• Преподавателю
  • Математика
  • Система подготовки учащихся с задержкой психического развития к государственной итоговой аттестации по математике

Система подготовки учащихся с задержкой психического развития к государственной итоговой аттестации по математике

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М.Г.Сафарова, учитель математики

Вологодская область, г.Череповец

МБОУ «СОШ № 18»

e-mail: [email protected]

Система подготовки учащихся с задержкой психического развития к государственной итоговой аттестации по математике

В рамках приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной целевой программы «Развитие образования» ведется работа, направленная на обеспечение доступности образования для всех учащихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В школе 38% учащихся обучаются в классах по адаптированным образовательным программам начального и основного общего образования для детей с задержкой психического развития. Основной задачей функционирования таких классов является обучение и воспитание учащихся, обеспечивающее коррекцию отклонений в развитии их познавательной деятельности и речи, восполнение пробелов в знаниях и цензовое образование в объеме основной общеобразовательной школы.

Обучение на уровне основного общего образования завершается государственной итоговой аттестацией (далее - ГИА). Экзамен по математике является одной из форм контроля за качеством образования и проводится с целью определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Для учителей математики остается актуальным вопрос подготовки учащихся с задержкой психического развития к ГИА. Это обусловлено, прежде всего, тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. Это отражено в первой части контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ), которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач сопровождается математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам.

В нашей школе обучающиеся 9 классов по адаптированным образовательным программам основного общего образования выбирают ГИА в форме основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) с использованием КИМ, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы.

Результаты опроса участников образовательного процесса свидетельствуют о том, что педагоги, учащиеся и родители считают ГИА по математике в форме ОГЭ наиболее приемлемой формой экзамена для детей с ЗПР. Первая часть КИМ содержит тестовую часть с выбором ответов. В этом случае не требуется писать подробных развернутых вычислений и ответов, что крайне важно, так как у большинства детей с ЗПР низкая скорость письма и имеется дисграфия. Кроме того, задания на соотнесение объектов вызывают интерес, так как такая форма работы знакома детям на коррекционных занятиях с логопедом и психологом. Учителю необходимо перенести имеющиеся навыки на математическое содержание.

Подготовку к ГИА начинаем осуществлять с 5 класса. В связи с введением обязательного экзамена по математике возникает необходимость научить учащихся решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения на каждом уроке обязательно 5-7 минут уделяю для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

КИМ составлены в тестовой форме, поэтому применяю рабочие тетради с тестовыми заданиями, а также сборники заданий с тестами.

В 8-9 классах при проведении тематических и годовых контрольных работ по математике использую задания по форме и структуре приближенные к заданиям экзаменационных КИМ по математике для IX классов, что позволяет психологически подготовить учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации.

При проведении уроков по обобщению и повторению изученного материала, при объяснении нового материала, подготовке к ГИА учащиеся работают со специализированными компьютерными программами, тренажёрами, в которых предоставлены тестовые задания самых различных видов, полезными интернет-ссылками. Организуя урок с использованием ИКТ, планируем как фронтальную, так и самостоятельную работу. Это позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиления его эмоционального воздействия.

При составлении рабочей программы для 9 класса после тщательного изучения и анализа содержания экзаменационных работ и кодификатора тем, определяю основные темы для итогового повторения:

  • Числа и числовые выражения.

  • Неравенства с одной переменной.

  • Линейные неравенства.

  • Действия со степенями (буквенные и числовые выражения).

  • Задачи на проценты.

  • Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных).

  • Решение квадратных уравнений и задач, связанных с их решением.

  • Чтение графиков функций.

  • Дробно-рациональные выражения и уравнения.

  • Арифметическая и геометрическая прогрессия.

  • Чтение графиков и диаграмм.

  • Решение геометрических задач.

При организации итогового повторения использую типовые экзаменационные варианты ФИПИ, задания из открытого банка ГИА. Набор вариантов позволяет своевременно осуществлять диагностику проблемных зон, эффективно выстраивать стратегию и тактику итогового повторения и подготовки к экзаменам.

При повторении материала за курс основной школы уделять особое внимание отработке решения обязательных, стандартных заданий до приобретения устойчивого навыка их решения, а это значит систематически обращаться к таким темам школьного курса математики как: проценты, дроби, графики линейных функций, решение систем линейных уравнений и неравенств, чтение графика квадратичной функции, решение простейших практических задач. При составлении одного и того же задания рассматриваем различные формы записи условия, причем делаю это с помощью самих учеников. При повторении геометрического материала решаем задачи по готовым чертежам. На индивидуальных и групповых занятиях провожу коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях и формированию прочных навыков по наиболее трудным темам.

После итогового повторения в школе проводятся, как правило, два пробных экзамена в условиях, приближенных к экзаменационным. Важно, чтобы все ученики справились с зачетной работой. До проведения пробных экзаменационных работ с учащимися необходимо провести инструктаж по работе с контрольно-измерительными материалами, заполнению бланков ответов, познакомить с демонстрационными материалами по ГИА и с критериями по оцениванию заданий с развернутым ответом, со шкалой перевода баллов в отметки. Такая предварительная работа способствует формированию у учащихся навыков саморегуляции и самоконтроля. Информация о выполнении пробных экзаменационных работ в обязательном порядке доводится до сведения родителей.

Подготовка к ГИА - это сложная и важная составляющая образовательного процесса. В результате систематической работы по подготовке к ГИА 100% выпускников 2014 и 2015 года, обучающихся по адаптированным образовательным программа основного общего образования для детей с ЗПР справились с экзаменационной работой. После окончания школы успешно продолжают обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Библиографический список

  1. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9классе /Л.В.Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. -М.: Просвещение, 2009. -191с.

  2. ГИА-2014. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко.- М.:Издательство «Национальное образование», 2013.-192с.

  3. prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»); http:/drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)

  4. edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства образования и науки РФ, стандарты, информацию о проведении экзамена.

  5. fipi.ru - портал Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений»

© 2010-2022