Структурирование упражнений с помощью познавательных стилей

Рекомендации по подбору упражнений по теме «Обыкновенные дроби».В качестве общих целей обучения математике в различные периоды развития общества на первый план выдвигались либо подготовка ученика к жизни в обществе, либо его интеллектуальное развитие. В рамках инновационных технологий обучения, разработанных на основе психодидактического подхода, в качестве критериев эффективности учебного процесса выступают те изменения с помощью которых достигается самоактуализация ученика, то есть на определе...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структурирование упражнений с помощью познавательных стилей.Структурирование упражнений с помощью познавательных стилей.Структурирование упражнений с помощью познавательных стилей.Структурирование упражнений с помощью познавательных стилей.Структурирование упражнений с помощью познавательных стилей.Структурирование упражнений с помощью познавательных стилей.Структурирование упражнений с помощью познавательных стилей.Структурирование упражнений с помощью познавательных стилей.Структурирование упражнений с помощью познавательных стилей.

В качестве общих целей обучения математике в различные периоды развития общества на первый план выдвигались либо подготовка ученика к жизни в обществе, либо его интеллектуальное развитие. В рамках инновационных технологий обучения, разработанных на основе психодидактического подхода, в качестве критериев эффективности учебного процесса выступают те изменения с помощью которых достигается самоактуализация ученика, то есть на определенных уровнях воспитание переходит в самовоспитание, обучение в самообучение, и образование в процесс самообразования. Успешная учебная деятельность и результативное управление учебным процессом возможно только на основе мониторинга состоянии и движения усвоения изучаемого материала и развития учебной деятельности. Характер оценивания конечного результата учебно-воспитательного процесса может быть разной, но в любом случае организация учебно-позновательной деятельности учащихся должна сопровождаться разработкой системы заданий для «входной», «промежуточной», «выходной» диагностик.

Я второй год работаю в рамках областной экспериментальной площадки по теме «Осуществление диагностики в процессе изучения математики». Приступая к работе я изучила исследование Холодной М.А. о психодидактическом подходе к конструированию задачного материала. С учетом этого возможно структурировать задания соответственно различным стилем деятельности:

  • Алгоритмический стиль

  • Визуальный стиль (соответствие)

  • Прикладной стиль

  • Дедуктивный стиль(логический)

  • Комбинаторный стиль

  • Исследовательский стиль

  • Игровой стиль

Хочу представить вашему вниманию упражнения, которые можно классифицировать по различным познавательным стилям.

Визуальный стиль (соответствие)

Дедуктивный (логический) стиль.

Анализируем и рассуждаем

Исследовательский стиль.

В своей работе я хотела показать, как алгоритмический и визуальный стили выступают равноправно и взаимодействуют между собой.

Для математики все основные алгоритмы для каждой отдельной темы можно отрабатывать при помощи специально подобранных систем заданий, которые можно назвать тренажерами или сериями задач. По отношению к математике всегда имеются ученики, проявляющие повышенный интерес к ней, занимающиеся ей по необходимости, и ученики, которые считают математику скучным сухим и вообще не любимым предметом. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большой степени от того, на сколько умело будет построена учебная работа. По моему игровой стиль деятельности может быть универсальным в том смысле, что он может встречаться как неотъемлемая часть любого из стилей деятельности.

Вот какие задачи можно предложить детям при изучении темы «Правильные и неправильные дроби»:

  • Лев Толстой как-то заметил, что человек-это дробь, числитель которой-то, что думают о нём другие, а знаменатель - что думает о себе сам. Как вы считаете, какой дробью, правильной или неправильной, лучше быть? А вы себя, какой дробью считаете?

  • Найдите какую - нибудь правильную дробь, которая не изменится, если в числителе и знаменателе число перевернуть «вверх ногами» (609/906)



Самые прочные знания - это знания, эмоционально окрашенные. В этом плане могут оказаться полезными различные творческие задания:

  • Составить кроссворд с математическими терминами, интересную задачу



  • Придумать математическую игру

  • Написать сказку или рассказ о каком либо математическом понятии, например ученики шестого класса с которыми я начинала работать в эксперименте, сочинили сказку. Суть сказки состоит в том, что 2 части уравнения - это два острова - государства, соединенные между собой мостом (знаком = ), в одном государстве живут слагаемые с неизвестными, в другом - числа. Днем все ходят друг к другу в гости, меняя на мосту паспорт (то есть знак слагаемого на противоположный), а к вечеру все должны вернуться домой. Понятно что такая сказка помогает ребятам помнить о смене знака слагаемого о переносе из одной части уравнения в другую.

Трудно рассказать в одной статье о собранной системе упражнений по разным познавательным стилям, но самыми красноречивыми здесь могут оказаться цифры.

В начале эксперимента и в течении всего первого года работы проводилось анкетирование учащихся, из которого следует, что математику считают интересным предметом 88%.

Среди причин называют следующее:

  • Интересно, потому, что математика заставляет сосредоточено мыслить.

  • Интересно на уроках диктовать о новых фактах

Литература:

  1. Александров А.Д. Математика, её содержание, методы и значение - т.1, М.; изд-во Академии наук СССР, 1956.

  2. Башмаков М.И. Что такое школьная математика?// Математика М.: Издательский дом «Первое сентября», №48, 2003. c/ 1-4

  3. Ведерникова Т.Н. Интеллектуальная деятельность на уроках математики: формы и методика проведения // Проблемы теории и практики обучения математике: Сборник научных работ, представленных на международную научную конференцию «55Герценовские чтения»/под ред. В.В. Орлова - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.-246 с. - с.94-97

  4. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Изд-во Том. Ун-та. Москва: Изд-во «Барс». 1997. -392с.

Учитель математики высшей категории

Козашвили И.И.

© 2010-2022