- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 10 класса
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 10 класса
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ильина Н.В. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза Б. А. Котова
РАССМОТРЕНО Методическим советом от 28.08.2015г. №3
УТВЕРЖДЕНО
приказом от 29.08.2015г. №111
ПРИНЯТО Педагогическим советом от 28.08.2015г. №12
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра и начала
математического анализа» 10-Б класс на 2015-2016 учебный год
Составила: Ильина Н.В.
учитель математики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цели:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, а также для изучения школьных естественно-научных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-
воспитание средствами математики культуры личности (отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса).
Задачи:
-
систематизация сведений о числах, изучение новых видов числовых выражений и формул, совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
-
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
-
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путём обогащения математического языка и развития логического мышления.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов:
Федеральный уровень
-
Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
-
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года №2783.
-
Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2009 г. N 729
"Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях". -
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
-
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.
-
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года Источник: минобрнауки. рф/новости/4136.
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
-
Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».
-
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 "О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся".
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения».
-
Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.
-
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы /составитель: Т.А.Бурмистрова. М.: "Просвещение", - 2009.
-
Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года №2506-р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Региональный уровень
-
Письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009г. №3499.
-
Приказ УОиН Липецкой области от 29.04.2015 г. № 424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2015/2016 учебный год».
Лицейский уровень
-
Устав лицея.
-
Программа развития лицея «Школа познания +» на 2015-2018 гг.
-
Образовательная программа лицея на 2015-2016 уч.г.
-
Календарный учебный график.
-
Учебный план МБОУ лицея №1 г. Усмани на 2015-2016 уч.г.
-
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) лицея №1 г.Усмани Липецкой области (протокол педагогического совета №14 от 26.08.2009г.).
Сведения о программе
Данная рабочая программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: примерная программа основного общего образования по математике / авт.-сост. Т. А. Бурмистрова. - М.: "Просвещение", 2009г. для учебника «Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы», автор А.Н.Колмогоров.
Обоснование выбора примерной программы
В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Выбранная авторская программа обеспечивает достижение базового уровня образовательных достижений учащихся. Специфика программы в том, что она способствует формированию компетенций, определяющихся рядом условий: настроенностью учащихся на необходимость определенных действий, четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые учащиеся должны решать в ходе учебной деятельности, полнотой и ясностью представления о структуре формируемого умения, показом учителем способов выполнения той или иной работы, организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью с использованием системы задач.
Данные компетенции обучающихся обеспечивают реализацию задач лицейского образования. Выбранная авторская программа также соответствует особенностям ученического коллектива класса. Класс имеет социально-экономический и биолого-химический профиль; в классе учащиеся обладают определенными навыками к самостоятельному поиску, отбору информации; вместе с тем, им необходима дополнительная помощь учителя при проведении анализа и подведении итогов, поэтому программа обеспечивает мотивацию учащихся к освоению базового уровня и обеспечивает освоение базовых понятий курса алгебры и начал математического анализа.
Информация о внесённых изменениях в примерную программу и их обоснование
В учебном плане для изучения алгебры и начал математического анализа в 10 классе на базовом уровне отводится 2 ч из инвариантной части федерального компонента, 1 ч из регионального компонента и 1 ч из лицейского компонента, поэтому используется 3-й вариант учебного плана, что соответствует авторской программе (4 часа в неделю).
В отличие от авторской программы в данной рабочей программе отдельно выделена тема «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей», в которой повторяется материал, изученный в основной школе. Тема « Числовые последовательности. Предел последовательности» не изучается, поскольку в дальнейшем изучении не имеет применения. За счёт этого и выделены часы на изучение вопросов комбинаторики и теории вероятностей.
Место и роль учебного курса
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, всего 140 часов.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языкa для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.
Роль курса состоит в обновлении требований к уровню подготовки выпускников в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса алгебры и начал анализа.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования; усиливающим его прикладное и практическое значение.
Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности - умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся, осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Информация о количестве учебных часов: согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры и начал математического анализа в 10 классе отводится 2 ч из инвариантной части федерального компонента, 1 ч из регионального компонента и 1 ч из лицейского компонента. Таким образом учебный план МБОУ лицея №1 г.Усмани предполагает изучение алгебры и начал математического анализа в 10 классе 4 часа в неделю, в год 140 часов; тематических контрольных работ - 8. Уровень обучения - базовый.
