни в виде x=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

Постановка учебной задачи:

-Значит перед нами стоит следующая задача: ввести новое обозначение чисел, с помощью которых найдем решение уравнения cost=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

СКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияодержательная часть:

-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияВернемся к решению уравнения cost=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Заметим,

что одним из корней этого уравнения является Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Что такое Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения ? Это число, которое соответствует длине дуги OM и косинус этого числа равен Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Введем новое обозначение. Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения- это дуга, дуга по латыни «arcus» и косинус Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения равен Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Поэтому появляется запись arccosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

-Какому промежутку числовой окружности принадлежит Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения . ([0, Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения])

- Значит, arccosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения находится в промежутке [0,Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения].

-Вернемся к решению уравнения cost=-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Что такое Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения ?

(Число, которое соответствует длине дуги OL и косинус этого числа равен

(-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения))

-То есть Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения- это arcos(-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения),

-В каком промежутке числовой окружности находится Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения? ([Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, π])

-Значит arccos(-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения) находится в промежутке [Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, π].

-Сформулируем определение arccosα=t в общем виде. Для этого выясним, в каком промежутке числовой окружности находится t, заметим, что это будет зависеть от знака.

Если t>0, то tКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения[0,Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения];

t<0, то tКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения[Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, π]. Значит, tКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения[0, π ].

- Выяснили, что cost=α. Оцените α.

(Из определения косинуса числа следует, что Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения≤1)

- Таким образом, если Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения≤1, то arccosα - это такое число t из отрезка [0, π ], косинус которого равен α.

-Запишем определение кратко:

Если Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения≤1, то

arccosα=tКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

-Что такое cost=α? ( Уравнение )

-Что называется косинусом t?

(Абсцисса точки единичной окружности, полученная поворотом точки (1, 0) вокруг начала координат на угол t)

-Попробуйте переформулировать задание: решить уравнение cost=α.

(Найти на числовой окружности точки с абсциссой α и записать каким числам t они соответствуют)

-Данное уравнение решается с помощью числовой окружности.

-Как прямая α может быть расположена относительно числовой окружности?

(Пересекать и не пересекать)

-В каком случае прямая α пересекает единичную окружность в двух точках?

(Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения при -1< α< 1)

-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияВ каком случае в одной точке?

(Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияпри α=1 и α=-1)

-Прямая α не пересекает окружность при

α>1, α<-1. Значит, при таких значениях α

уравнение cost=α не имеет корней. При -1<α<1 уравнение cost=α имеет корни, запишем их: t=tКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk, t=tКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk.

-Что такое tКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения?

(Число, косинус которого равен α)

-Попробуйте записать корни уравнения cost=α с помощью введенного нами нового обозначения arсcos.

( t=arccosα + 2πk,

t=-arccosα + 2πk или объединим серии корней и запишем их одной формулой t=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения arccosα + 2πk , kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz)

-Вспомним, какую мы ставили перед собой учебную задачу?

(Ввести новое обозначение чисел, с помощью которых найдем решение уравнения cost=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения)

-Теперь вы можете найти решение уравнения cost=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, запишите его корни.

(t=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения arccosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения + 2πk , kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz)

-Решим неравенство cost>Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Переформулируйте задачу.

(Найти точки на числовой окружности, удовлетворяющие неравенству x>Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения)

(Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

KУчитель с учениками обсуждает решение неравенства, пользуясь решением уравнения cost=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и готовой числовой окружностью)

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

S

-Прямая x=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения пересекает окружность в двух точках K и S. Неравенству x>Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения соответствуют точки дуги SK. Точка S соответствует числам вида -arccosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения + k, а точка K-числам вида arccosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения + 2πk. Решением является неравенство -arccosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения + k< t< arccosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения + 2πk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz.

-Найдите решение неравенства cost<Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

(Неравенству x<Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения соответствуют точки дуги KS , точка K соответствует числам вида arccosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения + 2πk, точка S - 2π- arccosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения + 2πk, решением является неравенство arccosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения + 2πk< t< 2π- arccosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения + 2πk,kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz.)

После этого можно предложить ученикам в качестве домашнего задания решить уравнение cost=-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, неравенства cost<-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и cost>-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения по аналогии.

Также на данном уроке целесообразно будет предложить ребятам несколько примеров на вычисление значения арккосинуса:

-Вычислить:

1. arccosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения=

-Чтобы найти arccosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, необходимо сначала проверить выполнимость условия Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения<1, выполняется, значит, теперь нужно найти такое число Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, что cosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения . Чему равно Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения?

(cosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияarccosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения)

-Действительно, Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения [0, Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения] и cosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения,значит, arccosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

  1. arccos(-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения)=

(Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения<1. Нужно найти Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения такое, что cosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения= -Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения; cosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения= -Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения[0,π],

значит arccos(-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения)=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.)

  1. arccos π= (Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения3,14>1)

-Одно из условий не выполняется, значит, arccosπ не существует.

Рефлексивно-оценочная часть:

-Мы получили новую формулу корней уравнения вида cost=α, для этого ввели новое обозначение и записали решение в виде t =Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения arccosα + 2πk , kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz, где Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения<1.

-Какие три условия нужно проверить, чтобы найти arccosα?

(Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения<1, cost=α, 0≤ t≤ π)

-Заметим, что требуется выполнение всех условий одновременно.

-Что нам помогло решить уравнение cost=α ?

(Умение решать задачи для табличных значений)



Содержательная часть:

- Решим уравнение sint=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

- Чтобы решить уравнение sint=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения , нужно вспомнить, что называется синусом числа t.

(Синусом числа t называется ордината точки единичной окружности, полученная поворотом точки (1, 0) вокруг начала координат на угол t.)

- Как можно переформулировать данную задачу?

(Найти на числовой окружности точки с ординатой y=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и записать, каким числам t они соответствуют.)

- Значит, мы опять свели задачу к ранее известной. Решим ее.

(Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияСтроим единичную окружность. Строим прямую y=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, она пересекает

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

числовую окружность в точках M и P . Точка M соответствует числу Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, а значит и любым числам вида Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz. Точка P соответствует числу Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, а значит и любым числам вида Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz. Ответ: t=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk, t=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz.)

- Решим уравнение sint=-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Переформулируйте эту задачу.

(Найти на числовой окружности точки с ординатой y=-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и записать каким числам t они соответствуют.)

-Найдите решение.

(Строим прямую y=-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, она пересекает числовую окружность в точках L и N. Точка L соответствует числам вида -Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz. Точка N - числам вида -Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz. Ответ: t=-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, t=-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz.)

-Решим неравенства sint>Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и sint<Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Рассмотрим первое неравенство. Переформулируйте задачу.

(Найти на числовой окружности точки с ординатой y>Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и записать, каким числам t они соответствуют.)

-Опять свели задачу к уже известной.

(Прямая y=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения пересекает числовую окружность в точках M и P. Неравенству y>Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения соответствуют точки дуги PM с началом в точке P и концом в точке M при движении против часовой стрелки. Значит, точка P соответствует числам вида Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz,точка M соответствует числам вида Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz. Тогда решением является неравенство

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk <t< Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz.)

-Рассмотрим неравенство sint<Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Нужно найти на числовой окружности точки с ординатой y<Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и записать, каким числам t они соответствуют.

(Неравенству y<Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения соответствуют точки дуги MP с началом в точке M и концом в точке P при движении против часовой стрелки. Точка P соответствует числам вида Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz. Точка M соответствует числам вида -Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz. Тогда решением является неравенство -Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk< t < Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения k, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz.)

Мотивация:

-Решим уравнение sint=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

(Строим прямую y=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Она пересекает окружность в двух точках K и S. Ребята понимают, что корни есть и записывают их t=tКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk,

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияt=tКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk.

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияУченики не знают какого вида числа соответствуют дуге OK. C подобной ситуацией они уже встречались при решении уравнения cost=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

Постановка учебной задачи:

-Перед нами стоит задача: ввести новое обозначение чисел, с помощью которых найдем решение уравнения sint=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения по аналогии с решением уравнения cost=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

-Вернемся к решению уравнения sint=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Заметим, что одним из корней этого уравнения является Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Что такое Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения ? Это число, которое соответствует длине дуги OM и синус этого числа равен Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Введем новое обозначение. Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения- это дуга, и синус этого числа равен Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Поэтому появляется запись arcsinКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

-Какому промежутку числовой окружности принадлежит Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения . ([0, Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения])

- Значит, arcsinКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения находится в промежутке [0,Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения].

-Вернемся к решению уравнения sint=-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Что такое -Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения?

(Число, которое соответствует длине дуги OL и синус этого числа равен -Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения)

-То есть -Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения- это arcsin(-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения),

-В каком промежутке числовой окружности находится -Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения? ([-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения,0])

-Значит, arcsin(-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения) находится в промежутке [-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения,Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения].

