Открытый урок по математике на темеПрямоугольник 5 класс

   Цели:  ввести понятие прямоугольного параллелепипеда; показать правила изображения в тетради прямоугольного параллелепипеда; дать понятия грань, ребра, вершины параллелепипеда, сформировать умение показывать вершины, ребра и грани в прямоугольном параллелепипеде; помочь учащимся вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба, научиться применять ее для решения задач;  развивать пространственное воображение, активизировать мыслительную деятельность школ...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед».

Цели: ввести понятие прямоугольного параллелепипеда; показать правила изображения в тетради прямоугольного параллелепипеда; дать понятия грань, ребра, вершины параллелепипеда, сформировать умение показывать вершины, ребра и грани в прямоугольном параллелепипеде; помочь учащимся вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба, научиться применять ее для решения задач;

развивать пространственное воображение, активизировать мыслительную деятельность школьников, наблюдательность, развивать умение обобщать, конкретизировать;

воспитывать познавательный интерес, чувство уверенности в себе.

Аудитория: 5 класс

Учебник: Математика. 5кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - 5-е изд. - М.: Мнемозина, 2006. - 270 с.: ил.

Место в системе уроков: первый урок.

Оборудование: набор чертежных инструментов, проектор.

Метод: исследование и описания.

Форма: фронтальная, индивидуальная, групповая

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

Вторично осмыслить понятие прямоугольника, его обозначение, измерения сторон, нахождение периметра.

Построить на доске прямоугольник, обозначить его Открытый урок по математике на темеПрямоугольник 5 класс, назвать его вершины, стороны.

Открытый урок по математике на темеПрямоугольник 5 класс

Прямоугольник - это …

а и в - …

а - это …

в - это …

Площадь прямоугольника равна …

Выражение Р = 2 (а + в) называется …

Прямоугольник, у которого длина и ширина равны, называется …

Вторично осмыслить понятие диагонали. Построить для данного прямоугольника диагонали.

III. Актуализация знаний.

Показать модели пространственных фигур. Презентация: ЦОР к учебнику 5 класс: Прямоугольный параллелепипед 50_1_1nm (1 и 2 слайды)

Отдельно показать модель прямоугольного параллелепипеда.

Задать учащимся вопросы:

Оглянитесь вокруг себя. Назовите три предмета, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда.

IV. Объяснение нового материала.

1) Разобрать задания № 907 (с. 234)с помощью Презентации: ЦОР к учебнику 5 класс: Прямоугольный параллелепипед 50_1_1nm (3 слайд)

  • Какой фигурой является грань параллелепипеда?

  • Все ли грани одинаковые?

  • Какие грани являются одинаковыми?

  • Что представляют собой ребра?

  • Сколько вершин у параллелепипеда?

  • Сколько ребер?

  • Есть ли одинаковые ребра? Сказать про длину, ширину и высоту.

Все ответы сопровождать показом на модели.

2)Учитель: Сейчас мы с вами занимались исследовательской деятельностью: исследовали прямоугольный параллелепипед. Давайте посмотрим к каким выводам мы пришли.

Учитель: Поверхность его состоит из 6 прямоугольников, которые называются гранями прямоугольного параллелепипеда. Стоит запомнить, какая грань как называется: та грань, которая обращена к нам называется передней, точно такая же грань имеется сзади - это задняя грань, боковые грани - левая и правая. Та грань, которая сверху, называется верхняя, а грань, на которой фигура стоит, называется нижней или основанием.

Учитель: Покажите в классной комнате противоположные грани.

Выполним задание: №1.У параллелепипеда длина равна 5см, ширина - 3см, высота - 2см. Начертите все различные грани этого параллелепипеда в натуральную величину.

Учитель: Стороны граней называются рёбрами, а вершины граней - вершинами параллелепипеда.

Учитель: Сосчитайте сколько у прямоугольного параллелепипеда рёбер? Ответ: 12.

Учитель: Сколько у прямоугольного параллелепипеда вершин? Ответ: 8.

Учитель: Сколько у прямоугольного параллелепипеда граней? Ответ: 6.

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что прямоугольный параллелепипед имеет рёбер - 12, вершин - 8, граней - 6.

Учитель: Две грани называются противоположными, если у них нет общего ребра.

Учитель: Для противоположных граней выполняется такое же свойство, как и для противоположных сторон прямоугольника, именно противоположные грани равны.

Учитель: Площади противоположных граней равны.

Выводы записываются в тетрадь.

3) Куб - это прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны. (Показать модель)

Поэтому поверхность куба состоит из 6 равных квадратов.

Посмотрите, из каждой вершины выходят три ребра, все они различны и длины этих рёбер принято называть: длина, ширина, высота. Или по - другому их принято называть измерениями прямоугольного параллелепипеда. Длину обозначают - а, ширину- в, высоту - с.

Учитель: Ребята, а как можно узнать периметр прямоугольного параллелепипеда?

Ответ: У прямоугольного параллелепипеда 12 ребер, каждое из которых повторяется 4 раза. Тогда периметр прямоугольного параллелепипеда будет равен произведение четырех и суммы трех его измерений. Р = 4(а + в + с)

4) Используя алгоритм построения прямоугольного параллелепипеда, построить прямоугольный параллелепипед заданных измерений. Длина равна 5см, ширина - 3см, высота - 2см. Обозначьте красным карандашом вершины прямоугольного параллелепипеда.

Алгоритм построения прямоугольного параллелепипеда

1. Построить прямоугольник заданной длины (а) и высоты (с).

2. Из каждой вершины отложить отрезок, равный половине ширины (в) под углом 45 градусов.

3. Соединить концы отрезков, причем невидимые грани - пунктирной линией.

V. Закрепление изученного материала.

№2. Найдите периметр построенного прямоугольного параллелепипеда.

3) Ответить на вопросы заданий № 910.

VI. Подведение итогов.

  • Может ли гранью прямоугольного параллелепипеда являться треугольник?

  • Сколько равных сторон в прямоугольнике?

  • Сколько равных граней у параллелепипеда?

  • Сколько вершин у параллелепипеда?

  • Все ли ребра параллелепипеда равны?

  • Сколько пар одинаковых ребер в параллелепипеде?

  • Сколько измерений в прямоугольном параллелепипеде?

  • Может ли гранью параллелепипеда являться квадрат?

  • Дайте определение куба.

  • Все ли ребра у куба равны?

  • Может ли гранью куба являться прямоугольник?

VII. Домашнее задание: выполнить задания № 909, 911.



© 2010-2022