Формы организации образовательного процесса:
-
лекции;
-
семинары;
-
практикумы;
-
практическо-исследовательские работы;
-
коллективные работы;
-
групповые работы.
Технологии обучения:
В ходе реализации программы предполагается использование элементов следующих технологий:
-
личностно-ориентированное обучение;
-
проблемное обучение;
-
дифференцированное обучение;
-
обучение с применением опорных схем;
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
деятельностные технологии;
-
здоровьесберегающие технологии;
-
игровые технологии;
-
технологии уровневой дифференциации.
Ключевые компетенции и механизмы их формирования:
1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Формируется она благодаря самостоятельным и групповым исследованиям, проводимых в форме практических и самостоятельных работ, тематических и итоговых тестов.
Здесь надо отметить проявления:
-
гибкости мышления:
а) лёгкость перехода от одного способа решения к другому, умение найти несколько способов);
б) умение перестроить, сконструировать способ решения задачи, составленной на основе ранее изученных задач;
в) умение выйти за границы привычного способа решения, найти способ решения нестандартной задачи;
-
самостоятельности мышления:
а) элементы новизны в способах решения задач;
б) умение найти способ решения без посторонней помощи;
-
рациональности мышления:
а) экономичность мыслительных операций (владение рациональными способами поиска решения задачи);
б) стремление к выбору наиболее рациональных средств, т. е. к наиболее изящному, простому, короткому конкретно-содержательному способу решения;
-
критичности мышления:
а) оценка адекватности и рациональности способов решения как в целом, так и отдельных операций;
б) оценка правильности результата (применением приемов самоконтроля, оценкой реальности результата).
2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности, формируется благодаря широкому спектру тем, в которых математическая наука рассматривается в интеграции с другими дисциплинами.
Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.
Развитие математической культуры учащихся происходит через систему задач. Под системой задач надо понимать такое их сочетание и последовательность, которые способствуют развитию всех компонентов математической подготовки:
1) фактических знаний, умений, установленных программой обучения;
2) мыслительных операций и методов, присущих математической деятельности;
3) математического стиля мышления;
4) рациональных, продуктивных способов учебно-познавательной деятельности.
Исходя из этого, подбираются задачи с соответствующим содержанием и структурой. Говоря о содержании задачи, имеем в виду:
1) её сюжет, который в соответствии с целью может носить либо абстрактно-математический характер, либо конкретно-бытовой, производственный, занимательный;
2) тот теоретический материал (понятия, свойства, формулы, правила, алгоритмы и т. д.), усвоению которого будут способствовать задачи.
По структуре задачи могут быть сложными или простыми, требовать репродуктивных способов решения (стандартные) или творческих (нестандартные). Последние требуют от учащихся проявления определённых качеств мышления: самостоятельности, глубины, гибкости, критичности, рациональности.
3. Учебно-познавательная компетенция, включающая в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами формируется за счёт полученных знаний и умений организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Здесь надо рассматривать развитие следующих качеств:
-
видеть несколько способов решения задачи;
-
конструирование нового способа из ранее изученных, применение вспомогательных приёмов;
-
нахождение необычного способа решения, при этом полезно завуалировать необходимость необычного способа таким содержанием и структурой, которые по виду напоминают обычную, стандартную задачу;
-
решать задачи известным способом, но необычное содержание задачи маскирует этот способ;
-
перестраивать привычный прямой ход рассуждения на обратный.
4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер, принтер, модем, факс) и информационных технологий (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
СО «1 С: Репетитор. Математика» (КиМ);
СО «АЛГЕБРА не для отличников» (НИИ экономики авиационной промышленности);
СО «Математика, 5-11 ».
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование
информации и материалов следующих Интернет-ресурсов:
Министерство образования РФ: httр://iпfопnikа.ru/; ed.gov.ru;edu.ru Тестирование online: 5-11 классы: kokch.kts.ru/cdo
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: teacher.fio.ru
Новые технологии в образовании: edu.secna.ru/main
Путеводитель «В мире науки» для школьников: uic.ssu.samara.ru/-naukaМегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: mega.km.ru
Сайты «Мир энциклопедий», например: rubricon.ru;encyclopedia.ru
5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик по ходу изучения курса овладевает умением представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебной программе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними.