-Сформулируем определение arcsinα=t в общем виде. Для этого выясним, в каком промежутке числовой окружности находится t, заметим, что это будет зависеть от знака.

Если t>0, то tКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения[0,Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения];

t<0, то tКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения[-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения,Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения]. Значит, tКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения[-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения,Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения].

- Выяснили, что sint=α. Оцените α.

(Из определения косинуса числа следует, что Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения1)

- Таким образом, если Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения1, то arcsinα - это такое число t из отрезка

[-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения,Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения], синус которого равен α.

-Запишем определение кратко:

Если Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения1, то

arcsinα=tКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения sint=α,

-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения< t<Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения .

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

-Что такое sint=α? ( Уравнение.)

-Что называется синусом t?

(Ордината точки единичной окружности, полученная поворотом точки (1, 0) вокруг начала координат на угол t)

-Попробуйте переформулировать задание: решить уравнение sint=α.

(Найти на числовой окружности точки с ординатой α и записать каким числам t они соответствуют)

-Данное уравнение решается с помощью числовой окружности.

-Как прямая α может быть расположена относительно числовой окружности? (Пересекать и не пересекать)

-В каком случае прямая α пересекает единичную окружность в двух точках?

( при -1< α< 1)

-В каком случае в одной точке?

(при α=1 и α=-1)

-Прямая α не пересекает окружность при α>1, α<-1. Значит, при таких значениях α уравнение sint=α не имеет корней. При -1<α<1 уравнение sint=α имеет корни, запишем их: t=tКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk, t=tКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+2πk.

-Что такое tКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения?

(Число, синус которого равен α)

-Попробуйте записать корни уравнения sint=α с помощью введенного нами нового обозначения arcsin.

( t=arcsinα + 2πk, t=π- arcsinα + 2πk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz)

-Вспомним, какую мы ставили перед собой учебную задачу?

(Ввести новое обозначение чисел, с помощью которых найдем решение уравнения sint=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения)

-Теперь вы можете найти решение уравнения sint=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, запишите его корни.

(t=arcsinКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения + 2πk , t=π- arcsin Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения + 2πk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz)

-Решим неравенство sint>Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Переформулируйте задачу.

(Найти точки на числовой окружности, удовлетворяющие неравенству y>Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения)

(Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияУчитель с учениками обсуждает решение неравенства, пользуясь решением уравнения sint=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и готовой числовой окружностью)

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

-Прямая y=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения пересекает окружность в двух точках K и S. Неравенству y>Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения соответствуют точки дуги SK. Точка S соответствует числам вида arcsinКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения + 2πk, а точка K-числам вида π-arcsin Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения+ 2πk. Решением является неравенство arcsinКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения + 2πk< t< π- arcsinКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения + 2πk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz.

-Найдите решение неравенства sint<Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

(Неравенству y<Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения соответствуют точки дуги KS , точка K соответствует числам вида arcsinКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения + 2πk, точка S - 2π- arccosα + 2πk, решением является неравенство arcsinКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения + 2πk< t< 2π- arcsinКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения + 2πk,kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz.)

После этого можно предложить ученикам в качестве домашнего задания решить уравнение sint=-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, неравенства sint<-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и sint>-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения по аналогии.

Также на данном уроке целесообразно будет предложить ребятам несколько примеров на вычисление значения арксинуса:

-Вычислить:

1. arcsinКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения=

-Чтобы найти arcsinКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, необходимо сначала проверить выполнимость условия Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения1, выполняется, значит, теперь нужно найти такое число Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, что sinКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения . Чему равно Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения?

(sinКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияsinКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения)

-Действительно, Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения [-Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения] и sinКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения,значит, cosКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

2. arcsinπ=

(Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения3,14>1)

-Одно из условий не выполняется, значит arcsinπ не существует.

Промежуточная рефлексивно-оценочная часть:

-Мы получили новую формулу корней уравнения вида sint=α, для этого ввели новое понятие и записали решение в виде t = arcsinα + 2πk ,

t = π-arcsinα + 2πk, kКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияz, где Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения1.

-Какие три условия нужно проверить, чтобы найти arcsinα?

(Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения1, cost=α,- Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения tКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения )

-Заметим, что требуется выполнение всех условий одновременно.

-Что нам помогло решить уравнение sint=α ?