Так как каждый учащийся решает учебное задание свойственным ему путём, то процесс его решения в классе может быть представлен несколькими алгоритмами. В учебном процессе алгоритмические предписания применяются для:
1) формирования навыков и умений учащихся по данному готовому предписанию;
2) самообучения (самоанализа);
3) анализа хода деятельности учащихся в процессе решения задач при сравнении с "идеальными" предписаниями;
4) планирования и программирования хода выполнения задания;
5) поисково-исследовательской деятельности.
6. Социально-трудовая компетенция, означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя), в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений в вопросах экономики и права. Сюда входят умения анализировать ситуацию, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой.
Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности:
-
ставить цель, задать вопрос;
-
проводить дискуссию;
-
делать выводы;
-
проводить доказательные рассуждения и умозаключения;
-
отстаивать свою точку зрения.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Данная компетенция формируется в результате:
-
умения планировать и осуществлять алгоритмическую деятельность, выполнять заданные и конструировать новые алгоритмы;
-
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-
использования исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
-
свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
умения проводить доказательные рассуждения, аргументации, выдвигать гипотезы и их обоснования;
-
поиска, систематизации, анализа и классификации информаций, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии;
-
развития самостоятельности и способности к получению востребованных знаний, самоорганизации;
-
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесения своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников;
-
умения анализировать ситуацию в любой области, что позволяет быстро найти соответствующее решение;
-
умения применять теоретические инварианты конструкции для решения практических прикладных задач.
Виды и формы контроля:
Срезовые работы:
-
входной контроль,
-
промежуточный контроль,
-
итоговый контроль;
текущий контроль (письменные опросы):
-
контрольные работы,
-
тесты,
-
самостоятельные работы;
-
математический диктант,
-
практические работы,
-
индивидуальное задание;
текущий контроль (устные опросы):
-
собеседование.
Промежуточная аттестация осуществляется на основе положения МБОУ лицея №1 г.Усмани «О формах, периодичности и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся».
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года
В результате изучения данного курса на базовом уровне учащиеся 10 класса должны:
знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
АЛГЕБРА
уметь:
-
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
-
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
-
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ
уметь:
-
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
-
строить графики изученных функций;
-
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций;
-
находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
-
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
уметь:
-
вычислять производные элементарных функций, используя справочные материалы;
-
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
-
исследовать функцию с помощью производной.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для решения прикладныx задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
уметь:
-
решать рациональные, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
-
решать тригонометрические неравенства;
-
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
-
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
-
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для построения и исследования простейших математических моделей.
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь:
-
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
-
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчёта числа исходов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
-
анализа информации статистического характера.
Информация об используемом учебнике
Преподавание алгебрыи начал математического анализа в 10 классе осуществляется с использованием учебника «Алгебра и начала анализа»: учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений/А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др./ под.ред. А.Н.Колмогорова. -М.: Просвещение, 2011.
Данный учебник отвечает последним требованиям ФГОС, рассчитан на преподавание предмета на базовом уровне с недельной нагрузкой 4 часа.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Глава I. Тригонометрические функции.
1.Тригонометрические функции любого угла (7 ч).
Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса. Свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса. Радианная мера угла.
2. Основные тригонометрические формулы (10 ч).
Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла. Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений. Формулы приведения.
Контрольная работа №1 по теме «Тригонометрические преобразования».
3. Формулы сложения и их следствия (8 ч).
Формулы сложения. Формулы двойного угла. Формулы половинного угла. Формулы суммы и разности тригонометрических функций. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования простейших тригонометрических выражений.
4. Тригонометрические функции числового аргумента (8 ч).
Синус, косинус, тангенс и котангенс (повторение). Тригонометрические функции, их свойства и графики; периодичность, основной период.
Контрольная работа №2 по теме «Тригонометрические функции числового аргумента».
5. Основные свойства функций (16 ч).
Функции и их графики. Свойства функций: монотонность, чётность и нечётность, периодичность, ограниченность. Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой у = х, растяжение и сжатие вдоль осей координат. Периодичность тригонометрических функций. Возрастание и убывание функций. Наибольшее и наименьшее значения функций. Экстремумы. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Исследование функций. Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания.
Контрольная работа №3 по теме «Свойства функций».
Основная цель - расширить и закрепить знания и умения, связанныe с тождественными преобразованиями тригонометрических выражений; изучить свойства тригонометрических функций и познакомить учащихся с их графиками.
Изучение темы начинается с вводного повторения, в ходе которого напоминаются основные формулы тригонометрии, известные из курса алгебры, и выводятся некоторыe новые формулы. От учащихся не требуется точного запоминания всех формул. Предполагается возможность использования различных справочных материалов: учебника, таблиц, справочников.
Особое внимание следует уделить работе с единичной окружностью. Она становится основой для определения синуса и косинуса числового аргумента и используется далее для вывода свойств тригонометрических функций и решения тригонометрических уравнений.
Систематизируются сведения о функциях и графиках, вводятся новые понятия, связанныe с исследованием функций (экстремумы, периодичность), и общая схема исследования функций. В соответствии с этой общей схемой проводится исследование функций синус, косинус, тангенс и строятся их графики.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать:
-
определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса; радианную меру угла;
-
формулы сложения и их следствия;
-
тригонометрические функции, их свойства и построение графика;
-
формулу гармонических колебаний.
уметь:
-
работать с единичной окружностью;
-
вычислять синус, косинус, тангенс и котангенс;
-
выводить некоторые свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса;
-
воспринимать устную речь, участвовать в диалоге, записывать главное, приводить примеры;
-
переводить градусную меру в радианную и наоборот;
-
совершать преобразования простых тригонометрических выражений;
-
передавать информацию сжато, полно, выборочно;
-
работать по заданному алгоритму, аргументировать ответ или ошибку;
-
упрощать выражения, используя формулы приведения;
-
выбирать и выполнять задание по своим силам и знаниям, применять знания для решения практических задач;
-
пользоваться энциклопедией, математическим справочником, записанными правилами;
-
преобразовывать простейшие выражения с использованием формул сложения и их следствий;
-
участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение;
-
извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов;
-
выделять и записывать главное, приводить примеры,
-
формировать вопросы, задачи, создавать проблемную ситуацию;
-
воспроизводить правила и примеры, работать по заданному алгоритму.
-
выполнять и оформлять тестовые задания;
-
работать с учебником, отбирать и структурировать материал;
-
использовать справочную литературу;
-
использовать учебно-тренировочные тестовые задания ЕГЭ;
-
выполнять преобразование графиков тригонометрических функций;
-
воспроизводить изученные правила, подбирать аргументы, соответствующие решению;
-
работать с чертёжными инструментами;
-
составлять конспект, проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать, формулировать выводы.
6. Решение тригонометрических уравнений и неравенств (15 ч).
Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс. Решение простейших тригонометрических уравнений. Решение простейших тригонометрических неравенств. Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений.
Контрольная работа №4 по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств».
Основная цель - сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения и познакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.
Решение простейших тригонометрических уравнений основывается на изученных свойствах тригонометрических функций. При этом целесообразно широко использовать графические иллюстрации с помощью единичной окружности. Отдельного внимания заслуживают уравнения вида sinx = 1; cosx = 0 и т. п. Их решение нецелесообразно сводить к применению общих формул.
Отработка каких-либо специальных приёмов решения более сложных тригонометрических уравнений не предусматривается. Достаточно рассмотреть отдельные примеры решения таких уравнений, подчеркивая общую идею решения: приведение уравнения к виду, содержащему лишь одну тригонометрическую функцию одного и того же аргумента, с последующей заменой.
Материал, касающийся тригонометрических неравенств и систем уравнений не является обязательным.
Как и в предыдущей теме, предполагается возможность использования справочных материалов.
В результате изучения данного раздела учащиеся должны:
знать приёмы и методы решения уравнений и неравенств.
уметь решать простейшие тригонометрические уравнения и неравенства.
7. Обратные функции (6 ч).
Понятие обратной функции. Область определения и область значений обратной функции. Взаимно обратные функции. График обратной функции. Обратные тригонометрические функции. Примеры использования обратных тригонометрических функций.
В результате изучения данного раздела учащиеся должны:
знать понятие обратной функции.
уметь определять область определения и область значений обратной функции, строить её график.
Глава II. Производная и её применения.
1. Производная (17 ч).
Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и её сумма.