(Умение решать задачи для табличных значений)

Содержательная часть:

- Мы рассмотрели уравнения вида cost=a и sint=a, получили формулу для нахождения корней данных уравнений, для этого ввели два понятия: арккосинус и арксинус. Осталось рассмотреть решения уравнений вида tgt=a и ctgt=a.

- Как мы получали формулу корней уравнений cost=a и sint=a?

(с помощью числовой окружности).

- Значит, корни уравнений tgt=a и ctgt=a будем находить с помощью числовой окружности.

- Решим уравнение Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

- Сведите данную задачу к уже известной.

(Найти на числовой окружности точки, соответствующие точке Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения на оси тангенсов и записать, каким числам t они соответствуют.)

Учитель совместно с учениками обсуждает решение задачи.

(Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

А

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияСтроим единичную окружность. Проводим ось тангенсов, отмечаем на ней точку с координатами Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Проводим прямую через эту точку и точку, соответствующую началу координат. Она пересекает окружность в двух точках: А и В. Точка А соответствует числу Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, а значит и любому числу вида Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Точка В соответствует числу Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, а значит и любому числу вида Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения (рис. 1). Получили две серии корней: Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияи Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Замечаем, что числа Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения отличаются на π. Поэтому полученные серии корней можно объединить: Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Ответ: t=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения).

0

В

- Решим уравнение Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

- Переформулируйте данную задачу.

(Найти на числовой окружности точки, соответствующие точке Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения на

оси тангенсов и записать, каким числам t они соответствуют.)

- Решим эту задачу.

(Аналогично как мы решали уравнение Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, на оси тангенсов отмечаем
точку с координатами Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Проводим прямую через эту точку и точку, соответствующую началу координат. Она пересекает окружность в двух точках: С и D. Точка С соответствует числу Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, а значит и любому числу вида Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Точка D соответствует числу Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, а значит и любому числу вида Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Получили две серии корней: Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Замечаем, что числа Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения отличаются на π. Поэтому полученные серии корней можно объединить: Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Ответ: t=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения).

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

С

0

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

D

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

- Решить уравнение Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

Ученики решают данное уравнение тем же способом, которым решались два предыдущих уравнения.

(Строим единичную окружность. Проводим ось тангенсов, отмечаем на
ней точку с координатами Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Проводим прямую через эту точку и точку, соответствующую началу координат. Она пересекает окружность в двух точках: М и Р.)


Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

(1,2)

y

M

x

P

В результате ученики записывают две серии корней: Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, но не знают каким числам они соответствуют.

-На какую величину отличаются числа t1 и t2?
(На π).

  • Поэтому вторую серию значений t запишем как: Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения . Тогда решение этого уравнения примет вид: Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения .

- Мы уже встречались с подобной ситуацией, когда решали уравнения cost=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и sint=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, для этого вводили новые понятия: арккосинус и арксинус, являющихся «главным» корнем этих уравнений. Значит, чтобы решить данное уравнение, перед нами стоит задача ввести новое понятие числа. Как вы думаете, какое новое понятие можно ввести для числа t1?

(арктангенс).

  • Верно. Число t1 называют арктангенсом числа 2. Итак, t1 = arctg2.

  • Мы нашли обозначение числа t1,. Тогда как можно записать решение
    уравнения tgt = 2?

(Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения).

- Определим, какие значения может принимать арктангенс?

- Вернемся к уравнению Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Мы нашли, что корнями данного уравнения являются t=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения- это главный корень данного уравнения. В каком промежутке он находится?

(Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения).

- В каком промежутке находится главный корень уравнения Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения ?

(Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения).

- Можно сделать следующий вывод. Решая уравнение tgt=a, мы замечаем, что если a>0, то Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, если a<0, то Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

- Какие значения может принимать Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения?

(Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения).

- Выяснили, что:

  1. Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения- это число;

  2. Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения;

  3. tgt=а.

-Сформулируйте определение арктангенса числа а.

(Арктангенс числа а - это такое число из интервалаКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, тангенс которого равен а).

  • Теперь мы можем сделать общий вывод о решении уравнения tgt=а: уравнение tgt имеет решения Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения .

Задание. Вычислить:

1. Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения;

Решение.

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненият.к. Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

2. Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения;

Решение.

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненият.к. Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияи Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

3. Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

Решение.

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияне существует, т.к. Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

- Мы с вами решили уравнение вида tgt=a, нашли его корни с помощью числовой окружности.

- Решим уравнение Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

- Заметим, что любое уравнение вида ctgt=a можно привести к виду Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, кроме ctgt=0. Но в этом случае можно воспользоваться тем, что Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и можно перейти к уравнению Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

- Попробуем найти корни данного уравнения с помощью числовой окружности. Для этого переформулируем данную задачу.