Приращение функции. Понятие о производной, физический и геометрический смысл производной. Понятие о непрерывности и предельном переходе. Правило вычисления производных. Производные основных элементарных функций. Производная сложной функции. Производные тригонометрических функций. Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной.
Контрольная работа №5 по теме «Производная».
Основная цель - ввести понятие производной; научить находить производные функций в случаях, не требующих трудоемких выкладок.
При введении понятия производной и изучении её свойств следует опираться на наглядно-интуитивные представления учащихся о приближении значений функции к некоторому числу, о приближении участка кривой к прямой линии и т. п.
Формирование понятия предела функции, а также умение воспроизводить доказательства каких-либо теорем в данном разделе не предусматриваются. В качестве примера вывода правил нахождения производных в классе рассматривается только теорема о производной суммы, все остальные теоремы раздела принимаются без доказательства. Важно отработать достаточно свободное умение применять эти теоремы в несложных случаях.
В ходе решения задач на применение формулы производной сложной функции можно ограничиться случаем f(kx + b): именно этот случай необходим далее.
2. Применения непрерывности и производной (12 ч).
Применение непрерывности. Касательная к графику функции. Приближённые вычисления. Производная в физике и технике.
Контрольная работа №6 по теме «Применения непрерывности и производной».
Основная цель - ознакомить с простейшими методами дифференциального исчисления и выработать умение применять их для исследования функций и построения графиков.
3.Применения производной к исследованию функции (14 ч).
Признак возрастания (убывания) функции. Критические точки функции, максимумы и минимумы. Примеры применения производной к исследованию функции. Наибольшее и наименьшее значения функции. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Вторая производная и её физический смысл.
Контрольная работа №7 по теме «Применения производной к исследованию функции».
Основная цель - ознакомить с простейшими методами дифференциального исчисления и выработать умение применять их для исследования функций и построения графиков.
Опора на геометрический и механический смысл производной делает интуитивно ясными критерии возрастания и убывания функций, признаки максимума и минимума.
Основное внимание должно быть уделено разнообразным задачам, связанным с использованием производной для исследования функций. Остальной материал (применение производной к приближенным вычислениям, производная в физике и технике) дается в ознакомительном плане.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать:
-
понятие о пределе функции;
-
определение производной;
-
о физическом и геометрическом смысле производной;
-
алгоритм исследования и построения графика с помощью производной.
уметь:
-
считать приращение аргумента и функции, вычислять простейшие пределы;
-
приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы;
-
уметь работать с учебником, передавать информацию сжато и выборочно;
-
находить производные функций;
-
составлять уравнение касательной к графику функции;
-
решать проблемные задачи и ситуации;
-
использовать справочную литературу;
-
проводить самооценку собственных действий;
-
работать по заданному алгоритму, участвовать в диалоге;
-
аргументированно отвечать на вопросы собеседника;
-
отражать в письменной форме результаты деятельности.
Глава III. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 ч).
Табличное и графическое представление данных. Статистические характеристики. Элементы статистики. Элементы комбинаторики. Начальные сведения из теории вероятностей.
Контрольная работа №8 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей».
Основная цель - ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое используется в дальнейшем при выводе формул для подсчета числа перестановок, размещений и сочетаний.
При изучении данного материала необходимо обратить вниманиe учащихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идёт речь в задаче.
В данной теме учащиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание учащихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
В результате изучения данного раздела учащиеся должны:
иметь представление о вопросах комбинаторики и теории вероятностей, о комбинаторных задачах;
знать понятия: перестановки, размещения, сочетания, относительная частота случайного события, статистические утверждения;
уметь:
-
проводить несложные доказательства;
-
извлекать информацию из таблиц, по графику различных зависимостей;
-
вычислять средние значения результатов измерений;
-
решать практические задачи в повседневной жизни.
IV. Итоговое повторение (14 ч).
Цель:
-
обобщить и систематизировать курс алгебры и начала анализа за 10 класс, решая тестовые задания ЕГЭ;
-
создать условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.
В результате изучения учащиеся должны:
уметь:
-
рассуждать и обобщать, подбирать аргументы, участвовать в диалоге;
-
решать учебно-тренировочные тестовые задания ЕГЭ;
-
отражать в письменном виде свои решения;
-
выступать с решением проблемы;
-
аргументировано отвечать на вопросы;
-
решать прикладные задачи;
-
проводить самооценку собственных действий.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Наименование темы
Количество часов
Контрольные работы
1
Тригонометрические функции любого угла.
7
2
Основные тригонометрические формулы.
10
1
3
Формулы сложения и их следствия.
8
4
Тригонометрические функции числового аргумента.
8
1
5
Основные свойства функций.
16
1
6
Решение тригонометрических уравнений и неравенств.
15
1
7
Обратные функции.
6
8
Производная.
17
1
9
Применения непрерывности и производной.
12
1
10
Применения производной к исследованию функции.
14
1
11
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
13
1
12
Итоговое повторение.
14
Итого:
140
8
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Используемый учебно-методический комплект
Алгебра и начала анализа: учебник для10-11 класса общеобразовательных учреждений/ А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др.; под. ред. А.Н.Колмогорова. -М.: Просвещение, 2011.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
1. Алгебра и начала анализа: учебник для10-11 класса общеобразовательных учреждений/ А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др./ под. ред. А.Н.Колмогорова. -М.: Просвещение, 2011.
2.Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса /Б.М.Ивлев, С.М.Саакян, С.И.Шварйцбурд. -М.: Просвещение, 2009.
3. Задачи по алгебре и началам анализа: пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /С.М.Саакян, А.М.Гольдман, Д.В.Денисов. -М.: Просвещение,2003.
4. Алгебра: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под ред. С.А.Теляковского. -М.: Просвещение, 2010.
5. Алгебра и начала анализа в 9-10 классах: пособие для учителя /Л.О.Денищева, Б.М.Ивлев и др.-М.: Просвещение, 1988.
6.Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа /В.С.Крамор.-М.: Просвещение,1990.
7.ЕГЭ. Математика. Типовые тестовые задания /под. ред. А.Л.Семёнова, И.В.Ященко.-М.: Экзамен, 2014-2015.
8. Система тренировочных задач и упражнений по математике /А.Я.Симонов, Д.С.Бакаев, А.Г.Эпельман и др.-М.: Просвещение, 1991.
9. Устные упражнения по алгебре и началам анализа: кн. для учителя /Р.Д.Лукин, Т.К.Лукина, М.С.Якунина.-М.: Просвещение, 1989.
10. Математика: еженедельное приложение к газете "Первое сентября".
11. Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока
Пункт учебника
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Дата проведения урока
по плану
фактически
I четверть (37 уроков)
Глава I
Тригонометрические функции
§ 1.
Тригонометрические функции любого угла
7
1-2
Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса.
2
01.09.
02.09.
3-5
Свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса.
3
03.09.
07.09.
08.09.
6-7
Радианная мера угла.
2
09.09.
10.09.
Основные тригонометрические формулы
10
8-10
Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла.
3
14.09.
15.09.
16.09.
11-13
Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений.
3
17.09.
21.09.
22.09.
14-15
Формулы приведения.
2
23.09.
24.09.
16
Контрольная работа № 1 по теме: «Тригонометрические преобразования».
1
28.09.
17
Итоги контрольной работы.
1
29.09.
Формулы сложения и их следствия
8
18-20
Формулы сложения.
3
30.09.
01.10.
05.10.
21-22
Формулы двойного угла.
2
06.10.
07.10.
23-25
Формулы суммы и разности тригонометрических функций.
3
08.10.
12.10.
13.10.
Тригонометрические функции числового аргумента
8
26-27
1
Синус, косинус, тангенс и котангенс (повторение).
2
14.10.
15.10.
28-31
2
Тригонометрические функции и их графики.
4
19.10.
20.10.
21.10.
22.10.
32
Контрольная работа № 2 по теме: «Тригонометрические функции числового аргумента».
1
26.10.
33
Итоги контрольной работы.
1
27.10.
§ 2.
Основные свойства функций
16
34-36
3
Функции и их графики.
3
28.10.
29.10.
02.11.
37
4
Чётные и нечётные функции. Периодичность тригонометрических функций.
1
03.11.
II четверть (28 уроков)
38-39
4
Чётные и нечётные функции. Периодичность тригонометрических функций (продолжение).
2
11.11.
12.11.
40-42
5
Возрастание и убывание функций. Экстремумы.
3
16.11.
17.11.
18.11.
43-45
6
Исследование функций.
3
19.11.
23.11.
24.11.
46-47
7
Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания.