(Найти на числовой окружности точки, соответствующие точке Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения на оси котангенсов и записать, каким числам t они соответствуют.)

(Строим единичную окружность. Проводим ось котангенсов, отмечаем на ней точку с координатами Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Проводим прямую через эту точку и точку, соответствующую началу координат. Она пересекает окружность в двух точках: А и В. Точка А соответствует числу Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, а значит и любому числу вида Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Точка В соответствует числу Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения, а значит и любому числу вида Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения (рис. 1). Получили две серии корней: Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияи Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Замечаем, что числа Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения и Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения отличаются на π. Поэтому

полученные серии корней можно объединить: Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения. Ответ: t=.Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения)

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

С

А

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

x

y




-

В


Решим уравнение Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

Аналогично ребята находят корни уравнения: t=Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

- Как вы думаете, какие корни имеет уравнение ctgt=a?

(Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения)

  • Правильно. А какие значения может принимать число а.
    (Положительные, отрицательные, равное нулю).

  • Определим, какие значения может принимать арккотангенс?

  • В каком промежутке находится «главный» корень уравнения ctgt =а, если а>0.
    (Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения)

  • В каком промежутке находится «главный» корень уравнения ctgt =а, если а<0.
    (Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения).

- Тогда какие значения может принимать «главный» корень?

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

  • То есть «главный» корень - это корень t=arcctga уравнения ctgt =а, принадлежащий интервалу от 0 до π.

- Итак, какие же значения может принимать arcctgа ?

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

- Таким образом:

  1. arcctgа - это число;

  2. Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения;

  3. ctgt=а.

-Сформулируйте определение арккотангенса числа а.

(Арккотангенс числа а - это такое число из интервала Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения , котангенс которого равен а).

Задание.

  1. Какие из следующих выражений являются верными?

a)Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

б) Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

в) Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

Ответ: а), б); в) не является верным, так как Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

Данные задания предназначены для осознания определения арккотангенса числа.

- Когда мы решали уравнения cost=a и sint=a, мы также решали и неравенства cost>a, cost<a и sint>a, sint<a. Посмотрим как решаются уравнения tgt>а, tgt<а.

  • Решить неравенство tgt>2.

  • Чтобы решить данное неравенство, надо найти на числовой окружности точки, расположенные выше точки (1,2) на оси тангенсов и записать каким числам t они соответствуют.

- Видим, что точки расположенные выше точки (1,2) принадлежат дуге MN и LK, т.е. решением данного неравенства является Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

(1,2)Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

M

N

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

L

K


  • Решить неравенство tgt<2.

  • Как решить данное неравенство?

( надо найти на числовой окружности точки, расположенные ниже точки (1,2) на оси тангенсов и записать каким числам t они соответствуют.)

Из рисунка ребята убеждаются, что решением будут являться точки дуг MN и LK, т.е. Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения.

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

y

(1,2)Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения


Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

M

K

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

х

N

L


  • Решить неравенство сtgt>-2.

  • Как решить это неравенство?

( надо найти на числовой окружности точки, расположенные правее точки (-2,1) на оси котангенсов и записать каким числам t они соответствуют.)

-Где находится решение данного неравенства?

(точки расположенные правее точки (-2,1) принадлежат дуге MN и LK, т.е. решением данного неравенства является Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения )

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения

(-2,1)

Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравненияКонспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения



  • Решить неравенство сtgt>-2.

  • Чтобы решить данное неравенство, надо найти на числовой окружности точки, расположенные левее точки (-2,1) на оси котангенсов и записать каким числам t они соответствуют.

Рефлексивно-оценочная часть:

- Подведем итог урока.

- Сегодня на уроке мы рассмотрели четыре вида тригонометрических уравнений: cosx=a, sinx=a, tgx=a, ctgx=a и соответствующие неравенства, для решения которых ввели новые понятия: Конспект урока по теме: Простейшие тригонометрические уравнения . Вывели формулы для решения простейших тригонометрических уравнений.

- Как мы находили корни этих уравнений?

(с помощью числовой окружности)

- По какой формуле находятся корни уравнения cosx=a ( sinx=a, tgx=a, ctgx=a)?

- Какие условия необходимо проверить, чтобы найти arccosα ( arcsinα, arctgα и arcctgα)?

- Какие знания помогли нам решить простейшие тригонометрические уравнения?

28

© 2010-2022