2
25.11.
26.11.
48
Контрольная работа № 3 по теме: «Свойства функций».
1
30.11.
49
Итоги контрольной работы.
1
01.12.
§ 3.
Решение тригонометрических уравнений и неравенств
15
50-52
8
Арксинус, арккосинус и арктангенс.
3
02.12.
03.12.
07.12.
53-55
9
Решение простейших тригонометрических уравнений.
3
08.12.
09.12.
10.12.
56-58
10
Решение простейших тригонометрических неравенств.
3
14.12.
15.12.
16.12.
59-62
11
Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений.
4
17.12.
21.12.
22.12.
23.12.
63
Контрольная работа № 4 по теме: «Решение тригонометрических уравнений и неравенств».
1
24.12.
64
Итоги контрольной работы.
1
28.12.
Обратные функции
6
65
Понятие обратной функции.
1
29.12.
III четверть (40 уроков)
66
Взаимно обратные функции.
1
13.01.
67-68
Обратные тригонометрические функции.
2
14.01.
18.01.
69-70
Примеры использования обратных тригонометрических функций.
2
19.01.
20.01.
Глава II
Производная и ее применения
§ 4.
Производная
17
71-72
12
Приращение функции.
2
21.01.
25.01.
73-74
13
Понятие о производной.
2
26.01.
27.01.
75-76
14
Понятие о непрерывности и предельном переходе.
2
28.01.
01.02.
77-79
15
Правила вычисления производных.
3
02.02.
03.02.
04.02.
80-82
16
Производная сложной функции.
3
08.02.
09.02.
10.02.
83-85
17
Производные тригонометрических функций.
3
11.02.
15.02.
16.02.
86
Контрольная работа № 5 по теме: «Производная».
1
17.02.
87
Итоги контрольной работы.
1
18.02.
§ 5.
Применения непрерывности
и производной
12
88-90
18
Применения непрерывности.
3
22.02.
23.02.
24.02.
91-93
19
Касательная к графику функции.
3
25.02.
29.02.
01.03.
94-95
20
Приближённые вычисления.
2
02.03.
03.03.
96-97
21
Производная в физике и технике.
2
07.03.
08.03.
98
Контрольная работа № 6 по теме: «Применения непрерывности и производной».
1
09.03.
99
Итоги контрольной работы.
1
10.03.
§ 6.
Применения производной к исследованию функции
14
100-102
22
Признак возрастания (убывания) функции.
3
14.03.
15.03.
16.03.
103-105
23
Критические точки функции, максимумы и минимумы.
3
17.03.
21.03.
22.03.
IV четверть (35 уроков)
106-108
24
Примеры применения производной к исследованию функции.
3
04.04.
05.04.
06.04.
109-111
25
Наибольшее и наименьшее значения функции.
3
07.04.
11.04.
12.04.
112
Контрольная работа № 7 по теме: «Применения производной к исследованию функции».
1
13.04.
113
Итоги контрольной работы.
1
14.04.
Глава III
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
13
114
Статистические характеристики.
1
18.04.
115
Элементы статистики.
1
19.04.
116
Примеры комбинаторных задач.
1
20.04.
117
Перестановки.
1
21.04.
118-119
Размещения.
2
25.04.
26.04.
120-121
Сочетания.
2
27.04.
28.04.
122
Относительная частота случайного события.
1
02.05.
123-124
Вероятность равновозможных событий.
2
03.05.
04.05.
125
Контрольная работа № 8 по теме: «Элементы комбинаторики и теории вероятностей».
1
05.05.
126
Итоги контрольной работы.
1
09.05.
Итоговое повторение
14
127-128
Формулы тригонометрии. Преобразование тригонометрических выражений.
2
10.05.
11.05.
129-130
Тригонометрические функции. Графическое решение уравнений и неравенств.
2
12.05.
16.05.
131
Решение тригонометрических уравнений и систем уравнений.
1
17.05.
132
Производная. Геометрический смысл производной.
1
18.05.
133
Исследование функции на монотонность и экстремум.
1
19.05.
134
Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке.
1
23.05.
135
Производная и исследование функций.
1
24.05.
136-137
Комбинаторные задачи.
2
25.05.
26.05.
138-140
Учебно-тренировочные тестовые задания ЕГЭ.
3
26.05.
30.05.
30.05.